Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (216) → Женские наряды и уборы

Женские наряды и уборы

№39 (216) / 15 октября ‘02

Цветник духовный

И вы, жены… да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1 Пет. 3; 3–4)

Желаю, чтобы… и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами… (1 Тим. 2; 9–10)

Доколе не согрешили прародители наши, Адам и Ева, дотоле не имели нужды в одежде, ибо не видели наготы своей; а когда согрешили, то увидели наготу свою и стали стыдиться, а потому и принуждены были искать, чем бы прикрыть свою наготу. И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази быша; и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания (Быт. 3; 7). А Бог, милосердствуя о них, сделал для них ризы кожаны, и облече их. Видишь ли, что начало одежды есть грех? Грех открыл им наготу их, которая потребовала прикрытия. Потому св. Андрей Критский и оплакивает это (в своем Великом каноне): сшиваше ризы кожаны грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

Отсюда видишь, как худо делают те люди, которые ищут украшения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, но ради украшения и щегольства. Они поставляют себе в честь и украшение то, что свидетельствует о бесчестии и безобразии; они ищут похвалы в том, что обличает грех. Все животные как созданы от Бога, так и живут доныне, не нуждаются в прикрытии, довольствуются естественным одеянием. Один человек лишился этого за грех, и у них же заимствует одежду и ею прикрывается. И вот что странно, или — лучше — достойно всякого сожаления: он чужой кожей прикрывается и этим гордится, он ставит себе в честь то, что должно бы подавать ему, как бедному, скудному, нагому и лишенному, случай к смирению.

Украшение в одежде есть доказательство нерадения о душе. Кто печется о телесном украшении, тому недосуг печься о душевном. Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6; 21). Наряды щегольские показывают, что сердце желает суетной славы, а это и закону Божию противно: не любите мира, ни яже в мире (1 Ин. 2; 15). Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3; 2).

Наряды не обходятся без обиды ближнему, а потому и без оскорбления Самого Бога: ведь они не обходятся без затрат, а тратится то, что собирается, а часто и сдирается с подобных себе людей. Пусть имение нажито и праведным трудом, но ведь есть на свете нагая братия, есть трясущиеся от голода и мороза братия Христовы, есть в темнице за долги и оброки заключенные, есть лишившиеся домов своих от пожаров, есть и другие несчастливые: вот на кого следует употреблять излишек достатков своих. Но до нищих ли тому, у кого на сердце одно тщетное желание нарядов? Ему надо нарядить себя, жену, детей, даже слуг и коней, украсить самый дом свой!

Еще хуже делают женщины, натирающие свои лица белилами и румянами. Судите сами: если бы художник написал хорошее изображение чьего-нибудь лица, а другой, неискусный, переправил бы это изображение по-своему, — всякий стал бы смеяться такому безумному делу, а художнику это было бы немалой обидой. Вот то же делают и те женщины, которые белят и румянят свои лица. Бог и Создатель наш, как премудрый живописец, дает каждому человеку весь состав тела и души, а вместе с тем и изображение лица. Но когда люди подкрашивают лица свои, то они переделывают дело рук Его святых, а через то оскорбляют Бога — Создателя своего и вместе с тем сами себя отдают разумным людям в посмеяние, а юным сердцам — в соблазн. Вот куда ведет украшение женских лиц! Такие переделывают дело Божие, как будто нехорошо соделанное, — а ведь об этом и помыслить страшно! И это делают те, которые исповедуют Христа, Сына Божия, за грехи наши распятого и умершего! О хитрость диавольская! Без поджога горит юная плоть, а тут от бесстыдных женщин еще получается пожар! Горе им: они огонь прилагают к огню! И как им не стыдно в народ выходить? Скажи, пожалуйста, ради чего ты с такой личиной в люди выходишь? Показать себя хочешь? Подлинно, ты показываешь себя, показываешь и то, что кроется в твоем сердце! И видят люди, но одни отворачиваются от тебя, как от страшилища, а другие обращают на тебя очи свои и зачинают болезнь, и рождают беззаконие.

