Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Оптинский старец Анатолий, в миру Александр Алексеевич Потапов, родился в 1855 г. в Москве, в старинной купеческой семье. Родителями был воспитан в благочестии и страхе Божием, и с ранних лет в сердце его возникло желание посвятить свою жизнь Богу и стать монахом. Однако мать не благословила это раннее стремление сына и пожелала, чтобы из всех сыновей именно он пребывал с ней до самой ее кончины. Так старец Анатолий, подобно преподобному Сергию Радонежскому, исполнил заповедь почитания родителей, прожив с матерью еще 11 лет до ее кончины, и тем самым еще в миру положил начало исполнению главного монашеского обета — послушания.
В 1885 г., когда Александру было 30 лет, он поступил в Оптину пустынь и был определен келейником к преподобному Амвросию. Он стал свидетелем духовных подвигов и старческого служения великого старца в последние годы его земной жизни и всегда хранил благоговейную память о своем духовном отце. Сам преподобный Анатолий, еще будучи келейником, уже проявлял благодатные дары прозорливости и любви. Был он доброты необыкновенной, все переносил с благодушием. В 1888 г. послушник Александр был пострижен в рясофор.
О его первых шагах на пути старчества сохранилось воспоминание одной сельской учительницы. Она, собираясь к своему духовному отцу, преподобному Амвросию, взяла с собой подругу. Та ехала неохотно, считая, что в Оптиной уже не осталось настоящих старцев. Однажды сидела она нарядная, в шляпе, с книгой в руке на крылечке старческой хибарки, вдруг выходит келейник и начинает ее спрашивать, откуда она. “Вот они, хваленые монахи, пристают с вопросами”, — с гневом подумала дама и отвернулась в гордом молчании. И вдруг инок начинает ей рассказывать, откуда она, кто, всю ее жизнь. Сначала дама подумала, что это подруга все про нее разболтала, но тут монах стал рассказывать такое, что ни подруга, ни одна живая душа о ней не знала. Повалилась дама в нарядном платье в ноги келейнику: “Вы — святой!”. И с тех пор — платочек, скромная одежда и сосредоточенная, доверчивая любовь к дорогому батюшке.
После кончины преподобного Амвросия инок Александр стал келейником скитоначальника, преподобного Иосифа. В 1895 г. он был пострижен в мантию с наречением имени Анатолий, в честь святителя Анатолия, патриарха Константинопольского. Через четыре года отец Анатолий становится иеродиаконом. В это время уже многим стала открываться его духовная опытность. К нему обращались за советами как к старцу. В начале 1900 г. отец Анатолий, не имея еще священнического сана, становится уже общепризнанным Оптинским старцем.
В 1906 г. отец Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха и назначен духовником Казанской Амвросиевской женской пустыни, что в Шамордино. С раннего утра батюшка начинал принимать народ. Около храма, в келье при котором поселился отец Анатолий, всегда стояла огромная толпа народа: священники, монахи, военные, дворяне, интеллигенция и студенты со всех концов России, но больше всего — простого люда.
Духовный писатель В.П. Быков писал о старце Анатолии: “Глядя на него, невольно хочется воскликнуть: “Какое это великое вместилище любви!”. Вечно приветливый, постоянно ласковый, изумительно сердечный, готовый, кажется, всего себя, всю свою душу отдать тому, кто приходит к нему с той или другой нуждой…”. Другой очевидец так описывал старца: “Отец Анатолий и по своему внешнему согбенному виду и по своей манере выходить к народу в черной полумантии, и по своему стремительному радостно-любовному и смиренному обращению с людьми напоминал преподобного Серафима Саровского. В нем ясно чувствовались дух и сила первых великих Оптинских старцев”.
Преподобный Анатолий стяжал от Господа великий дар утешения, народ так и называл его “утешителем”. Старец принимал народ до глубокой ночи и потом вставал на молитву. Как и все старцы, он имел дар исцелений, но совершал их прикровенно, посылая болящих, как правило, на источник преподобного Пафнутия вблизи Оптиной, на могилку преподобного Амвросия, или исцеление происходило через какую-нибудь вещь. Одна духовная дочь старца рассказывала, что однажды батюшка с ней послал грушу ее брату. Она удивлялась, почему именно младшему, а когда приехала, оказалось — он очень болен и врачи говорят, что надежды мало. Брат стал есть грушу по маленькому кусочку и вскоре выздоровел… Другая духовная дочь рассказывала, как выздоровела, укрывшись подаренным батюшкой подрясником.
