Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17).
Понятие “тюрьма” – непростое для обычного слуха. За ним сразу же возникают ассоциации: недоступность, замкнутость, преступление, мрак. Покаяние, к сожалению, на ум не приходит. А ведь именно для того, чтобы привести заблудшие души к осознанию греха, идут православные пастыри за непроницаемые стены…
Что же встречает священника в суровой обители? Конечно же, не улыбки и не радостно протянутые руки. Следственный изолятор – особая структура, которая регулируется разными положениями: здесь сложная система пропусков, неизбежные трудности с выводом заключенных из камер. Порою, прежде чем провести с узниками душеспасительные беседы или совершить Таинства, батюшке приходится проводить в ожидании долгие часы.
Иерей Виктор Первушин, духовно окормляющий СИЗО № 1 Екатеринбурга, хотел бы, чтобы время не уходило зря, а было максимально отдано страждущим. Тем более, что он не просто посещает узников, а несет служение в изоляторе постоянно.
О себе батюшка рассказывает немногословно: как и все, искал смысл человеческой жизни. Когда начал изучать Библию, понял: истина здесь. Стал ходить в храм Всех Святых, привел в духовный центр сына. Спустя время настоятель храма отец Владимир Поммер благословил его на служение в алтарь. Позднее, также по решению отца Владимира и не без собственного согласия, был рукоположен в диаконы, затем – во священники. Тогда и определил ему Владыка послушание: нести слово Божие в обитель скорби.
«Потерянное поколение? Нет, терять их рано…»
Так рассуждает отец Виктор, встречаясь ежедневно с глазами людей, которых жизненные нестроения и собственная безответственность изломали не на шутку. Нелегкий труд исповедовать их, делится батюшка. После десяти исповедей наступает усталость, в то время как в храме обычно исповедуются человек тридцать-сорок. Заключенные рассказывают о жестокостях, издевательствах над животными, людьми. Но и сами они словно затравленные зверьки. Есть среди них такие, которые вообще не слышали доброго слова: родители пили, курили, употребляли наркотики. Постоянный мат стал фоном жизни. Один заключенный еще ребенком был выгнан матерью из дома, чтобы не мешал сожителю. С тех пор его окружала улица. Об этом рассказали его сокамерники, а сам он молчит…
- Это примета нашего времени, когда равнодушие поселилось в сердцах людей, когда матери отказываются от родных детей ради удовольствий, — размышляет отец Виктор. – Но есть и другая опасность: вседозволенность. Избалованные дети, не знавшие ни в чем ограничений, также способны творить зло. Попав в камеру, они начинают понимать, что в их жизни что-то произошло. Моя задача помочь им осознать, что все это не случайно: потеря свободы – прямой результат нарушения Божиих заповедей.
Удивительно, при встрече со священником заключенные находят в своей памяти только три заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй. То есть именно те, которые преступали, не ведая о возмездии.
Отец Виктор не скрывает, что многие узники приходят в молитвенную комнату с потухшими глазами, взглядом исподлобья, иные – бравируя, иные – только для того, чтобы покинуть душные камеры. Но потом начинают откликаться на слово Священного Писания.
Случаи, когда преступники плачут на исповеди, пожалуй, можно пересчитать по пальцам. Слишком уж зачерствели сердца, слишком велико недоверие даже к доброй воле священника. А вот духовная литература, беседы приносят плоды. Многие принимают Крещение, начинают задумываться о будущем. Даже если этого будущего уже нет. Приходилось отцу Виктору беседовать с двумя узниками, приговоренными к пожизненному заключению. Оба видят спасение в обращении к Богу, покаянии, жалеют, что не обратились к Православной вере раньше. Слишком поздно поняли, что нельзя брать на себя роль мстителя, даже справедливого, ибо одно зло неизбежно влечет за собой другое. И клубок этот неостановим.
Кто же они, разнородная паства тюремного священника? Только ли преступники? В основном, это дети потерянного поколения, — считает отец Виктор Первушин.
- Посмотрите, образовательный уровень родившихся до 1985 года – школа-десятилетка и выше. Послеперестроечные дети (имею в виду заключенных) либо вообще не имеют никакого образования, либо 4–5 классов. Они сами признаются, что никто их ничему не учил, никто не готовил к жизни. Большинство из них никогда не бывали в церкви. Отсутствие идеалов, потеря работы привели взрослых к пьянству, к тому, что чада в семье стали обузой. На детях, как на самом слабом звене, и отразились все противоречия времени. Тяжело видеть страдания тех, кто находится в местах лишения свободы. Но разве можно списывать людей со счета? Нужно лишь привести их к пониманию, что все могут оставить нас, только не оставит один Господь. Тогда человек будет крепко стоять на ногах.
