Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (218) → О неблагодарности

О неблагодарности

№41 (218) / 1 ноября ‘02

Цветник духовный

Мы, к несчастью, получая благодеяния Божий, часто забываем благодарить Бога. Одно из самых греховных свойств человека — неблагодарность. Ведь литургия — это Таинство Евхаристии, т.е. в переводе с греческого — Благодарение. В самый важный момент литургии — момент пресуществления Святых Даров — священник провозглашает: “Благодарим Господа!” И это означает, что самое важное (в богослужении и в духовной жизни) — это благодарение Бога, прославление Его. Мы живем, имея дарования Божии: жизнь, таланты, способности, и пользуемся этим, и утешаемся, а вот благодарить Бога за все Его бесчисленные дары и милости часто забываем.

Вот совершается литургия, Благодарение. Сколько людей пользуются дарами и милостями Божиими, радуются красотам мира, сотворенного Богом, веселятся, наслаждаясь жизнью! А сколько людей сейчас, здесь, вот в этом храме собрались, чтобы благодарить Бога? Из всего многотысячного населения в округе — только около ста человек. И так по всей России. Нет благодарности Богу. Нет благодарности и родителям, давшим нам жизнь. А закон Божий гласит: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле!” От того и сокращается наш век, от того и блага нет многим, потому что нет чувства благодарности. Нет благодарности и наставникам, учителям, вообще всякому человеку, который что-то нам хорошее делает.

Народная мудрость, которая тоже питается от слова Божия, от Священного Писания, гласит: сделал ты добро — забудь это, кто-то тебе сделал добро — запомни это.

У нас память направлена, к несчастью, в другую сторону. Мы помним зло. А добро забываем. У нас не добропамятность, а злопамятность, к несчастью, процветает. И человек сам не понимает, что он этим вредит, прежде всего, самому себе.

Зачем тащить грязь, тащить грех — да и еще и чужой — за собой? Неужели мало своих грехов, которые мы несем? Это безумие, конечно, с точки зрения духовной. Потому что если бы мы здраво рассуждали, то понимали бы, что было, то прошло. Было когда-то горько, было когда-то больно, зачем теперь это тащить за собой и снова себя мучить, вспоминая о том, что когда-то тебя обидели?

Действительно, человек очень часто совершает безумные поступки, совершенно не рассуждая, или переживает то, что уже прошло, или то, что еще не наступило.

Все это говорит о том, что грех помрачил разум человеческий, помрачил душу. И занял место того, что должно было быть в душе.

“Когда увидите мерзость запустения, стоящую на месте святе, чтый да разумеет”, — это как раз о таком извращенном состоянии души человека сказано.

Вместо благодарности — неблагодарность, ропот, злопамятство. Вместо осуждения себя — оправдание себя и осуждение других. Вместо того чтобы словом как даром Божиим выражать любовь — мы злобствуем. А всякая злоба, выраженная в слове, есть мерзость запустения на месте святе, т.е. поставление на то место, где должно быть свято, всякой скверны.

Посмотрите, везде происходит эта подмена. Вместо любви и единения — ненависть и разделение. Это мы видим, всех и вся стараются разделить. Все стараются противопоставить друг другу. Даже в неодушевленной природе существует определенный Премудростью Божией так называемый симбиоз, или же содружество, даже растения друг другу помогают и друг друга покрывают, а в человеческом обществе мы этого не видим.

“Всякое дыхание да славит Господа”. В Великую Субботу, перед Воскресением Христовым, замечательные поются слова: все хвалит Творца, благодарит Творца: и мороз, и снег, и иней, травы и дубравы, птицы небесные, киты морские… “Господа пойте и превозносите Его во вся веки”. Это и есть то благодарение, которым вся тварь хвалит своего Творца.

И как страшно, когда самое высшее творение Божие на земле — человек — Творца не прославляет, более того, некоторые люди противятся Творцу, становятся богоборцами, поклоняются нечистой силе. Вы знаете, что ныне вышли на поверхность даже сатанинские секты. Это уже явное безумие. Ведь и они — сотворены Творцом! Одно дуновение только уст Божиих — и все они в прах превратятся!

Люди, сознательно избравшие тьму. Это уже полное отступление, помрачение и черная неблагодарность.

Все, что с нами происходит, имеет духовный смысл. Апостол Павел говорит, что “наша брань не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной”. Причина всего, что происходит на земле, именно в этой брани к духовом злобы поднебесной. И эта брань с духами злобы идет постоянно. В каждой душе, в каждый момент жизни: сделать или не сделать, сказать или не сказать, поступить так или иначе. Эта борьба будет идти в каждой душе до Страшного Суда, когда Господь поразит духом уст Своих всех богоотступников, богопротивников.

Но, как говорит апостол Павел, все стрелы лукавого можно отразить щитом веры. Наш народ говорил:

“Что Бог ни делает, все к лучшему”, “пути Промысла Божиего неисповедимы”. “Господь все хочет спастись и в разум истины прийти”. Есть у нас и шлем, защищающий нас при мысленной брани. Это — слово Божие, отражающее всем нападения вражий. Слово Божие — это, прежде всего, молитва: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Потому враг так старается воздействовать на наши мысли, отвлекая их от молитвы. Когда мысленная брань настигает человека, то прежде всего нужно оградить себя крестным знамением, утвердив твердо троеперстие (во имя Святой Троицы!) на челе. И просить помощи у Спасителя, Матери Божией, у святых. Слово Божие и вера во всем дают опору.

Поэтому-то так важно чаще слышать слово Божие, укреплять веру свою!

Люди, прошедшие трудный жизненный путь, — тюрьмы, ссылки, — они, прежде всего, берегли веру свою. И нам завещали: “Сохраняйте веру. Берегите веру”. Вера — великий дар Божий. Потому против нее и идет такая борьба, “брань не к плоти и крови, а к духовом злобы поднебесной”. Эти духи злобы поднебесной со всей яростью, со всей мощью ополчились на истинную веру.

Ополчение на веру заключается и в том, когда стараются увести человека от истинной веры. Это тоже борьба, и борьба хитрая. Веру вообще старались уничтожить. Восставали против нее, вместо веры в Бога предлагали верить в слепую материю, в случай. Совсем ведь без веры жить никто не может. И вся наука зиждется на принятых “на веру” аксиомах. Все усилия духов злобы поднебесной направлены на то, чтобы веру истинную заменить верой ложной.

И поэтому во всем мире уже почти не осталось церквей, которые на истинной вере твердо стоят. Начинается атака и на Уставы Православной Церкви, на Правила церковные: “Это не важно! Это не нужно! Это не так”. Но мы постараемся твердо стоять в своей вере и хранить Уставы нашей Церкви, заповеданные нам святыми отцами.

Возблагодарим Господа, что Он дал нам истинную веру! Будем стараться ее всеми силами сохранять, прежде всего — в своем сердце! Аминь.

Протоиерей Валериан Кречетов

 
Цветник духовный

Жизнь по совести. О вере

В чем смысл жизни? Смысл своей жизни ищет только человек. Любое животное инстинктивно любит жизнь, стремится к ней. Но ни одно животное не способно заранее знать о своей смерти. Таким знанием достоверно обладает лишь человек, притом каждый без исключения человек, и с очень раннего возраста.

 
Цветник духовный

Проповедь батюшки Иоанна: «С какими мыслями и чувствами должно приступать к причащению Святых Христовых Таин»

Милосердный Господь сподобил нас, братья и сестры, встретить еще один день Святого Причастия. Сейчас вы приступите к величайшему таинству нашей Святой Церкви и примете в себя Пречистое

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс