Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
“- Покайтесь! – Призывал иудеев Иоанн Предтеча. – Покайтесь! – Взывал Господь наш Иисус Христос к народу. И в Апостольских проповедях, поучения сводились к обращению и покаянию грешников.
Что же такое покаяние и как можно и как надо каяться? Следует отметить, что большинство православных христиан, которые регулярно посещают храмы Божии: постятся, ходят на исповедь, жертвуют на храм, творят милостыню и по силам отвращаются от злых дел, много наслышаны о покаянии и знают, что не раскаянная душа не может спастись, и после смерти телесной попадает в ад. Но знания эти у них смутны, неопределенны и не точны. Представления у них слагаются о покаянии возвышенном, доступным немногим, в основном христианам подвижникам довольно преуспевшим и совершенным. Покаяние такое с болезненной сердечной скорбью, с воплями, рыданиями и обильными слезами или слезами сердечными. Потому бывает когда задумается кто-либо из них о будущем веке, то душу пронизывает трепетный ужас, ибо каяться так по немощи своей не может. При этом огорчаясь и падая духом, говорит в себе:
- Не спастись мне грешному…
Такие люди подобны купцу, который много слышал о богатом, красивом городе, где можно приобрести хорошего товару и купец этот хотел бы в него попасть и мечтает об этом, да не может. И вот по тайному Промыслу Божиему, он попадает в этот самый город, бродит по улицам, радуется дивясь красотам его; на торгах накупил товару себе по душе и, по неразумию своему не знает, что он находится в городе о котором мечтал.
Так и христиане многие; в жизни своей часто каются, покупают товару себе, который сглаживает грехи их, счищает их от грехов, но не ведуют об этом.
Мало кому известно, что кроме вышесказанного, высокого покаяния, по учению святых отцов, а в частности святителя Иоанна Златоустского, имеется множество других видов покаяний; доступных как монахам, так и мирянам, как интелегентам, так и людям простым.
Пост один из таких видов. Христианин не ест до сыта, вкушает постной пиши не более двух раз в сутки. Воздерживает язык свой от осуждения ближнего, от сквернословия, нудит себя отвращаться других не угодных Богу дел. Для чего и для кого он делает все это? Конечно же для всевышнего. Имея страх Божий, желая угодить и умилостивить Его, постится для Бога и ради Бога. Таким образом он кается, заглаживая свои грехи.
Возьмем другой вид покаяния – это молитва. Христианин как только вспоминает о Боге, особенно в скорбях, напастях или сделав грех какой, тут же возносили свой ум горе, горячо от сердца взывает: — Господи, помилуй мя грешного, господи, прости мя окаянного.
Грешник просит о помиловании себя, просит отпустить долги ему греховные. Что же это такое как ни покаяние? Если он молясь осознает свою греховность, осуждает свои грехи – значит он кается.
Есть еще прекрасный вид покаяния – это прощение грехов ближнему. Ибо сказано:
- Если вы будете прощать людям согрешения их, то и вам простит Отец воли Небесный , — и еще,
- Носите тяготы друг друга.
Положим кого-то из вас кто-то обидел, оклеветал, опоносил всяко. В таких случаях должно всячески стараться не допускать вползти гневу в душу, но если по немощи нашей гнев все же вспыхнул в сердце, то пламя его начинает пораждать целый рой злых помыслов, которые как мухи облепив наш ум, затемняют его. При этом надлежит призвать все силы свои, все свое самообладание и горячо, от сердца в уме возопить к Царю небесному:
- Господи, прости раба Твоего и брата моего и не вмени ему сие за грех, ибо по немощи своей не ведает что творит. Прости и меня, господи, за то, что гнев допустил в душу к себе. Такое делание проделывать надобно не раз и не два, а до тех пор, пока гнев уляжется, утихнет. Поначалу молитва за обидчика, искренняя от души, не будт получаться, но к сему должно приложить труд, а к труду усердие и терпение. Когда же научитесь горячо, от сердца молиться за врагов ваших, Господь тайно и неведомо для нас так устроит, что обидчики и клеветники наши как бы само собой возымеют добрые и мирные чувства к нам.
Почему же так необходимо делать это не медля? Потому, что если не поторопиться об изгнании из сердца злого помысла и оставить его, и начать беседу с ним, то гнев переродится в памятозлобие, а памятозлобие не скоро и не с легкостью будет прогнать. И тогда как обидчик ваш давно забыл про вас и где-то будет ходить и веселиться беззаботно, вы будете терзать себя и мучить, и строить мысленно в сердце своем планы мести, которые один жестокосерднее другого: Мол – Я бы его так, и так, и еще бы вот так, — мысленно как-бы разрывая на части врага своего, будете рвать на клочки сердце свое.
Поэтому кто научится прощать грехи ближнему своему, научится таким образом каяться; через это привлечет к себе благодать Божию и обретет мир в душе своей.
Есть еще вид покаяния нисколько не хуже предыдущего – это милостыня. Что же это такое? Это прежде всего милосердие. Милосердие не распахнутое на показ, но тайное, бескорыстное, ответ души.
Положим пришли вы к знакомому, а у него горе; или из родных заболел кто, или сам он, вы падали ему милостыню в виде слова; то есть успокоили его и отчасти разделили с ним его горе. После же выйдя из дома его, встречаясь с друзьями и знакомыми своими, не вздумайте трубить во всеуслышание, что вы помогли тому-то, так-то и тем-то. Потому что поступающий так, вместо награды обретет гнев Божий. Ибо любое доброе дело сделанное тайно, — для Бога и ради Бога, дело же сделанное на показ – для славы своей.
Возьмем другой пример: Сидят рядком нищие, по нашим меркам “достойного” наружного вида. В сторонке от них притулился один нищий, на наш взгляд “не достойного” вида. Давно не бритый, опухший, глазницы в синяках. Таких мы как правило обходим говоря:
- Еще чего не хватало, алкоголику давать, все равно пропьет! Может быть все так оно и есть на самом деле; нищий этот по немощи своей пропил все, что у него было, и не хотел бы пить, но хоть убей его, не может бросить эту злую привычку. Побитый, голодный, всеми гонимый, сидит здесь уповая на то, что ему подадут хоть что нибудь самые милостивые, самые сердобольные.
Праведный Иоанн Кронштадтский, будучи молодым священником в г. Кронштадте, где как раз весь Кронштадт кишел такими “недостойными” семействами, раздавал им все свое жалование, и не редко случалось что домой приходил босиком. В конце концов Епархиальное начальство запретило выдавать деньги на руки о. Иоанну и жалование за него стала получать жена его.
Полицейский охранявший неспокойный участок, находившийся рядом с домом о. Иоанна, возмущался не редко выговаривая ему:
- Батюшка, на кого вы деньги тратите свои, ведь это самый низкий, подлый народ. Пропивают все до нитки, наглые, дерутся то и дело и над вами же смеются потом. О. Иоанн молча улыбался, но продолжал делать свое дело. В городе о. Иоанна никто не принимал всерьез, кроме нищих и семейств “недостойных”, считая его священником юродивым. Позже он получил от Бога обильные дары. За что? Как раз за такую бескорыстную милостыню.
Кто научился так каяться, тот обретет великую милость от Бога. Есть еще один надежный вид покаяния. Это небесное таинство – чистая исповедь.
Христианин согрешил, пал, пал в грехе смертном. Повяз или в хищении, или в прелюбодеянии, или в блуде, или еще в каком подобном грехе. Когда творил грех, не думал о Боге, а если Бог приходил на ум в такое время, шарахался от Него как от огня. Одновременно грешить и помнить о Боге и стыдно, и страшно, ибо осознаешь что Бог рядом, смотрит на тебя и на грех твой.
Но по немощи своей ты все же согрешил, что же делать теперь? В таких случаях христианин идет на исповедь. Встает смиренно в очередь и мучается. Его угнетает мысль, как он о своих беззакониях будет говорить священнику. Стыдно, ой как стыдно, до жути. Лучше бы провалился сквозь землю, чем раскрывать эти тяжкие грехи свои. Но деваться некуда, ты прижат к стене. Если не исповедаться, на плечах своих будешь носить мешок свинца и в придаток получишь тяжкие? Большие епитимии от Бога. И вот подходит твоя очередь, ты сам не свой встаешь рядом со священником и с трудом из сердца своего начинаешь выбрасывать все мерзкое и гнусное, всю внутреннюю грязь свою. По мере очищения душа легчает и светлеет. Почему? Потому что ты каялся. Каешься когда идешь в церковь с тяжелым чувством рассуждая в себе о грехах своих, каешься когда стоя в очереди на исповедь, стыд мучает тебя, каешься и тогда, когда опустив голову, пряча глаза свои, произносить первые слова священнику.
И если ты после исповеди возымел крепкое желание в сердце своем бороться с теми грехами, которые исповедал только что – знай! Что ты уже прощен Богом.
Вот мы рассмотрели пять видов покаяния, которое можно сравнить с элексиром жизни. Все эти виды способствуют уничтожению многих наших грехов и привлечению к нам благодати Божией.
Братья и сестры! Эликсир могучий и нетленный пред вами, берите его и лечите души свои, а тем, кто уже врачует им себя, должно не ослабевать и не оставлять сего врачевства. Ибо сказано:
- Претерпевший до конца, той спасется.
Богу нашему слава, честь и держава, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Послушник Георгий Черняев,
Свято-Николаевский Верхотурский монастырь
“Чтение Слова Божия (Библии) и писаний святых отцов — одно из необходимейших условий для жизни православного христианина, “родитель и царь всех добродетелей” (Свят. Игнатий). Однако зачастую нам очень трудно решить какую духовную литературу читать, как часто это делать и к каким средствам прибегать для того, чтобы лучше понять и применить прочитанное.
Екатеринбург, 22 января, «Православная газета».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.