«Сложнее с теми, кто на воле…»
Вообще же, признается батюшка, с заключенными есть контакт и понимание. труднее с теми, кто считает, что живет правильно, благополучно и в то же время не ведает о грехе. Если приходится порой выслушивать нападки и оскорбления, то это как раз от таких людей.
Отец Виктор задумчиво перелистывает книжечку под названием “Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника”. Автор ее – профессор, протоиерей Глеб Каляда утверждает, что если администрация тюрьмы, колонии с пониманием относится к тому, что служение священника способствует благу (а не вносит помехи в работу), то тогда и видны результаты. Если же этому благу препятствовать – никакой пользы никому не прибудет.
Прежнее руководство ГУИН само обратилось в Епархию с просьбой, чтобы в следственном изоляторе служил православный священник. Новые руководители, по незнанию, открыли доступ и разным сектантам.
- Возможно, они согласились, не представляя опасности секты, — говорит отец Виктор. — Тем более, что они официально зарегистрированы. Представители секты “Новая жизнь” устремились в корпус несовершеннолетних, где легче воздействовать на слабые души. Они действуют открыто, нагло, напористо. Протягивая одной рукой материальную помощь, другой уводят от путей спасения. Если в следственном изоляторе очень большая нехватка православных книг, то сектантских – хоть отбавляй. Приходится беседовать с работниками изолятора, объяснять истинность нашей веры, но дело идет с трудом. Заместители начальника СИЗО по воспитательной работе и режиму В. Горбунов и М. Габилов после бесед и чтения книг профессора Александра Дворкина поняли вред сектанства, но они не могут ослушаться приказа. Получается замкнутый круг: с одной стороны призываю заключенных к терпению, борьбе с грехом, с другой – идет иная проповедь. Сектанты вначале окружают добром, затем берут жесткую власть и в конце концов лишают людей всех прав.
О том, насколько осторожно надо распоряжаться властью, должны задуматься и сотрудники следственного изолятора. Да, они поставлены над людьми, но ведь и заключенные – люди.
Трудности и надежды
Все происходит по воле Божией и воспитывает в нас терпение и смирение. Кто как не священник знает об этом? Однако, если бы удалось взаимодействовать с сотрудниками СИЗО более согласованно, можно было бы многое выиграть. Ведь добиться исправления преступников только дисциплинарными методами еще никогда никому не удавалось. Пока же на пути православного батюшки много препятствий. Сложна, например, сама процедура проведения Крещения. Для этого нужно дождаться вывода заключенных из камер (порой, в связи с особенностями внутреннего распорядка, это ожидание растягивается до пяти часов!), затем нужно вынести с третьего этажа святую воду, слить из купели в такое место, чтобы оно было непопираемо. Все это приводит к тому, что Таинство Крещения стало возможным лишь в воскресные дни. Особого внимания требует работа с ВИЧ-инфицированными. Это отчаявшиеся люди, которым, как считают они сами, терять нечего. Поэтому вывод их из камер представляет отдельные сложности. Но ведь священник объяснял им, что они могут креститься, исповедоваться, причащаться, как все. “Нельзя обещать впустую, это подрывает авторитет Церкви”, — печалится отец Виктор.
И все же надежды на лучшее берут верх. Если наметившаяся тенденция к пониманию со стороны личного состава изолятора будет иметь продолжение, это позволит работать с заключенными со всей нагрузкой. Если благотворители пожертвуют СИЗО-1 православную литературу, крестики, иконы, окажут другую материальную помощь – это поможет противостоять сектантам и отводить заблудшие души от погибели.
Если перед изолятором начнут, как намечено, по весне строительство храма, то горестное место в центре Екатеринбурга озарится светом крестов.
Людмила Косовская
Екатеринбург, 20 марта, «Православная газета». Празднование масленичной недели в этом году проходило достаточно широко и дружно. И в Екатеринбурге, и во многих городах области местные власти совместно с православными приходами провели для своих жителей 2–9 марта немало интересных культурно-массовых мероприятий. А 10 марта начался Великий пост — об знают, пожалуй, все — и верующие, и неверующие.
Святой Николай Мир Ликийских Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых. Во всех храмах имеются его иконы, причем самые различные образы.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.