Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
“Подвижником добродетелей” назван этот святой в молитве к нему. Преподобный Макарий, действительно, был прославлен прежде всего за свою праведную и исполненную подвигов иноческую жизнь, за молитвенное предстояние перед Богом ради спасения своего и ближних.
Родился подвижник в середине XIV века в Нижнем Новгороде. Он очень рано избрал иноческий путь: в 12 лет тайно ушел из дома и поступил в Печерский Вознесенский монастырь. Только через три года нашел отец своего пропавшего сына, который вел в обители жизнь аскетическую и ревностно исполнял все монастырские правила. Преподобный не вышел к отцу, а через стену объяснил ему, что его отец — Господь, а после Него — настоятель. Отец упросил сына хотя бы протянуть ему руку и, целуя ее, сказал: “Радуюсь о твоем спасении, сын мой, молись о нас”.
В поисках уединения преподобный Макарий вырыл на левом берегу Волги, в глухом лесу, у Желтого озера, пещеру, где предался безмолвию и молитве, одновременно проповедуя слово Божие местным язычникам: черемисам и чувашам, а также окрестным мусульманам. Обращенных он крестил в Желтом озере, которое с тех пор зовется святым.
Когда умножилось вокруг преподобного число искавших спасения, он устроил для них, в 1435 г., мужскую обитель в честь Пресвятой Троицы. Через четыре года напали на монастырь “нечестивые агаряне” — казанские татары, которые убили всех иноков, а преподобного Макария, которому тогда уже исполнилось 90 лет, увели в плен. Однако хан Улумахмет, увидев кротость и благость старца, отпустил его вместе с 400 пленниками-христианами, поставив, однако условие — возвратиться в свой монастырь только для того, чтобы похоронить убитых. Преподобный Макарий повиновался и повел спасенных пленников в галичские леса.
Около городка Унжи он основал новую обитель, которая через короткое время Божиим произволением быстро обустроилась, и потекла в ней монашеская жизнь, управляемая кротким святым старцем. Господь даровал преподобному Макарию силу “целить недуги” и совершать чудеса. Своей молитвой он извел из-под земли, около своей кельи, источник чудесной воды, который существует до сих пор: больные, берущие из него воду с верой и молитвой, излечиваются.
Пять лет провел преподобный Макарий в своем монастыре и на 95-м году жизни преставился в Унже. В этот день весь городок наполнился чудным благоуханием, а когда народ нес тело праведника в родную обитель, то исцелялись многие болящие, стоявшие вдоль дороги. Нетленные мощи преподобного находятся и поныне в этом монастыре.
Почитание преподобного рано началось среди местного населения. Многократно люди прибегали к его небесному заступничеству во время набегов татар. В 1522 г. татары захватили Унженский монастырь и хотели снять с раки святого серебрянную ризу, но были поражены слепотой и в ужасе бежали, многие из них тогда утонули в реке Унже. Одна молодая женщина, находясь в плену у татар, три дня молилась преподобному, прося его об освобождении. И вдруг он явился ей и приказал идти за собой. Веревки, связывавшие женщину, оказались развязанными, и христианка, вслед за преподобным, беспрепятственно прошла через вражеский лагерь.
В тяжелое для страны Смутное время преподобный Макарий защищал русских людей от вторжения и надругательств католиков. Первый государь из рода Романовых просил его избавить из польского плена своего родителя — митрополита Филарета. Молитва эта была услышана, и царь, исполняя обет, совершил в 1619 г. паломничество к мощам преподобного. С той поры началась общерусская известность преподобного Макария Желтоводского и Унженского, и тысячи православных верующих ежегодно бывают у его раки, чтобы помолиться дивному чудотворцу.
Житие преподобного Макария, а именно описанный случай с его отцом, научает нас тому, что любовь к Богу должна быть выше родственной любви.
Как повествует святой евангелист Марк: “И сказали Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? …” (Мк. 3, 32–33). Вряд ли здесь нужно предостерегать читателя, чтобы не подумали, что Господь не вполне чтит Свою Преблагословенную Матерь. Господь Сам предостерег нас от этого недоумения, сказав однажды иудеям: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить” (Мф. 5, 17). Без сомнения исполнял Он и ту заповедь закона, которая гласит: “Чти отца твоего и матерь твою”.
Еще когда был Он в юных летах, родители Его пришли за Ним, чтобы увести из храма, где Он собеседовал с учителями закона Божия, проникнутый чувством Своего назначения. Он возразил против этого их поступка, но тем не менее повиновался (Лк. 2, 46–51). И даже когда крестные страдания раздирали Его душу и тело, когда висел Он на гвоздях, а вместе с Ним висел весь мир над погибелью, ожидая спасения, даже это не заглушило в Нем чувства обязанности по отношению к Матери. Эту обязанность Он передал тогда святому Иоанну Богослову. Господь показал нам совершенство, состоящее в том, что почтение к родителям и попечение о них должно оставаться во всех обстоятельствах жизни, до гроба и даже после него.
“Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10, 37) — так поучал Господь людей. И поэтому и Ему надлежало когда-нибудь в земной Своей жизни делом показать, что любит Он земную Свою Мать совершенно, но не более Отца Небесного, и сыновью по человечеству любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому.
Словами: “Кто матерь Моя…?” Господь как бы говорил: “Для чего волей земной Матери вы хотите отвлечь Меня от исполнения воли Отца Небесного? Эти две воли влекут Меня в разные стороны, но Я знаю и сейчас покажу, которой из них и с какой решительностью нужно последовать. Оставляю земное рождение и родство и предаюсь воле Отца Небесного, делу Его и царствию Его; здесь ищу Себе родство, если его нужно иметь: “Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мк. 3, 35).
Будем же внимать слову Божию и поучаться. Когда родители наши и родственники, начальники и наставники требуют от нас того, что противоречит нашим вкусам, склонностям и желаниям, но необходимо и полезно (или по крайней мере безвредно), пожертвуем нашими склонностями и будем повиноваться, вспоминая Господа, Который повиновался Своим родителям. Если наши ближние требуют от нас помощи, утешения, служения, а мы сами в нужде, скорби и немощи, соберем последние силы и забудем свои скорби ради облегчения их скорбей, вспоминая Господа, Который среди крестных страданий имел попечение о Своей Матери.
Святые князья Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира, Крестителя Руси, были очень дружны и любили друг друга. В те времена, когда многочисленные сыновья князя Владимира постоянно враждовали между собой, это было удивительно. Житие святых братьев рассказывает
Святой Пантелеимон (в переводе с греческого это имя означает “всемилостивый”) жил в начале IV века, во время последних страшных гонений на христиан императора Диоклетиана. Он наследовал языческую веру своего отца, но сердцем был христианин: особая милосердная любовь ко всем людям отличала его с раннего детства.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.