Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (235) → О Великом Посте. (10 марта – 26 апреля)

О Великом Посте. (10 марта – 26 апреля)

№10 (235) / 8 марта ‘03

Цветник духовный

Период Великого поста и Пасхи является очень светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются Прощеным воскресеньем, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством Воскресения Христова — Пасхой.

Великий пост это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения большего времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого поста все говеют, исповедуются и причащаются как минимум хотя бы один раз.

Великий пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Четыредестница напоминает нам о 40 днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью.

Страстная седмица (неделя) — это последняя неделя Великого поста. Эта неделя (точнее, 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называются Великими: Великий понедельник, Великий вторник и т. д.

Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.) в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из-за этого у западных христиан бывает, что иудейская Пасха приходится после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.

Западные христиане утратили также древнее понятие о посте и о духовном самовоспитании, то есть борьбе с нашей греховностью. Они считают этот период периодом усиленной молитвы и жертвой Богу; в виде отказа от какой-то любимой привычки. Православный пост гораздо глубже и шире. Это время усиленного духовного подвига, очищения и самовоспитания, которые совмещаются с телесным постом.

Очень сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви — очень мудро — в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить, что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Поэтому миряне, в большинстве случаев как-то себе облегчают пост. Итак, к правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно.

В молитвах говорится «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно устроить себе такую программу поста, которая нам будет духовно приятна. Так же, как утренняя зарядка или бег приятен, так же и телесный пост должен быть приятен. Мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся.

Пост есть одно из самых сильных средств для изменения себя к лучшему. Это время усиленного воздержания от всего плохого и стремления ко всему хорошему. Этот духовный пост и есть самое главное, но он невозможен без телесного поста. В посте мы очищаем свою душу, и к нему нужно подходить с радостью.

Во время поста нужно создать для себя такой строй жизни, чтобы он как щит, как невидимый железный панцирь защищал нас от греховного мира. Мы будем продолжать жить в миру, а духом совершать паломничество в монастырь. Это будет способствовать молитве, уединению, размышлению, самонаблюдению, самоисправлению, духовному чтению, воздержанию от греховных дел, слов и мыслей, борьбе с нашими слабостями и греховными привычками и всеобщему духовному росту.

 
Цветник духовный

О великом грехе несправедливости. Старец Паисий Святогорец

(Окончание. Начало в № 9) Как изолгался мир Злоба людей перешла все границы. Люди стремятся обмануть друг друга и обман считают достижением. Правда, как же изолгался мир! Делают всё недобросовестно, халтурно, но денег при этом дерут больше, чем в прежние времена. И вообще, что ни возьми, все изолгалось и исхалтурилось. Однажды кто-то принес мне рассаду помидоров.

 
Цветник духовный

Дни поминовения усопших – 29 марта, 5 апреля, 6 и 9 мая

Заупокойные службы Вселенской родительской субботы прошли во всех храмах Екатеринбургской епархии 1 марта.Обращаясь к собравшимся в Кафедральном соборе прихожанам, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий напомнил верующим о традициях поминовения усопших. “Вселенская родительская суббота была установлена

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс