Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (206) → 5 августа. Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

5 августа. Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

№29 (206) / 1 августа ‘02

Церковный календарь

Святые князья Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира, Крестителя Руси, были очень дружны и любили друг друга. В те времена, когда многочисленные сыновья князя Владимира постоянно враждовали между собой, это было удивительно. Житие святых братьев рассказывает, что Борис часто читал вслух жития святых, а его младший брат сидел подле и внимательно слушал. Вообще, братья всегда были неразлучны, до тех пор, пока отец не направил их на княжение: Бориса — в Ростов, Глеба — в Муром.

15 июля 1015 г. князь Владимир преставился. Его любимого сына Бориса, которому он, по-видимому, хотел передать престол, в это время не было, он возвращался из похода на печенегов. В Киеве стал княжить Святополк, которого люди впоследствии называли Окаянным.

Весть о смерти отца и воцарении Святополка застала князя Бориса на берегу небольшой речки Альты. Дружина упрашивала князя пойти и сесть на отцовском престоле, но тот отказался от борьбы за власть, сказав: “Не подниму руку против брата моего старшего. Хоть и умер отец мой, сей будет мне вместо отца”. Услышав это, дружина ушла от князя, и он остался лишь с немногими своими слугами.

В это время Святополк замышлял погубить брата. Он обратился за помощью в этом деле к вышгородским боярам. Житие святых мучеников даже называет имена этих бояр: Путша, Талец, Еловит (или Елович), Ляшко. Они обещали Святополку расправиться с Борисом незамедлительно. 24 июля, во время молитвы, святой князь Борис был убит, а тело его тайно вывезено в Вышгород и похоронено в церкви святого Василия.

Совершив это злодеяние, Святополк уже не мог остановиться. Он задумал убить и своего брата Глеба. Ему было отправлено послание: “Приди вскоре. Отец зовет тебя, тяжко болен он”. Глеб, ничего не знавший о смерти отца, немедленно отправился в путь. 2 сентября посланные убийцы захватили корабль, на котором плыл князь, и убили его, так же, как и брата, зарезав ножами. Тело его несколько лет лежало там, где его оставили убийцы, нетронутым. И позже, по повелению князя Ярослава, перенесено в Вышгород и положено рядом с телом его любимого брата Бориса.

Недолгим оказалось правление Святополка Окаянного, который затем убил еще одного своего брата и замышлял погубить всех, чтобы одному княжить на Руси. Князь Ярослав повел с ним войну, которая длилась четыре года. Решающее сражение произошло на реке Альте, на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По рассказу летописца, перед началом битвы Ярослав воздел руки к небу и воскликнул, обращаясь ко Господу: “Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыко! Отмсти за кровь праведного сего, как отмстил Ты за кровь Авелеву”. Святополк бежал с поля брани и, гонимый Божиим гневом, все подгонял слуг: “Скорее! Скорее! Гонятся за нами! Уже догоняют!”. Слуги же его оглядывались, но не видели никого, никто за ними не гнался.

Святые мученики Борис и Глеб, первыми из русских людей, были официально причислены к лику святых. Их прославление началось уже при князе Ярославе, когда у гроба святых братьев стали совершаться чудеса и исцеления.

Святые князья Борис и Глеб приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. Через их жития, писал русский писатель и историк Г. П. Федотов, “образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня”. Потому-то и стали святые братья одними из самых почитаемых на Руси святых. “Присными заступниками земли Русской” называли их в народе.

Их образ незримо вставал перед князьями, когда те совершали какие-то недобрые дела: именем святых Бориса и Глеба освобождались от уз невинные и прекращались кровавые междоусобицы. Спустя много лет и даже веков, когда на Русь нападали враги, образ святых князей, готовых добровольно принять смерть, помогал народу выстоять. В видениях и снах представали они перед защитниками Отечества, готовые помочь своим “сродникам” — русским правителям. Так было накануне сражения на Неве в 1240 г. и перед Куликовской битвой в 1380 году.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Наша история. Дискуссия

Директор департамента информации губернатора Александр Левин: «Свердловскую область переименовывать не будут»

Екатеринбург, 25 июля, “Новый регион”. Вопрос о переименовании Свердловской области на встрече губернатора Эдуарда Росселя и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II не обсуждался.

 
Церковный календарь

7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

“Подвижником добродетелей” назван этот святой в молитве к нему. Преподобный Макарий, действительно, был прославлен прежде всего за свою праведную и исполненную подвигов иноческую жизнь, за молитвенное предстояние перед Богом ради спасения своего и ближних.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс