Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (219) → «Апостольское служение в современном мире: проблемы и решения». О прошедшем в Москве Съезде православных миссионеров глазами участника

«Апостольское служение в современном мире: проблемы и решения». О прошедшем в Москве Съезде православных миссионеров глазами участника

№42 (219) / 8 ноября ‘02

Против темного наступления

— Отец Флавиан, прежде всего, поясните, почему такой отсчет – III (VIII) съезд?

— Такие съезды проводились и до революции: для жизни Церкви происходящие катаклизмы никакого значения не имеют. И во все времена остается миссионерская задача – заботы по просвещению людей Верой Христовой.

— Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях о съезде.

— На съезд съехались 300 делегатов из 11 стран мира. Съезд – это прежде всего общение. Собрались отцы, обменялись опытом действия. Надо отметить, что на съезд собрались не теоретики, а практики, которые достаточно активно проводят свою работу. Поэтому жаль, что на обмен мнениями времени не хватило, иногда самое полезное — именно живое общение.

Несколько слов о ходе съезда. Первым выступил архиепископ Иоанн Белгородский и Старооскольский с докладом “Миссионерское служение Русской Православной Церкви и вызовы современного мира”.

С единодушным интересом все встретили выступление диакона Андрея Кураева на тему “Современное состояние борьбы с ИНН”. Отец Андрей напомнил, как в одном из городов православные выиграли суд и были освобождены от ИНН, но при этом привлекали в качестве экспертов институт, связанный с экстрасенсорикой. Поэтому, желая избавиться от антихриста, подчеркнул отец Андрей, лучше было оставаться в тени, ведь все понимают, что ИНН – это еще не его печать.

На съезде также нам поручили обсуждение проекта Миссионерской декларации. Но мы – не богословы, а практики, поэтому для меня было важнее узнать об опыте миссионерской работы.

— В “Концепции возрождения…” указано: “Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам” (Мф. 28; 19–20). Но каким апостольское служение должно быть в современном мире?

— Задача миссионерства во все времена одна – приведение ко Христу. Времена изменились, но не изменились люди. И на призыв Христа мы должны откликаться также адекватно. Появляются новые возможности, но и старые возможности остаются, — нужно идти всюду, везде можно и нужно нести свое слово о Христе. Сейчас часто люди сами идут. Важно их не оттолкнуть. Например, завязываются хорошие контакты с руководителями предприятий, учреждений, — и уже возможны выходы с просветительской деятельностью. У меня, например, сложилась практика общения с пожарной частью. Часы, отведенные для политинформации сейчас никому не интересны, и они решили: “Давайте лучше пригласим священника”.

Новые средства массовой информации открывают Церкви новые возможности, хотя и нет на это денег. Но там, где возможно, нужно всюду идти. На радио, на телевидение. Надо осваивать интернет. Кстати, если оценивать интернет-пространство, объем ресурсов, то получается, что за Православной Церковью уже и сейчас отмечается заметное лидерство. И в нашей Епархии много таких ресурсов.

— Какой опыт работы существует сейчас в миссионерской деятельности вообще, и чем отмечена наша Епархия в частности?

— Везде есть практика паломнических поездок на автобусах по епархии, деятельность миссионерских церквей-вагонов, плавучих церквей, даже сплавление на плотах. Сейчас очень важно окормление воинов в Чечне. Еще одно важнейшее направление – борьба с сектами. У каждой епархии – свой опыт такой работы. Например, в Ярославской епархии очень успешное сотрудничество со светскими властями в отношении сектантов. “Надо со всеми дружить”, — говорят они. Но если сектанты вдруг желают заполучить в аренду здание в центре города, то получают вежливый отказ, а предоставленное на окраине оказывается “без удобств”. Таким образом нескольким сектам пришлось вообще уехать с насиженного места.

В Екатеринбургской епархии миссионерская работа, как отмечали на съезде все, хорошо поставлена. У нас мощный Миссионерский отдел, трудится молодежь. Так что, кроме плавучей церкви, у нас практикуются все формы работы.Плавать-то у нас особенно негде!

Везде строится работа в зависимости от местных условий, особенно ярко это видно по опыту других стран. Например, иные подходы в Японии, где господствует языческая культура. Но японцы по характеру очень верны, поэтому, если приняли Православие, то верны вере из поколения в поколение; а среди форм действования Церкви там практикуется планирование – на 5-летку, 10-летку. Докладчик батюшка из Ирана рассказывал о том, как православные умели уживаться в самом сердце ислама, но во время гонений приходилось переселяться целыми общинами. В Германии русские крайне пассивны, стараются онемечиться, изменяют Православию. Те, кто не перешли в другую веру, крайне бедны, поэтому часто приходится служить под открытым небом. Но при этом нередко в одних стенах в разные дни собираются и католики, и православные – уживаются. Много говорилось о проблемах Украины, где очень наступают католики: Православие политическому руководству страны не нужно. Вообще в целом в нашей стране католики работают не для того, чтобы призвать «своих» — поляков, прибалтов, — а стараются перетащить уже состоявшихся членов Православной Церкви в свою. Поэтому, насколько мы сильны в своих миссиях как миссионеры, настолько и будет отклик положительным или отрицательным.