Худо делают такие, но много хуже и на погибель себе делают те, которые в таком виде в самые храмы Божии, где святые и страшные Тайны совершаются, где Сам Бог таинственно присутствует, дерзают входить. Таким бесстыдным женам приличествует такое Божие слово: храм Мой храм молитвы наречется: вы же сотвористе его вертеп разбойником (Мф. 21; 13). Скажи мне: зачем ты в это святое и священное место пришла? Скажешь: Богу молиться? Но разве в этих нарядах приходят на молитву? В молитве мы пред Богом стоим, с Богом беседуем, у Бога милости просим: такие ли наряды требуются здесь? Молитве приличны воздыхания, слезы, плач, коленопреклонения, биение в перси, а не украшение тела. Если ты и воздыхать, и плакать будешь, твои уборы обличат тебя и покажут твое лицемерие. Нет, ты пришла сюда себя показать, а не молиться! Смотри же, чтобы не выйти отсюда с еще более тяжким грехом. Свято и страшно место cue: это — дом Божий! Берегись в таком месте иметь сердце, исполненное нечистоты, и других соблазнять, — и не бесчести храма Божия, чтобы не испытать на себе Суда Божия! Помни: такая молитва есть прелесть, а не молитва, гордость и пышность, а не смирение; большее оскорбление милосердному Богу и прогневание Его, а не умилостивление: еже (что) есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16; 15).

А чтобы легче было оставить пристрастие к нарядам, примечай и рассуждай так:

1) Всякое излишество, всякая прихоть без оскорбления Богу не бывает.

2) Всякое добро, какое ни есть у нас, принадлежит Богу, а не нам; мы наги вышли из чрева матери и потому нищи и бедны сами по себе, а что имеем, — все от Бога нам дано. А потому и имение свое должны расходовать по воле давшего его Бога, а не по своим прихотям. Ты требуешь отчета у своего приказчика: куда и на что он твои деньги издержал. Потребует и у тебя отчета Господь в данном тебе от Него богатстве. Готови же Ему ответ.

3) Украшать тело, которое скоро в прах и землю обратится, и нерадеть об украшении бессмертной души добрыми делами — великое безумие.

4) Женщины особенно дадут ответ праведному Судье за соблазн: горе бо человеку тому, имже соблазн приходит, глаголет Господь! (Мф. 18; 7). Страшно соблазнить и одного человека, ибо каждый человек искуплен Кровью Христовой, тем более соблазнять многих, за которых пролита Христова Кровь! А сколько таких, которые пре- льщаются притворной красотой и погибают! Знает это один Бог-Сердцеведец, Который будет судить нелицемерно и прельстивших, и прельстившихся! Внимай этому, жена: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор. 5; 10).

5) О, если бы женщины, называющие себя христианками, почаще взирали душевными очами на простое лицо Христово, которое за грехи и беззакония наши потерпело биение и оплевание и не имело вида, ниже доброты, они никогда не захотели бы украшать свое тело и лица свои на прельщение душ человеческих, которые Он искупил Своей смертью! Но, видно, забыли они это великое и страшное дело, когда только об одной суете помышляют!

6) Пусть же помнят они, что по лицу, ныне раскрашенному, будут некогда черви ходить и ползать, и тело, которое ныне благовонными мастями пахнет, будет издавать тогда смрад нестерпимый, а потом обратится в прах.

7) Как все эти женские суетные наряды Богу ненавистны, может всякий сам прочитать и видеть в третьей главе Книги пророка Исаии (особенно ст. 16–25).

 
Цветник духовный

Воздух для души

Что воздух для тела, то – помыслы, желания и чувства для нашей души. Воздух бывает чистый, прохладный, благорастворенный, и – нечистый, душный, зловредный. Так и помыслы, желания и чувства бывают или чисты, светлы, святы и Боголюбезны, или же нечисты, мрачны, грешны и Богу противны.

 
Цветник духовный

Из духовных наставлений старца Моисея (Путилова)

“Не угашай духа и не ослабляй себя нерадением и излишней дебелостью тела и рассеянием ума в страстные воображения, да не постраждеши последи жребия евангельского ленивого раба, скрывшего талант благодати, приятой в крещении, которая отнюдь не должна быть тща и бесплодна в душе каждого христианина”.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс