Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (237) → 5 апреля — Память преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его

5 апреля — Память преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его

№12 (237) / 22 марта ‘03

Церковный календарь

Святой Никон в молодых летах служил в римском войске начальником отряда. Он был воспитан отцом в языческой вере, но мать его была христианкой. Она всеми силами стралась склонить сына к христианской вере, но все было напрасно. Однажды, провожая его на войну, она сказала: “Сын мой! Если на войне тебе случится быть в опасности, то оградись крестным знамением – и тогда не поразит тебя ни копье, ни меч”.

Никон вспомнил эти слова, когда в пылу сражения оказался окруженным неприятелем. Он совершил крестное знамение и остался победителем. Впоследствии он обратился ко Христу и был пресвитером, затем епископом; подвизался во Фракии, оттуда перешел в Сицилию, где и пострадал со своими учениками-иноками, при императоре Декии.

Каждый из нас привык осенять себя крестным замением. В православной Церкви это обычай всеобщий, всегдашний и самый древний: он, несомненно, ведет свое начало от времен святых апостолов. Но, употребляя всегда и везде крестное знамение, подумали ли мы хотя бы когда-нибудь, что за мысль лежит в основании этого благочестивого обычая, в чем его надлежащее употребление? Как мы должны изображать на себе крестное знамение, чтобы оно могло оказать нам свои спасительные действия?

Прежде всего мы должны изображать его с живой верой. Если мы не будем креститься с верой во Христа Спасителя, умершего за нас на кресте, с верой в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения: в таком случае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будет лишено христианского смысла и не будет угодно Богу: “Без веры угодить Богу невозможно“ (Евр. 11, 6).

Вот какой пример подает нам святитель Григорий Богослов. “Удались, — говорит он дьяволу, — или низложу тебя крестом, пред которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце, крест моя слава. Чтобы не воспламенялся в тебе гнев, прежде всего немедленно прибегни к Богу и моли Его, чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. А потом тотчас положи на себя знамение креста, которого все ужасается и трепещет, и ограждением которого пользуюсь я во всяком случае и против всякого”. А святитель Иоанн Златоуст учит: “Виждь, как вооружил последующего Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче – силу креста, знамение сущей над демонами победы”.

Во-вторых, совершать крестное знамение нужно по заповеди Православной Церкви, соединением трех перстов правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы. Когда мы начертываем на себе крест таким образом, то этим выражаем то же, что выражаем устами, говоря: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Самим сочетанием перстов мы исповедуем веру в Триипостасного Бога.

И, наконец, нужно возлагать на себе знамение креста так, чтобы действительно начертывался на нас святой крест. А если не будет в нашем крестном знамении собственно креста, то как ожидать от него спасительных действий? “Полагая на себе знамение святого креста, — писал Московский митрополит Макарий, — во время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и рамена, мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями, и наши силы душевные и телесные с их деятельностью. А потому, как нерассудительно поступают те христиане, к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такой невнимательностью, поспешностью и небрежностью, что вовсе не начертывают на себе святого креста, а представляют движением своей руки как-будто какую-то детскую забаву, лишенную всякого смысла!”.

В “Православном исповедании” на вопрос: как мы должны изображать на себе знамение честного и животворящего креста, дается такой ответ: “Должно изображать крест правой рукой. Полагая на чело три большие перста, говори: “во имя Отца”, потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: “и Сына”; отселе, перенося руку на правое плечо и провождая до левого, говори: “и Святого Духа”. Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: “аминь”. Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй меня грешного. Аминь”.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

4 апреля — Память священномученика Василия, Пресвитера Анкирского

Священномученик Василий был ревностным защитником веры Христовой и часто обличал еретиков и язычников. При Юлиане Отступнике за безбоязненную проповедь Христа он был подвергнут тяжким мучениям. Каждый день из его кожи выкраивали по семь ремней; когда же вся кожа была изрезана, его проткнули

 
Церковный календарь

6 апреля — Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Тучная Гора»

Предание гласит, что около 300 лет назад эта икона была подарена гражданину Косме Волчанинову настоятелем одного мужского Тверского монастыря в благодарность за хорошо выполненные им внутренние работы в монастырском храме. Один из внуков Космы пренебрег наследственной иконой

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс