Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
“Чтение Слова Божия (Библии) и писаний святых отцов — одно из необходимейших условий для жизни православного христианина, “родитель и царь всех добродетелей” (Свят. Игнатий). Однако зачастую нам очень трудно решить какую духовную литературу читать, как часто это делать и к каким средствам прибегать для того, чтобы лучше понять и применить прочитанное.
Попробуем разобраться. В первую очередь, необходимо выяснить какие именно книги соответствуют нашему духовному развитию. Конечно, проще всего на прочтение той или иной книги благословиться у священника. Однако некоторые книги мы можем выбрать для себя сами. Так для людей еще только начинающих свою жизнь в Православной Церкви помимо Евангелия очень будут полезны такие книги, как “Азы Православия”, “Первые шаги в Храме”, “Закон Божий”, брошюры о таинствах Причастия и Покаяния, жития святых, а также газеты “Православная газета”, “Голос Православия” и молодежный “Покров”.
Тем, кто уже длительное время регулярно Посещает храм, хорошо знает Священное Писание, основы веры и богослужения Церкви, можно начинать изучать Святых Отцов Православия. Мало у кого получится сразу же приступить к изучению духовных писателей, которые жили во времена сильно отличающиеся от наших, говорили трудно понятным языком с очень сложными оборотами речи. Поэтому начинать изучение святоотеческого наследия удобнее всего с тех отцов, которые жили не так давно и чья жизнь более близка нам. Среди них можно назвать свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, св. пр. Иоанна Кронштадтского. Из современных авторов можно порекомендовать читать Антония митрополита Сурожского, архимандрита. Иоанна Крестьянкина и пр.
И уже только после всего вышеуказанного можно обращаться к таким сокровищницам святоотеческой мысли, как “Добротолюбие”, “Лествица” преп. Иоанна, “Невидимая брань” преп. Никодима Свято-горца, “Луг духовный” блаженного Иоанна Мосха и т.д.
В обязанностях каждого родителя лежит подбор книг и для своих детей. Ведь заботясь об одежде и телесной пище для них, неразумно забывать и о пище духовной. Так детям необходимо читать Библию в пересказе для детей, переработанные жития святых (Очень важно, чтобы текст был на современном русском языке, с иллюстрациями и не со слишком мелким шрифтом). Будет очень хорошо, если ребенок сам сделает поучительные выводы из прочитанного и применит их (при помощи родителей) в своей собственной жизни.
Как нужно читать духовную литературу
Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает нас об опасности чтения книг не соответствующих нашему образу жизни. Так, мирянам следует очень осторожно подходить к сочинениям, адресованным монашествующим, извлекая из них только то, что пригодится им в их собственной духовной жизни.
Приступать к чтению лучше всего в уединении, чтобы добиться той тщательности и внимательности, когда все суетное, мирское отходит от нас. Надо помнить и о том, что при всей важности усердия, куда важнее здесь постоянство. Преп. Макарий Оптинский сравнивает излишнее рвение со “вдруг сделавшимся наводнением”, после которого следует “совершенное оскуднение воды”. Он же советует применять прочитанное не к окружающим нас, а только к самим себе, ведь “искавши спасения, по учениям отеческим, должно очищать свое сердце от страстей и их действий, а не смотреть на других”.
Что такое Священное Писание
Священное Писание — это Божественное откровение, которое было передано нам через пророков и апостолов. Находясь под действием Святого Духа, они написали Библию. Книги Библии, написанные до Рождества Христова, называют Ветхим Заветом, а после — Новым Заветом. Сначала православные христиане изучают Новый Завет, (ведь именно в нем описывается земная жизнь Спасителя и зарождение Церкви). И уже много после, имея необходимые богословские и исторические знания можно приступать к изучению Ветхого Завета.
О чтении Священного Писания (по свт. игнатию)
Важно помнить, что именно Святое Евангелие решает нашу вечную участь. По нему мы будем судимы, и по тому, какими были здесь на земле по отношению к Нему, получим вечное блаженство или адские муки (Ин. 12, 48). Для этого необходимо жить по Евангелию. Постараемся, чтобы Евангелие вошло в наши ум и сердце, чтобы мысли наши постоянно обращались к Нему. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением и изучением Евангелия.
Евангелие можно сравнить с зеркалом. Ведь каждый из нас, если захочет, может увидеть в нем состояние своей собственной души. И там же мы находим образцы истинной духовной жизни. Это поможет нам освободиться от своих грехов и начать вести новую, благочестивую жизнь.
Как нужно читать Евангелие
При чтении Евангелия не надо стремится испытать наслаждение, восторг или отыскать какие-то блестящие мысли, но важно увидеть в нем непогрешимую святую Истину.
Нельзя останавливаться на одном чтении Евангелия; постараемся исполнять его заповеди, читать его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее всей своей жизнью.
Читать Евангелие надо с крайним благоговением и вниманием. В нем нет ничего маловажного, недостойного изучения. Каждая ничтожная его часть испускает луч жизни. Пренебрежение жизнью -смерть.
Как нам лучше понять Евангелие
Перед чтением Евангелия необходимо помолиться, чтобы Господь открыл нам все то, что сокрыл в Своем Слове.
Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, подумаем, что душа наша, носящая всяческие грехи, подобна этим больным. Исцеление телесных недугов здесь — доказательство и следствие исцеления души. Научимся по Евангелию вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и нас, если мы будем прилежно просить Его и подтвердим свою веру делами.
Настроим свою душу на то, чтобы быть способным к получению исцеления. А его способны получить лишь те, кто сознался в своей греховности, решился оставить ее (Ин. 9, 39–41). Гордецу, не видящему своей греховности, бесполезен Спаситель (Мф. 9, 13).
Оставим греховную жизнь, оставим все свои низкие пристрастия и наслаждения, и Евангелие сделается для нас доступным и понятным.
Для любящего только себя, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает лишь букву, а истинный смысл, остается для него под непроницаемою завесою. Очень многие ежедневно читают Евангелие — и, вместе с тем, никогда не читали его, совсем не знают его.
О толковании Евангелия
Не стоит самим истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Ведь они созданы святыми пророками и апостолами не произвольно, а по внушению Святого Духа (2 Пет. 1, 21). Поэтому истолковывать их произвольно — опасно. Святой Дух Сам истолковал Писание через святых отцов. И Слово Божие, и толкование его — действие Святого Духа. Только это истолкование принимает Православная Церковь и ее истинные дети. И выходит, что Слово Божие, Слово спасения, для дерзких толкователей его оборачивается вечной погибелью (2 Пет. 3, 16. 2 Кор. 2, 15–16). Им навечно убили себя протестанты, адвентисты, мормоны, баптисты, пятидесятники и прочие сектанты и еретики, впавшие произвольным толкованием Писания в богохульство. В православной литературе лучшие толкования мы находим у свт. Иоанна Златоуста, бл. Феофилакта Болгарского, толкования многих отцов собраны профессором Лопухиным.
Некоторые советы читающим Евангелие
Евангелие — это книга, имеющая свою четкую структуру и порядок изложения. Поэтому читать ее надо по порядку, а не отрывками.
Евангелие необходимо читать ежедневно по одной или нескольким главам. Важно определить себе минимальную норму и стараться всегда держаться ее. При чтении нельзя торопиться, стараться охватить как можно больше — куда важнее здесь вдумываться в каждое слово, перечитывая понравившиеся места по нескольку раз. Читать Евангелие можно всю жизнь и каждый раз, по мере нашего духовного роста, в нем будет открываться для нас что-то новое.
Евангелие нужно читать благоговейно, внимательно, не отвлекаясь даже на, казалось бы, важные дела. Важно помнить, что именно лукавый пытается отвлечь нас от этого богоугодного дела.
“Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью. Ближних же своих спасайте, сколь можете — тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым — даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние”.
“- Покайтесь! – Призывал иудеев Иоанн Предтеча. – Покайтесь! – Взывал Господь наш Иисус Христос к народу. И в Апостольских проповедях, поучения сводились к обращению и покаянию грешников.Что же такое покаяние и как можно и как надо каяться? Следует отметить, что большинство православных христиан, которые регулярно посещают храмы Божии
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.