Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (225) → Солнце правды. 7 января — Рождество Христово

Солнце правды. 7 января — Рождество Христово

№48 (225) / 22 декабря ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Я обязан образумиться
Цветник духовный
Любовь пребудет во веки

О чем некогда предсказывали пророки и что желали видеть праведники, наконец сбылось и получило исполнение: “Бог на земле явился во плоти и с человеком поживе” (Варух 3, 38). “Явилось Солнце правды, изливающее на всех лучи любви и просвещающее наши души. Ныне Дева родила Иисуса в Вифлееме” (Михей 2, 14).

Когда род человеческий нисшел в самую глубину нечестия и беззаконий. Когда грех умножился и распространился по лику всей земли. Когда реки беззакония разлились по земле и гордость человеческая до небес воздымала свою главу. Когда люди служили диаволу, забыв и оставив своего Творца. Когда всюду курились идольские жертвы и самый воздух был пропитан и осквернен дымом этих жертв. В то время, когда языческий мир, погрязая в пороках, опытно убеждался в своем бессилии поднять себя из глубины нравственного падения, избранному народу Божию стали даваться откровения и пророчества о имеющем прийти в мир Искупителе. Господь как бы ждал, пока исполнится мера зла, чтобы Своим воплощением исцелить все виды его в страждущем человечестве.

Пресвятая Дева была обручена с Иосифом уже после Благовещения Архангелом Гавриилом о зачатии Богомладенца. Она была дана ему под видом супружества, чтобы он был хранителем Ее девства и заботился о Ней. Еще прежде, чем они стали жить вместе, Она уже имела Младенца от Святого Духа. Иосиф был всего лишь мнимым Ее мужем, а в действительности хранителем Ее девственной чистоты, посвященной Богу. Ибо Господу было угодно утаить и скрыть от диавола тайну Своего воплощения от Пречистой Девы. И для этого Он покрыл девство Своей Матери супружеством.

Чтобы враг не знал, что Она та самая Дева, о которой предрек пророк Исаия: “се Дева во чреве приимет” (Ис. 7, 11). Иосиф должен был послужить таинству воплощения Сына Божия, как ширмой. Чтобы не распознал враг рода человеческого имеющего свершиться каким образом Господь благоволит пребывать с людьми. Ибо диавол со времени пророчества зорко следил за всеми девицами, чтобы какая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девой.

Перед Рождеством Христовым вышло повеление от кесаря Августа о всенародной переписи населения Римской империи. Но нельзя не удивиться, как все это содействовало тому, чтобы исполнилось древнее пророчество о рождении Спасителя во всей точности и без малейшего нарушения человеческой свободы. Благоговея перед неисповедимостью путей Промысла Божия, нельзя вместе с тем и не признать великого самоунижения воплотившегося Христа, которому Он должен был подвергнуться вследствие этой переписи.

Имя Иисуса, пред величием Которого преклоняется всякое колено земных и небесных сил, от самого рождения должно было быть вписано в число подданных языческого Римского правителя. Пресвятая Мария, хотя и была “непраздной”, пошла на перепись, повинуясь царскому указу, “ибо несть власти, аще не от Бога”. Святой Иосиф утешал себя мыслью, что пребывание в Вифлееме не продлится долго. Что он, воздав должное “кесарю кесарево”, успеет вернуться в Назарет до наступления родов Марии. Но скоро ли могла дойти очередь до бедного древодела, который хоть и происходил по прямой линии от царя Давида, но не имел других знаков отличий, кроме старческих седин и чистоты души.

Едва святая чета достигла Вифлеема, как Марии пришло время родов. Иосиф очень старательно искал в городе удобного помещения и не мог найти. Городок был настолько мал, а множество народа, пришедшего на перепись, до такой степени переполнило все дома, что не оказалось свободным даже и малого уголка для святых странников. Оставалось одно: искать прибежища в городских окраинах. Там, недалеко от Вифлеемских ворот, Иосиф нашел пещеру, примыкавшую к одной из пригородных гостиниц, близ источника Давидова, в которую пастухи загоняли скот в часы зноя и непогоды.

Иосиф и святая Дева были вынуждены воспользоваться этой пещерой и там искать приюта для себя и ожидаемого Младенца. Провидение Божие очень заботилось о судьбе Своего возлюбленного Сына. Ибо если бы для святой четы и нашлось место в одной из гостиниц, то сколько было бы беспокойства от суеты и шума людей праздных и любопытных. Между тем как в этой пещере они были одни, находясь лишь в невидимом присутствии Самого Господа Бога и Его святых Ангелов.

В этой пещере Благодатная Мария без посторонней помощи и родила воплощенное Слово – Господа Бога нашего Иисуса Христа. Матерь Божия не познала болезней рождения, свойственной всем женщинам. Христос родился, как всякое человеческое дитя, по исполнении девятимесячного срока чревоношения, но родился безболезненно. Родился превыше закона деторождения, пройдя чрез Ее утробу, “подобно лучу солнца”, не повредив девства Пречистой Девы, но еще более усугубив Ее чистоту Своим прошествием.

Пресвятая Дева Сама приняла Сына в Свои Пречистые руки, поскольку родила безболезненно. Сама повила, спеленав Свое сладчайшее Чадо белыми льняными пеленами, заблаговременно приготовленными для этого и привезенными с собой из Назарета. Она никого не допустила коснуться нечистыми руками до рожденного Ею Младенца и Сама же первая поверглась пред Тем, Который удостоил Ее быть Своей Матерью.

С трепетом и волнением взирала Она на пресветлый лик Сына, изумляясь его правильным чертам, совершенству и благородству. Изумлялась и не могла поверить в то, что пред Ней, в образе Ее Сына – Сам Владыка вселенной! Сам Господь Бог Саваоф – создатель земли и неба! Создатель всех небесных сил! Создатель и Творец человека!

“Не могу поверить, — размышляла Она. – Не могу объять разумом. Предо мной Тот, с Кем лицом к лицу разговаривал великий Моисей. На Кого с трепетом взирал патриарх Авраам. Кого удостоились лицезреть пророки Исаия, Самуил, Давид и др. Тот, Кто избрал Меня быть Его земной Матерью. Взираю и ужасаюсь! Взираю и трепещу!

Разве мало иных дев достойнее Меня? Разве мало иных – совершеннее меня? Но остановил свой выбор на Мне. Меня избрал быть Его сосудом, Его слугой, Его носителем, Его матерью.

Страшусь и трепещу коснуться Его. Взять на руки, повитого пеленами – Творца, Владыку и Создателя вся и всех. Кого трепещут ангелы и архангелы. Трепещут небо и земля. И, тем не менее, Я – земная Мать Его.

Славлю и величаю Тебя, Сыне Мой! Славлю и величаю Тебя – Творца всякой твари украсителю. Души Моей утешителю. Ума Моего просветителю. Сердца Моего веселие. Славлю, величаю и почитаю Тебя, Сыне Мой! Радуйся, падшего Адама воззвание. Радуйся, Звезда, являющая Солнце. Радуйся, Небесная лестница, возводящая на небо. Радуйся, всего мира очищение. Радуйся, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

Мысли Ее были прерваны приходом пастухов, которым Ангел Божий возвестил о рождении Спасителя, сказав им: “Вы найдете Божественного Младенца в пеленах, лежащего в скотских яслях” (Лк.2, 12).

Остановясь у входа в пещеру, пастухи действительно увидели Иосифа, Марию и Младенца, лежащего в яслях и распростерлись ниц. Возблагодарили Творца, удостоившего их, безвестных и бедных, такой благодати. Кроме Младенца, они увидели осла и вола, согревающих своим дыханием Божественного Младенца. И, насладившись лицезрением Спасителя, тихо удалились, славя Владыку и Повелителя.

С трепетом и благоговением взирал святой Иосиф на Младенца и Марию, укоряя себя за прежние подозрения о Ее падении. Как могли прийти ему на ум такие низкие мысли? Как не расторглась земля и не поглотила его? Как мог подумать плохое о Той, о Которой за много веков вещал пророк: “се Дева во чреве приимет”. – Прости меня, Матерь Божия! Прости, Дева Мария! Прости, Матерь всех христиан!…

Мир спал в ту Рождественскую ночь. Мир и нынче по-разному встречает Христа и принимает Его. Почему так много людей не знают Бога и не принимают Его? Потому что человек создан свободным. Ему дана свобода выбора. Человек волен принимать или отвергать предлагаемое. Господь никого не принуждает. Он, как высшая и совершенная любовь, желает, чтобы человек пришел в разум истины и не погиб, но имел жизнь вечную.

Вера требует от человека самопожертвования. Но люди настолько погружены в житейскую суету, что не желают обременять себя лишними заботами и мыслями, но предпочитают спокойную жизнь.

“Се стою у дверей и стучу”, — говорит Господь в святом Евангелии. Он долготерпелив и многомилостив. Ждет с бесконечным терпением. Ждет, когда образумятся люди. Но, к сожалению, весьма немногие открывают дверь сердца Стучащему и Желающему войти в него.

Мы черствы и холодны к нуждам болящих и скорбящих. Костенеем в грехах гордости, тщеславия и сребролюбия. Не хотим и не желаем, чтобы Он Своим пришествием нарушил наш покой и беспробудный сон.

Весьма велико безумие человека. Лишаясь чрез грех Богообщения любви Божией. Лишаясь небесного царства, вечной жизни и вечной радости. Теряя все, однако же ничуть о том не печалится. Случится понести урон в делах, скорбит и отчаивается. Случится потерять сына – сколько горя и слез. Постигнет недомогание – сколько вздохов и ропота. Но ни ум объять, ни язык поведать не могут, что теряет душа, удаляясь от Бога. А между тем человек не только не плачет, но еще и радуется.

Человек не понимает, что такое Бог и сколь велико блаженство Богообщения. Страсти ослепляют разум, и человек не видит своего падения. Но Господь Бог даже при погибели одного человека идет за ним, стараясь спасти его. Не показывает ли Он этим самым Свое милосердие к людям, говоря: “Я есмь Пастырь добрый, полагающий душу за Своих овец”.

Весь человеческий род был заблудившейся и погибающей овцой. Когда Единородный Сын, вочеловечившись, сошел на землю, чтобы отыскать потерявшуюся овцу, чего только не претерпел Он. Терпел голод, жажду и утомление. Терпел клевету, осмеяние и презрение. Был распят и умер, чтобы сойти во ад, куда человека удалило его прекословие и преслушание.

А с какой любовью Он ищет! Своей дивной кротостью привлекал к Себе грешников. Для того, чтобы спасти мытаря Матфея и Закхея, начальника мытарей, Он Сам приходил в их дом и благоволил есть и пить с ними, говоря: “Не здоровые, но больные имеют нужду во враче”. Не укорял никого. Не обличал. Допускал к Себе всех. Прощал и защищал.Но человек… не желает своего спасения. Он отвергает заповеди Божии, ссылаясь на свою немощь, болезни и привычки к своим страстям. Привычки к обильным трапезам с винопитием и веселием. Привычки к посещению театров и народных зрелищ. Украшению золотом. Любви к богатству, празднословию и злословию. Осуждению ближних. Желанию мстить врагам, обидчикам. Не желает подставить щеку для удара, но сам старается упредить противника. Не прощает должнику, хотя бы он и был его родной отец. Человек не желает пребывать в нищете. Иметь одну одежду, отдавая другую нищей братии. Не желает соблюдать пост. Хранить целомудрие. Сострадать болящему. Сострадать погибающим в пьянстве.

Иисус Христос, прибыв в страну гадарян, исцелил бесноватого, из которого изгнал легион бесов. Но жители той страны отвергли Христа. Не приняли Его, но попросили покинуть пределы их страны. Один из жителей, от лица всех, сказал Учителю: “Я слышал, Пришелец, Твое учение. Был очевидцем исцелений неисцелимых болезней и воскрешений умерших. Слышал учение о неведомом Небесном царстве, которого Ты есть Царь.

Но все это неведомо нам. Твое царство – “там”, в будущем, а это – пред нашими глазами. Твои богатства неисчислимы, но они – “там” и невидимы, а мы дорожим сегодняшним и настоящим. Твои заповеди нам непонятны: не осуди, не укради, не укори. Заповеди, сами по себе, хорошие, но… не подходят нам. Мы привыкли к нашим страстям-грехам. Они любезны нам, мы дорожим ими. Любим их. Нам дороги наши грязные жилища. Наш скот. Свиньи. Дорого все! И мы не желаем лишаться всего этого, имеющегося в наших руках. Не желаем менять настоящее видимое на будущее невидимое. Желаем лучше “иметь синицу в руках, чем журавля в небе”. А потому – оставь нас, Пришелец!

Христос, будучи Светом разума и Солнцем истины, по-новому осветил нам смысл любви к людям. Он дал нам заповедь любви, которая всесильна и все может. Которая обнимает и согревает как друзей, так и недругов. А потому с достоинством и любовью поклонимся и мы истинному Солнцу правды. Ибо в Нем тепло и знание. В Нем свет и жизнь. В Нем всепрощение и милосердие. В Нем призыв: “Приидите ко Мне все страждущие и болящие и Я упокою вы. Прощу и помилую. Сам пойду впереди вас. Покажу красоты райские. Покажу то, “чего око не видело, ухо не слышало и на ум человеку не взыдоша” (Ис. 41, 12). Всех сделаю друзьями Божиими. Сделаю Сынами Божиими. Сделаю участниками великой Небесной Вечери, не прекращающейся во веки веков”.

Так совершилось Рождество Иисуса Христа, Господа Бога нашего, Которому от нас грешных да будет честь, слава, поклонение и благодарение во веки веков. Аминь.

Георгий Звонарь

 
Юбилей

Три века служения

Свято-Троицкий собор, что находится в центральной части г. Алапаевска, является настоящим храмом-страстотерпцем. И не только потому, что он является одним из первых архитектурных памятников Урала (уже в конце столетия жители деревни Ала и других близлежащих деревень ходатайствуют перед Тобольским епархиальным начальством о постройке в их селении храма и образовании самостоятельного прихода), но и потому что это первый каменный собор (1702 г.)

 
Цветник духовный

Я обязан образумиться

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему: господин! Оставь ее и на этот год…» (Лк. 13, 6–8) В этих словах есть намек на предыдущие годы. Не в первый раз Хозяин виноградника обращает внимание на смоковницу и не впервые Он тщетно ищет на ней плода.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс