Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Иларион родился в Палестине в 291 году. Постигая науки в Александрии, он узнал христианскую веру и крестился. Затем юноша (тогда ему было всего 15 лет) отправился к знаменитому подвижнику Антонию Великому и стал его учеником. Когда он вернулся на родину, родителей его уже не было в живых. Иларион раздал имение родственникам и нищим, а сам поселился в палестинской пустыне.
Он много боролся с помыслами, отгоняя их молитвой и богомыслием, изнурял тело строгим постом и трудами. Много подвижник страдал от бесов: не раз, стоя на молитве, слышал он, представляемый бесами, детский плач, людские рыдания, рев диких зверей, ужасный шум, но не страшился, а молился еще усердней. Однажды на него напали разбойники, но силой своего слова он убедил их оставить дурную жизнь.
Слух о подвижнике разнесся по всей Палестине, и люди стали приходить к нему для врачевания души и тела. Много собралось вокруг преподобного Илариона учеников. С его благословения в Палестине было устроено несколько монастырей со строгим уставом.
Так прожил преподобный в пустыне более 60 лет. Преставился он в глубокой старости. И при жизни и по смерти святой подвижник был прославлен от Бога многими чудотворениями.
Жизнь преподобного Илариона напоминает нам ту истину, которую мы очень часто забываем, что жизнь — это духовная война.
Святитель Тихон Задонский говорит об этом так: «Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы и своей плотью … Люты и жестоки враги наши видимые; но еще более люты, еще более жестоки враги невидимые, то есть демоны. Нет злейшего и хитрейшего врага, как сатана и демоны его; а потому и брань с ними весьма опасна для нас. Когда люди против людей воюют, то иногда и отдых имеют от брани: но сатана и ангелы его злые никогда не спят, но всегда бодрствуют и тщат нас низложить. Брань, которая между людьми бывает, хотя и продолжается, однако перестанет, и мир заключается: но у христиан непрестанная брань, даже до смерти, против врагов своих, и только смертью кончится».
«Демоны имеют свое оружие, и христиане имеют свое оружие. Демоны борют нас оружием страстей и удов наших; и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. А христианское оружие есть слово Божие и молитва. Христианин без молитвы и слова Божия – как воин без меча и ружья… Почему повелевается им: непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17).
«Воины на брани бодрствуют и весьма осторожно поступают ради окружающих врагов: так и христианам на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо всегда окружают враги их. Посему и сказано: трезвитесь, бодрствуйте» (1 Петр. 5, 8).
«На брани имеются начальники и полководцы, которые воинов научают, наставляют и поощряют к доброму подвигу противу врага: так и на брани христианской есть начальники — пастыри и учители, которые христиан вооружают словом Божиим против врага – диавола, научают и наставляют, как против его стоять и подвизаться; и никто так врагу сему не досаждает, как пастыри и учители добрые. Посему злобный дух ни на кого не гневается и не свирепеет так много, как на пастырей и учителей. Берегись же, христианин, хотя и всякого человека, а наипаче пастыря и учителя злословить, да не с диаволом едино будешь мудрствовать. Смотри, христианин, злобу, вражду и лютость против тебя врага твоего, и берегись его. Не злато, не серебро и прочее вещество тленное, но вечное и нетленное сокровище, спасение твое усиливается у тебя отнять враг твой. Береги же сие не только паче имения, но и паче живота своего».
«Диавол поощряет тебя ко греху, но ты в сердце твоем ответствуй ему: не хочу, ибо сие Богу противно, Бог то запретил. Диавол возбуждает в тебе скверную и блудную мысль; ты отвечай ему: Бог мой запретил сие мне. Диавол возбуждает в тебе гнев и злобу ко отмщению; ты пресекай эту мысль, глаголя в сердце твоем: Бог того не повелел. Указует тебе диавол на чужую вещь и подстрекает сердце твое к похищению ее, а ты говори в сердце твоем: Бог то запретил: не укради, не пожелай. Так и в прочих мыслях, противных закону Божию, возстающих на сердце твоем, поступай… Приводит тебя сатана к отчаянию, говорит тебе в сердце твоем: нет тебе спасения, ты много согрешил. Ты отвечай ему: ты – осужденный, а не судия; тебе нет спасения, но уготован вечный огонь. Моя надежда и спасение — Христос Бог, Который пришел в мир грешники спасти».
Что касается такого христианского оружия для борьбы с бесами как молитва, без которой все наше сопротивление врагу бессильно, то приведем для примера такой рассказ. Некто из отцов, подвизающихся в пустыни, однажды встал на молитву в полночь и вдруг услышал звук воинской трубы, созывающей на битву. Он подумал: откуда в этой безлюдной пустыне быть войскам и войне? Тогда явился ему бес и сказал: «Да, конечно, война, потому что ты стоишь на молитве; ложись себе и спи, если хочешь, чтобы не воевали с тобой! Мы воюем только с теми, кто вооружается против нас доброй молитвой, а с ленивыми не боремся!». Почему же не борются бесы с ленивыми? Да потому, что они уже побеждены.
«Другой злейший враг наш, — говорит святитель Тихон, — плоть наша со своими страстями. Плоть хочет гордиться и возноситься: но христианину должно ее смирением Христовым усмирять. Плоть хочет в мире сем богатеть: но христианину должно нищетою Христовою хотение ее пресекать. Плоть хочет на человека гневаться и за обиду ему мстить: но христианину должно движение ее кротостью и тихостью Христовою укрощать. Плоть в несчастии волнуется, мятется, смущается и хочет роптать: но христианину должно благостью и любовью Христовой ее побеждать… На видимой брани воин не против одного врага, но против всякого стоит и подвизается: так должно и христианину не против одной только страсти, но и против всех стоять и подвизаться… Трудный сей подвиг, но христианский долг сего требует. Многие побеждают людей, государства и грады; но себя побеждать не хотят. Вот это есть христианская победа — себя самого, то есть плоть свою победить!».
Да поможет нам Господь молитвами преподобного Илариона Великого мужественно бороться против врагов нашего спасения и побеждать их теми средствами, какими и он побеждал — молитвой, постом и чтением слова Божия.
Родившийся в тихом, мало кому известном уголке далекого Севера, мальчик Артемий стал угодником Божиим, получившим благодать творить дивные чудеса на протяжении многих столетий. Он широко почитался всей православной Россией, и почитание это не прекращается и поныне.
(Продолжение. Начало в № 39)1930 год.Косьмин Вениамин Всеволодович, 49 лет (1881 г.р.), заштатный священник. Приговорен 28 мая к трем годам концлагеря.Красильников Федор Владимирович, 53 года (1877 г. р.)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.