Известно множество случаев прозорливости старца. Многим он предсказывал будущие события в их жизни: одному священнику предсказал место служения, инокине — то, что она поедет в Италию. Одна женщина пришла с сыном Димитрием, старец хотел благословить его иконой великомученика Димитрия Солунского, но вдруг сказал сам себе: “Нет, не то”, — и благословил образом святителя Димитрия Донского, имя которого и носил мальчик. Приходили к старцу юноша с девушкой, но он никак не благословлял их на брак. Когда они приехали уже в третий раз, старец все-таки благословил и подарил им странное полотенце: на одном конце его была праздничная вышивка, на другом — узор черной ниткой. Обвенчались, пошли дети, и вдруг муж умер от чахотки. Молодая вдова осталась одна с маленькими детьми и всю жизнь маялась. Одна духовная дочь старца вспоминала, как батюшка благословил ее в октябре, в жуткие холода, искупаться в Пафнутьевском источнике. Она никак не отваживалась, но старец настаивал, и вода в источнике, по его молитвам, оказалась совсем теплой. Пришедшая же с ней без благословения подруга даже не смогла от холода влезть в воду.
Старец Анатолий предсказывал и грядущее России, приготовлял всех к подвигу терпения и призывал верить в спасительные судьбы Божии о России. После революции начались гонения. Старец был арестован и отвезен в Калугу, там заболел, и его, думая, что это тиф, обрили, но вскоре он вернулся в Оптину. К своим мучителям старец относился беззлобно и говорил: “Как там хорошо!Какие люди хорошие!”. Вскоре в обители наступил голод, не было дров для отопления. Ослепленная красной пропагандой молодежь выбила в келье старца все окна, и без них дом простоял всю зиму. Все это пошатнуло и так ослабленное здоровье старца.
За две недели до кончины он пришел на могилку к преподобному Амвросию и сказал: “А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки”. Погребли его именно здесь. За день до кончины за ним приехали чекисты, старец попросил отсрочить арест на день, чтобы он мог подготовиться. Чекисты согласились. Батюшка уединился в своей келье, а вскоре келейник нашел его сидящим в кресле со склоненной головой. Старец в молитве предал душу Богу. На утро приехали чекисты: “Старец готов?” — “Да, — ответил келейник, — готов”, — и пригласил их в келью, где стоял гроб с почившим. Так Господь не попустил безбожникам надругаться над Своим избранником.
Святость преподобного Анатолия Господь засвидетельствовал чудесами и благодатными знамениями. Он много раз являлся своим духовным чадам. И ныне, получив упокоение от трудов и скорбей, предстоит преподобный Анатолий с сонмом святых перед Престолом Божиим, моля Господа о ниспослании нам, грешным, прощения грехов и богатых милостей.
Из наставлений старца Анатолия
Если кто тебе скажет: “Ваша и наша вера от Бога”, то ты, чадо, ответь так: “Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным?! Не слышишь, что говорит Писание: Един Господь, едина вера, едино крещение” (Ефес. 4, 5).
Неопустительно читайте утренние и вечерние молитвы по молитвеннику … со вниманием, вникая в смысл каждого слова и углубляясь в него.
Говорят, храм скучен. Скучен — потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому, что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим … Приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен! Не скучна же своя изба …
Посты непременно надо соблюдать, в среду и пятницу, и весь Великий пост … Непременно постись!
Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия — это все … Конечно, прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго, от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию.
… Пожалей и не осудишь.
По преданию, творцом Смоленской иконы был сам святой апостол и евангелист Лука. В Греции она прославилась множеством чудес. В Россию образ прибыл в 1046 г. (именно в честь этого события и установлено сегодняшнее празднование).
Екатеринбург, 30 июля, «Православная газета». В субботу, 3 августа, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий посетит с. Актай под Верхотурьем. До большевитского переворота 1917 года здесь была монастырская заимка
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.