Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с Вячеславом Сургановым, руководителем программы областного правительства «Родники».
Сурганов Вячеслав Сергеевич
Родился 27 июля 1933 г.в г. Бакале Саткинского р-на Челябинской обл. в семье геолога. Дед Сурганова В.С. был священником в Челябинской епархии. В 1951 г. окончил Карабашскую среднюю школу № ., в 1956 г. — Горный институт. В 1956–1990 гг. работал в геологоразведочных организациях Урала, из них 5 лет за рубежом — в Гане, Иране, Эфиопии. В сентябре 1969 г. приехал в г. Верхнюю Пышму Свердловской обл. для организации Уральской геологоразведочной экспедиции, впоследствии реорганизованной в трест «Уралцветметразведка».
За успехи по расширению минерально-сырьевой базы СССР награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета». Имеет звания «Заслуженный геолог РСФСР», «Почетный разведчик недр СССР», «Почетный разведчик недр России».
В марте 1990 г. В.Сурганов был избран народным депутатом РСФСР и одновременно председателем Верхнепышминского Совета народных депутатов. С мая 1990 г. по апрель 1991 г. — член Верховного Совета РФ, одновременно -председатель горсовета и горисполкома г. Верхней Пышмы. В 1991 -1994 гг. — глава администрации г. Верхней Пышмы. Почетный гражданин г. Верхней Пышмы. В апреле 1994 г. избран в Свердловскую областную Думу.
6 сентября 1995 г. В.Сурганов избран председателем Свердловской областной Думы. С января 1996 г. по апрель 1997 г. — член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, с мая 1998 г. продолжал исполнять обязанности члена Совета Федерации в составе Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
В апреле 1996 г. был избран депутатами председателем областной Думы Законодательного собрания Свердловской области. На данном посту находился до 2001 г. Затем был назначен руководителем программы областного Правительства «Родники»
Вячеслав Сергеевич, вы — человек с большим жизненным опытом. Как Вы оцениваете нынешнюю нравственную ситуацию в обществе?
Я оцениваю ее очень плохо. Сегодня разными деятелями произносится много фраз о возрождении духовности, нравственности. И при этом те, кто это говорит, представляют себе, что после каждой такой фразы наша нравственность в обществе будет улучшаться и улучшаться. Между тем, на протяжение всего периода так называемых демократических реформ, нравственность в российском обществе идет по наклонной вниз. И это происходит потому, что демократия в нашей стране воспринимается, как вседозволенность. А когда действия гражданина кто-то пытается каким-то образом ограничить, то это воспринимается большей частью наших граждан как покушение на их права и свободы, дарованные конституцией РФ. Но это неправильно в принципе, так как абсолютной свободы и абсолютных прав не давала ни одна конституция и ни в одних принципах создания и формирования любого общества любой страны этого не было и нет. Потому, что свобода одного человека не может ограничивать права и свободы какой-либо группы или целого слоя населения. И сегодня меня, как человека занимавшегося на протяжении достаточно большого числа лет вопросами законодательного и государственного управления, очень беспокоит тот факт, что государство не предпринимает необходимых шагов по наведению порядка в сфере нравственного состояния наших людей.
За последние 14 лет в нашей стране можно найти массу позитивных примеров, направленных на повышение духовности и нравственности. В частности, возрождение религиозной деятельности: строятся церкви, мечети. И сегодня Русская Православная Церковь предпринимает очень много шагов по возрождению духовности, нравственности, по укреплению этих качеств в людях. Шаги это практические, адресованные конкретным людям, в их повседневной жизни.
Но все это, к сожалению, нивелируется негативными процессами, которые сегодня происходят в обществе. Это разнузданная пропаганда бездуховности и безнравственности, идущая по каналам средств массовой информации: фильмы, ток-шоу в которых показывается и говорится о вещах, которые в понимании нормального человека считаются кощунственными, безнравственными и бессовестными. И естественно, когда человек видит все это на экране телевизора, слышит по радио, читает в прессе, то воспринимается это как государственную политику, независимо от того, какое это СМИ: государственное, частное или общественное.
Посмотрите, что происходит у нас сегодня в общественных местах, на улицах, в трамвае — сплошной мат, бескультурье, безнравственность. И происходит это потому, что никто никого сегодня не осаживает, не повышает голос на подобные проявления.
Или возьмите вопросы сохранения экологии, которыми я сейчас занимаюсь как руководитель программы областного Правительства «Родники». Я вижу вокруг больших городов сплошные свалки, горы мусора. Человек, где отдохнул, там все и оставил, бросил и такое впечатление, что у него никакой жизни после того момента, когда он посидел на берегу озера, пруда, или реки, больше не осталось, как будто жизнь закончилась на этом. Можем ли мы вразумить человека, дать ему понимание, что он разрушает окружающую среду, разрушает ее окончательно? К сожалению, сегодня у нас нет даже азов законодательства, регламентирующего такие действия. Поэтому все это происходит и ситуация будет ухудшаться в дальнейшем. В обществе всегда, начиная с незапамятных времен, появлялись люди с пороками. И когда таких людей никто — ни Церковь, ни государственные институты никоим образом не затормаживают, ни нивелируют с помощью управленческих решений, законодательства и т.д., тогда эти негативные проявления развиваются до такой степени, что приводят к противостоянию.
Да, сегодня говорят, что в некоторых странах, например в Дании, узаконили однополые браки. В другой стране гомосексуальным парам разрешили усыновлять детей. Разрешите мне спросить, какое отношение это имеет к России? Если мы обратимся к истории нашего Отечества, то такие действия сами по себе являются маразмом и дикостью. В этом случае надо знать, если что-то придумала одна страна, то нельзя же другим странам обязательно на нее равняться. Тем более, что Россия имеет тысячелетнюю богатейшую историю и культуру, основанную на Православии. Поэтому, в своем обществе мы не должны руководствоваться теми процессами которые происходят, например, в США. Мы должны отстаивать то, что было приобретено веками, то что у нас есть. И прежде всего — наши духовные ценности. Иначе всех нас заставят превратиться в «голубых» и творить это все беззаконие открыто и гласно. Что сказали бы нам по этому поводу наши отцы и деды?!
Когда Церковь говорит: надо следовать заповедям, традициям, необходимо пытаться удерживать развитие пороков — некоторые пытаются одергивать Церковь, говорят, что Церковь отделена от государства и что она не имеет права высказывать свое мнение о том, что в государстве происходит. Но ведь Церковь говорит не о том, что происходит в государстве, Церковь говорит о том, что происходит в обществе. И здесь надо тем, кто критикует Церковь, как говорится, «отделять мух от котлет» и не передергивать факты. Мое мнение — Церковь совершенно правильно поступает, когда отстаивает заповеди, догматы, которые существовали столетиями. Православная Церковь вправе отстаивать русскую культуру, основой которой Церковь и является. Сегодня еще сохранилась исконная культура, которая сформировалась в нашем многострадальном российском Отечестве в течение веков. И сегодня Православная Церковь охраняет эти ценности и делает это на должном уровне. И я здесь не вижу никакого вмешательства Церкви в дела государства. Напротив, с моей точки зрения, государство не выполняет своих функций в сфере сохранения нравственности. Церковь же это считает своим долгом, предпринимая усилия для оздоровления духовно-нравственной атмосферы.
Годы так называемой перестройки совпадают с достаточно активной деятельностью «Православной газеты» Екатеринбургской епархии. Как вы оцениваете деятельность газеты в эти годы?
Положительно оцениваю! Положительно с точки зрения влияния на умы граждан, не зависимо от того верующий человек или нет. В этом плане ее деятельность я оцениваю очень позитивно. Здесь я даже не могу делать сравнения со светской печатью, в которой сегодня нет материалов, наставляющих человека на путь истинный. СМИ занимаются сегодня всем чем угодно, кроме вопросов, о которых мы с вами беседуем.
Говорят, что государство вообще не должно заниматься вопросами нравственности и воспитания. Говорят, что воспитанием должна заниматься семья. Правильно! Семья должна этим заниматься! Но, неужели одна только семья? Давайте представим, что ситуация, сложившаяся в нравственной сфере сегодня, будет продолжаться десятилетиями, и все будет отдано на откуп только семье? В конечном итоге это приведет к деградации нашего общества! И если не будет газет, подобных «Православной газете», отстаивающих нравственные принципы, тогда нам надо будет добровольно сдаваться тому наступлению, которое происходит на Россию в лице пропаганды насилия, разврата и вседозволенности. Если у нас не будет такой печати, как православная, таких газет как «Православная газета», то мы будем жертвами безнравственности, массового наступления всяких сект и недружественных нам религий.
Ответьте мне, с чего ради у нас, на территории России образуются епископаты Католической церкви? По какому праву? Ведь Русская Православная Церковь не наступает на западные страны, на США. Она даже борется за то, что ей много веков принадлежало на Украине или в Прибалтике. Потому «Православная газета» должна не только призывать к доброделанию, но и защищать основные принципы Православия, где бы то ни было.
Мы переживаем время всеобщей безответственности. Никто не отвечает за свои деяния, за свои заявления, за свои предложения. Если бы речь шла о рыночных отношениях, где царствует голый расчет, то возразить было бы трудно. Но речь идет о наших нравственных принципах! А нравственные принципы одинаковы во всех традиционных религиях. Но если посмотреть на сектантские группы, то там близко всего этого нет, там нет ни какого устремления к благоденствию России! Так почему же государственные структуры не должны поддержать тех, кто созидает Россию, и резко ограничить тех, кто хочет ее разрушения?
Не создается ли у Вас, уважаемый Вячеслав Сергеевич, впечатления, что в последние годы эта позиция противостояния Русской Православной Церкви становится агрессивной? Когда Владыка Викентий выступает по общественно значимым проблемам, его пытаются одернуть. Даже тогда, когда представители «сексуальных меньшинств» пришли уже пикетировать Епархию — у нас это не запрещено!
Не только создается впечатление, но так оно и есть! Это происходит потому, что не всем оппонентам Православия дается должный отпор на законодательном и управленческом уровне. Вы можете вспомнить, в каких муках мы принимали закон, связанный с религиозной и миссионерской деятельностью в нашей области. Несмотря на то, что у нас были и сторонники и оппоненты, мы этот закон приняли. И этот закон был одним из первых законов субъектов Федерации по этой тематике. И как не хотел остановить его тогдашний генконсул США в Екатеринбурге, закон был принят. В нем были ограничения по части религиозных конфессий. Мы говорили только о традиционных религиях, там говорилось о том, что любая конфессия может здесь быть, но она должна обязательно зарегистрировать свою деятельность. Это было мнение людей, которых представляли депутаты Областной думы. Но теперь все это убрали и из местного закона, и из федерального. О чем остается только сожалеть.
Мы видим, что безнравственность идет с экранов телевизоров. Нас провоцируют на обмен мнениями о том, что сейчас в Дании существует некие законодательные акты, так почему у нас не ввести их? А почему мы должны следовать их решениям? Я никак не допускаю того, чтобы это стало нормой жизни в России. У меня не укладывается в голове, что в центре города Екатеринбурга открывается этот клуб «Клон». Он не сам по себе появляется, кто-то же выдает разрешение на его открытие!? И если эти должностные лица попустительствуют разврату, то вот мы и видим протестные пикеты, демонстрации, заявления здоровой части общества. И конечно, те люди, которые открыли это, если можно сказать «заведение», они будут проявлять энергию, чтобы отстоять свое положение. Но, на мой взгляд это можно решить очень быстро, надо только руководителям, отвечающим за эти вопросы, иметь ответственность и понимание ситуации. Если деятельность клуба «Клон» будет запрещена, то процесс пропаганды разврата затихнет, но если, это безобразие, как говорится, «сойдет с рук», то процесс развращения общества будет усугубляться, расширятся и углубляться.
Потому, я считаю правильным обращение архиепископа Викентия, которое я прочитал в «Областной газете». Я считаю, что Церковь правильно понимает данную ситуацию. Иначе что же она — сидела и молчала бы и наблюдала спокойно за всем этим безобразием?! Я со своим управленческим опытом понимаю и знаю, что этот вопрос — о существовании развратного клуба в центре города Екатеринбурга — разрешить очень просто. И если мы озабочены нравственным состоянием нашего общества, будущим своих детей и внуков, мы должны предпринять усилия и остановить разложение нашего общества.
И сложная демографическая ситуация, и болезни, и преступность — это есть прямое последствие разнузданной проповеди вседозволенности, разврата и «свободной любви без нравственных предрассудков», свидетелями которых мы являемся прошедшее десятилетие. Как я уже говорил выше, здесь необходимо вмешательство государственных властей, которые утвердили бы должный порядок в социально-нравственной атмосфере нашего областного центра. Ибо то, что происходит в Екатеринбурге, так или иначе влияет на происходящее в городах и районах всей нашей области.
Екатеринбург, 26 февраля, «Православная газета». В 2002 году администрация США выделила более 17, 5
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.