Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Для архаического сознания все предметы окружающей действительности и всё, изготовленное человеком, обретает свою реальность только в той степени, в какой они причастны трансцендентной реальности — той реальности, которая создана кем-то другим, кто не был человеком (М. Элиаде). На практике это осуществляется в имитации некоего небесного образца; поселения, храмы и жилища получают реальность, потому что они отождествляются с «центром мира»; обряды сознательно повторяют действия, изначально совершенные богами, героями или предками.
Это общее положение мифологии в христианской традиции воплотилось в виде т.н. перенесения Иерусалима (которое, впрочем, само по себе является редукцией более древней ветхозаветной традиции перенесения Скинии Завета). Небесный Иерусалим был создан Богом раньше, чем человек построил город Иерусалим; Константинополь носил на себе черты последнего; топонимика Киева совпадает с константинопольской; Владимир строился в подражание Киеву, Москва — Владимиру. Реальный Иерусалим как образец мог замещаться другими «центрами мира» (для Руси эту роль исполнял Константинополь), могли видоизменяться предметы-носители идеи (Св. София в Киеве и Успенский собор во Владимире), но принцип оставался — подражание небесному, воплощенному в земном.
Опуская все перипетии бытования идеи перенесения Иерусалима в России, более подробно скажем о воспроизведении Иерусалима в средневековой Москве.
Первые признаки «присутствия» Иерусалима в Москве относятся к XVI в.: в 1547 г. на Лобном месте Иван Грозный отслужил молебен по случаю страшного пожара.
Обряд «шествие на осляти» в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) начал совершаться тоже в XVI в. (точнее не известно) и заимствован из Палестины. В этот день Патриарх верхом ехал от Лобного места в Кремль. Так изображался въезд Христа в Иерусалим, а Кремль, тем самым, представлялся Иерусалимом. В XVI и первой половине XVII вв. сегодняшние Спасские ворота, в которые проходило шествие, назывались Иерусалимскими — от названия самого праздника и потому, что они ассоциировались с воротами, которыми вели Христа на Голгофу.
Лобное место (Голгофа) в Москве располагается вне стен Кремля — подобно тому, как вне стен Иерусалима находилась Голгофа Распятия.
Самое наглядное отражение идея «Москва — Иерусалим» получила в конце XVI в. в основании патриаршества (1589 г.) и перестройке Кремля при царе Борисе Годунове.
Планы у Годунова были грандиозные, но успели только надстроить колокольню Ивана Великого (которая прямо ассоциируется с башней Давида — самой заметной архитектурной вертикалью средневекового Иерусалима). Не успели осуществить главного — построить храм «Святая Святых». Его проектировали в согласии со свидетельствами Св. Писания и Иосифа Флавия. Самое название «Святая Святых» прямо указывает на Иерусалимский храм.
Таким образом, мы видим попытку создать в Москве модель Святого града (в той мере, какой этот было доступно): Храм, башня Давида, за стенами этого нового Иерусалима — Голгофа. В этой топографии не хватает только Гроба Господня и Гефсиманского сада, где была погребена Богоматерь. Но Гефсимании можно найти соответствие в Покровском (Василия Блаженного) соборе, ибо праздник Покрова берет начало в особом почитании Богоматери. Итак, в вышеописанной священной топографии не хватает Святого Гроба.
После смерти Годунова отражение идеи «Москва — Иерусалим» в архитектуре не имело развития (если не считать Новоиерусалимского монастыря под Москвой), а в течение всего петербургского периода русской истории об этом вообще не вспоминали; но вспомнили сразу, как только российское правительство вернулось в Москву.
Если отвлечься от фанфарного грома речей о необходимости продлить время прощания с покойным Лениным, сохранить его тело для пролетариата, даже о повышении значения и (это буквально) святости Красной площади, если на ней будет захоронен ещё и Ленин (могилы революционеров к тому времени там были), мы получаем весьма любопытную картину.
Во-первых, Мавзолей представляет собой именно место захоронения, а не музейную экспозицию тела покойного. В требованиях конкурса прямо указывалось, что центральным помещением должен быть подземный зал с гробницей. Особо оговаривалось, что глубже 4 сажен рыть на Красной площади нельзя.
Во-вторых, сооружение Мавзолея происходило на фоне поисков способов продления жизни, омоложения и тому подобных экспериментов; эти идеи господствовали как в науке, так и в широких умах.
В-третьих, если учесть вышеописанную священную топографию Москвы, то Мавзолей оказывается как раз на месте отсутствующего Гроба Господня. И вот сюда уже рассуждения о повышении святости Красной площади вписываются идеально. Постправославное сознание достроило, наконец, окружающую действительность в полном согласии с известными ему образцами.
Вместо Святого града Москвы (Иерусалима) мы оказались в городе с перевернутой топографией, где Гроб Господень замещен сооружением, называющимся Мавзолеем, в котором лежит тот, кто вместо Христа, — В.И. Ленин.
В. Земскова, «Портал-Credo.Ru» (в сокращении)
В день 85-й годовщины Октябрьской революции Союз православных граждан в очередной раз призвал предать земле тело Ленина
(Окончание. Начало в №№ 39–41) 1937 год Поникаровский Валентин Дмитриевич, 46 лет (1891 г. р.), диакон Александро-Невской церкви г. Нижнего Тагила. Приговорен 13 ноября к расстрелу. Пономарев Вячеслав Акимович, 50 лет (1887 г. р.), священник церкви с. Гуни Ирбитского района. Приговорен 17 сентября к расстрелу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.