— В программе съезда указан мастер-класс. Что он из себя представлял?

— Мастер-класс был организован для начинающих журналистов: как налаживать контакты, как подавать материал.

Кстати, программа демонстрировалась по телевидению, и можно было смотреть прямо в гостиничном номере.

Вообще работа православного телевидения, на мой взгляд, важна и здесь есть, что менять. Часто это скучные фильмы, программы, рассчитанные на ритмику людей, которым за 50 лет; подача материала медленная, вязкая. Должна быть динамичная подача материала, профессиональные заставки, как фон стоит использовать современную музыку. Я взял бы за образец «МТV». Если всем этим не озадачиться, православное телевидение будут смотреть только бабушки-пенсионерки или только воцерковленные люди. Вспомним апостола Павла, который учил находить для каждого свой язык, чтобы спасти. Конечно, пастырь не может общаться буквально на сленге молодежи, но – надо не стесняться быть понятным людям.

— И все-таки часто приходится слышать отзывы “со всех сторон”, что Православная Церковь пассивна, “не борется за людей”. Особенно это контрастирует с оголтелым напором сектантов.

— Суть в том, что Православная Церковь не собирается эксплуатировать мирян. Почему сектанты заметны? – Потому что каждый пришедший в секту рассматривается как материал для распространения влияния данной секты. Для этого они осваивают специальные методики, как навязывать свое мнение. В некоторых сектах (например, Свидетели Иеговы), ничего не зная, члены секты приходят к людям и читают журналы. А раньше в Америке ставили граммофон. Это у них “пионерское служение” называется.

У нас нет такого взгляда на прихожан. Мы никого не используем. Поэтому каждый православный должен смотреть внутрь себя, и если видит в себе какие-то задатки, — обучаться, идти и благовествовать.

— В таком случае, как можно противостоять сектам?

— В православной Церкви существуют разные точки зрения на то, как мы должны противостоять сектам. С богословской точки зрения (преподаватель МДА Конь) мы должны противопоставить свою проповедь. Есть другой подход — «теория тоталитарного сектантства» (профессор ПСТБИ А.Л. Дворкин) – для того, чтобы эффективно бороться с сектами, достаточно говорить правду о них. А в их жизни так много ужасного и отвратительного! Кстати, на этом же понимании основаны так называемые «консультации по выходу» из секты – открывать сектанту глаза: как, откуда появилась эта секта, какие злодеяния совершены ею. Знание правды о секте и огромная мера терпения родственников, чтобы сохранить контакт, — и человек возвращается.

Мы все помним слова апостола Павла, который вступал в дискуссии с людьми других точек зрения: “Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых подзакона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9; 20–23). Не гнушался даже хвалить людей, которые не были христианами. Так, желая спасти афинян, обратился к ним: «По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22–24).

Мы все помним – идите, не ждите, когда придут. Но с другой стороны важный момент: любой миссионер должен понимать, что есть определенные границы того, насколько его деятельность может приносить пользу. Любой человек, который общался с сектантом, понимает, что искренне хотят знать истину только люди из числа рядовых сектантов. Но среди большинства сектантских лидеров таких нет: для них секта – это власть, авторитет, доход. Поэтому искать союзников среди лидеров нечего.

И в этом плане есть очень негативный опыт, который, к сожалению, продолжается. Бывший сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата – священник Олег Стеняев стал заигрывать с сектантами-“неопятидесятниками”, решив применить принцип апостола Павла в наших условиях: “Давайте, я к вам буду приходить, участвовать в публичных выступлениях”. Надо сказать, что положительный опыт публичных диспутов есть, при этом бывает, что целые сектантские общины переходят в Православие. Но это бывает очень редко и характерно для маленьких общин.

— Отец Флавиан, что это за секта – “неопятидесятники”? Чем закончились контакты с ними отца Олега?

— Я делал на съезде доклад о “неопятидесятниках”, поэтому хорошо ознакомился с деятельностью этого сектантского движения и могу с ответственностью сказать, насколько оно деструктивно.

“Неопятидесятников” в Прибалтике возглавляет Алексей Ледяев, надо сказать, прекрасный шоумен, — на его проповедях Леонид Якубович просто отдыхает. И настолько ненавидит Православную Церковь, что удивляешься: откуда, как не от беса. Это сектантское направление, казалось бы, опирается на Библию, но толкует ее совершенно на свой лад; используют в своей практике различные психические способы, и состояние транса воспринимает как дар Святого Духа. Есть такое свидетельство: на одном “сеансе” присутствовали два православных человека, один из них хорошо знал немецкий язык. И в момент “сошествия Святого Духа” он прислушался к одному из членов секты, — тот говорил на чистом немецком языке, хуля и проклиная Иисуса Христа. А после, когда “апостол” пришел в себя, выяснилось, что немецким языком он не владеет.

И вот на пресс-конференции в Москве отец Олег обратился к этому самому Ледяеву и его секте: “Мы же друзья, мы можем встречаться… я вас сектой не считаю”. Совершенно непонятно, почему он стал так вести себя перед камерами. То, что было сказано апостолом Павлом для одной конкретной аудитории, не просто быть воспроизведено в другой. А в наши дни воспроизводится, да еще как! Да еще при помощи видео, с обратным эффектом. А задача сектантов – распространение своих взглядов самым легальным образом, и поэтому они не гнушаются никакими методиками и подтасовками. И в данном случае «пятидесятники» стали использовать видеоматериалы, объявляя точку зрения отца Олега как мнение Миссионерского отдела. С подобным опытом сталкивался и митрополит Кирилл: его фотографию сектанты демонстрировали со словами “Это наш друг”. Владыка Кирилл убежден, все действия миссионера должны быть тщательно продуманы, и он категорически против любых взаимоотношений с сектантами.

Но отец Олег (теперь он уже за штатом Русской Православной Церкви), вновь, в сентябре этого года на собрании “пятидесятников” выступил со своей проповедью во время их богослужения, — что по канонам запрещено. А секта продолжает свои деяния, и у нас на Урале, между прочим, по распространению занимает лидирующие позиции, привлекая молодежь.

Для меня же и многих присутствовавших на съезде было большим недоумением и огорчением, что секта “пятидесятников” не получила отражение в справочнике “Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера”, который получили участники съезда и привезли в свои епархии.

— Отец Флавиан, давайте напомним читателям, что такое “религиозное деструктивное объединение (деструктивная секта)” и в чем основное отличие традиционной религии.

— По данному справочнику, таким религиозным объединением (сектой) является “религиозное объединение (организация, группа) любой ориентации, имеющее следующие признаки:

1) разрушает гармоничное духовное и психическое состояние личности, а также созидательные традиции и культуру, социальные нормы и общество в целом;

2) практикует скрытое психическое насилие над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости;

3) стремится через преданных ей и зависимых от нее адептов к незаконной власти и обогащению”.

Традиционная религия, напротив, – созидательная. Она отмечена тем, что внесла заметный и во времени устойчивый позитивный (созидательный) вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа, государства, человечества.

— Назовите, пожалуйста, основные причины расцвета сект в России сегодня.

— Для существующего широкого размаха различных духовных и иных культов в нашей стране есть несколько источников: духовные искания; духовные и психические болезни; криминальные интересы; попытки расчленения истинной абсолютной религии – Православия и других крупных традиционных созидательных вероучений; иностранная агрессия с целью развязывания воинствующего противоборства и анархизма в духовном пространстве нашей страны для ее развала. Так в справочнике указано.

— Сколько же деструктивных и оккультных объединений насчитывается в России? Какая информация послужила для создания данного справочника, кто был экспертами?

— Информация, опубликованная в справочнике, была основана на материалах открытой печати, исследований источников самих религиозных объединений, бесед с их адептами и с пострадавшими от их деятельности. Объединения были отнесены к данному разряду экспертами государственных и общественных организаций Российской Федерации и иных стран. Специалисты насчитывают на территории России около 700 неприкрыто действующих деструктивных и оккультных объединений, значительная часть которых официально не зарегистрирована. Общее количество религиозных культов в нашей стране оценивается в пределах десяти тысяч.

— Отец Флавиан, думаю, что наши читатели с интересом продолжили бы встречи с Вами, миссионером Русской Православной Церкви, для того, чтобы получить более подробные сведения по этому вопросу.

— Если будет надо, всегда готов!

Беседовала Лариса Ларионова

 
 
Жизнь Епархии

Архиепископ Викентий поздравил с Днем рождения председателя Областной Думы Н.А. Воронина

Екатеринбург, 4 ноября, «Православная газета». В минувшую пятницу архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий посетил Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Архипастырь поздравил ее председателя Н.А. Воронина с Днем рождения. В поздравительном адресе Владыки говорится.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс