Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (95) → «Что век грядущий нам готовит?». Материал М.Зайцева г. Тамбов

«Что век грядущий нам готовит?». Материал М.Зайцева г. Тамбов

№3 (95) / 1 февраля ‘99

Дискуссия

Дорогие братья и сестры. В выходных данных газеты мы постоянно указываем: редакция может не во всем разделять точку зрения авторских публикаций.

Нас нередко упрекают за эту пометку: надо или печатать материал, если он православный, или просто не печатать его. Однако, редакция периодически получает статьи, где очень много и правильных, и интересных мыслей, но какие-то из них неоднозначны, могут быть предметом обсуждения, дискуссии. Предлагаемая сегодня вашему вниманию статья именно такова: с ней можно соглашаться, или не соглашаться. Так давайте вместе с вами это и обсудим. Мы приглашаем к разговору всех наших читателей, будем благодарны за письма священнослужителей.

Адрес редакции: 620014 Екатеринбург-14, а/я-184,
e-mail: baibakov@etel.ru

Целью этой публикации автор, ни в коем случае, не ставит посеять в читателях уныние, тоску или рассеянность. Напротив! Не зря ведь в заголовок введены слова «православный христианин», так как для православного уныние — смертный грех. Но не буду скрывать, что в этой статье нет ничего утешительного для тех, кто ждет от грядущего тысячелетия каких-то чудесных превращений с Россией и с миром в положительную сторону. Но, опять-таки, оговорюсь — это лишь с точки зрения человека православного, а может быть, для атеиста или буддиста многие факты, приведенные далее, покажутся со знаком «плюс». Бесспорно, эта статья — для всех, кто хочет трезво, личностно-духовно оценить ту ситуацию, которая сложилась на рубеже тысячелетий. Но, все же, мне бы хотелось в этом скромном труде хотя бы немного помочь именно своим православным братьям и сестрам разобраться в хитросплетениях окружающей нас действительности. Слишком велико воздействие на умы людей различных электронных средств, мы отвыкли анализировать факты своим мозгом, и, наоборот, привыкли, что за нас все «разжуют» и дадут «обоснованную» оценку тому или другому событию. Поэтому возьму на себя смелость дать такой совет: хотя бы один вечерок побудьте в тишине, отключите от своего мозга электронные приставки в виде телевизора, компьютера или приемника. Попробуйте сами, без помощи направляюще привычного голоса комментатора из «ящика», разобраться в ситуации современного мира, нашей страны, наконец — самого себя. Смею заверить, что сделать это стоит, так как все театральные пьесы, все «боевики-ужастики» или «детективчики-мордобойчики» не стоят и сотой части той грандиозной и потрясающей трагедии, участниками которой, вольно или невольно, осознанно или нет, оказались все мы, а подмостками этой великой сцены стала Земля.

По-началу, когда в СССР с приходом Горбачева стали открываться храмы, восстанавливаться порушенные святыни, многих у нас в стране охватила эйфория — «вот оно, великое возрождение Святой Руси!» Сколько стало материалов появляться на религиозную тему, многие издательства стали выпускать православную литературу (хотя, частенько, толком не разбираясь — православная ли она на деле) Молодежь табунами пошла в храмы. К сожалению, именно так она и ходила — я видел много раз гогочущих и жующих жвачку юнцов, влетавших в храмы без всякой тени благоговения. Запад, на первых порах, тоже лениво поаплодировал «возрождению самосознания у русских». Но не долго продолжалось братание православных, недолго священнослужители радовались притоку молодых прихожан и новых кадров в лоно Церкви. Наступил кризис. Но не тот, экономически-базисный, который вообще-то и не кончался с 1917 года в этой оставившей Бога стране, и похожий более на затянувшуюся агонию. Нет, развалился давным-давно подготовленный, взлелеянный определенными силами вне и внутри России кризис духа. А то уже катастрофа. В принципе, в истории человечества такие кризисы обычно предшествовали распаду целых государств и империй. Вспомним Древнюю Грецию, Древний Рим, Византию, Османскую Империю и империю Наполеона, Австро-Венгрию, Германию и, наконец, бедную Российскую Империю. В течение более чем трех тысяч лет скрытые силы успешно действовали по развалу крупнейших государств. Как только государство крепло, обрастало новыми землями, в нем тотчас находили слабое место и вбивали туда клин. Изнеженность, лень и склонность к сластолюбию погубили многие государства. Любовь к жестоким зрелищам и страсть к порокам и излишествам свели на нет такую неуязвимую в течение многих веков империю, как Римская.

Вот и лодку России раскачали в свое время с помощью полуинтеллигентных разночинцев. Было верхом подлости стравить между собой русского дворянина и крестьянина, но еще более непростительной подлостью было вытравить из сознания русского мужика мысль о Боге.

Но вернемся к нашему времени. Откуда такая бездуховность? Почему, порой даже в праздники, в храме не увидишь больше пяти-шести молодых лиц? Почему нация буквально на глазах вымирает, теряя при этом человеческий облик? Неужели это заслуженная расплата за цареубийство, за проклятие и хулу на Бога, за служение сатане?

Мне думается, многим ныне стало ясно, что вспышка псевдодуховности в конце 80-х была именно вспышкой интереса, изголодавшейся по светлому, души советского человека. Но такой человек оказался не готовым к принятию и просто пониманию того, к чему он приступил. Вот поэтому-то, мы и имеем сегодня огромное число, якобы, православных христиан, ходящих изредка по воскресеньям в храмы, ставящих свечи и искренне думающих, что они-то и есть настоящие православные, причем, читающих при этом оккультную литературу и ходящих к экстрасенсам. Не хотелось бы думать, что эта армия «воскресных христиан» может оказаться похожей на те сорок миллионов бывших номинальных членов КПСС, которым однажды утром объявили, что они уже не коммунисты, и которые совершенно покорно отдали или сами выбросили партбилеты.

Пора признать со всей очевидностью печальный акт, что большая часть современных жителей России, считающих себя православными, на деле таковыми не являются. Не по злому какому-нибудь умыслу, а от вульгарной духовной безграмотности. Приведу всего лишь несколько примеров. Может ли православный человек прийти в воскресенье утром для Причастия (!) после дружеской попойки в субботу вечером, где думается, кроме анекдотов и смотрения телевизора, может быть масса вещей недоступных для будущего причастника? А может ли размалеванная девица, обтянутая в джинсы или мини-юбку, зашедшая поставить свечку в храм и пошедшая затем с подружками на поиски развлечений, представлять собой даже не образец, а уж просто так, «среднестатистическую» православную женщину А наши великолепные «церковные» старушки, зорко следящие в храме за каждым движением соседа и дающие невпопад глупые или даже языческие суеверные советы (вроде: нельзя пройти между иконой и подсвечником, передать свечу через левое плечо соседа)?! Это что, все — православие?

И вот, после стольких лет постепенного охлаждения к Церкви, в ней произошло то, что должно было произойти. Мертвые сучья церковного древа или сами отвалились, или их стали обрубать. Церковь начала бороться, скажем по-мирскому, «за чистоту своих рядов». Конечно, Церковь — это не собрание святых, а освящаемых, где наряду с праведными живут и грешные люди. Ведь Господь пришел призвать не праведников к покаянию. Может человек и оступиться, и ошибиться, но в главном он должен быть нерушим, как гранит. Есть вещи, с которыми смириться настоящий православный христианин не сможет никогда, пока жив. Это — предательство своей веры, отступничество, жизнь не по заповедям Божиим. Но, православные, что мы делаем?! Как не боимся мы Бога, что лицемерно называясь христианами, творим дела антихристианские? Или мы решили повторить судьбу древнего Израиля, чтущего своего Бога лишь на словах, а сердцем своим принадлежащего иному богу-маммоне?

Заметьте, после нескольких прямых заявлений Православной Церкви, Святейшего Патриарха о недопустимости некоторых действий по отношению к ней самой, к народу (например, нашумевший показ фильма «Последнее искушение Христа» или захоронение псевдоостанков царской семьи), на Западе, да и у нас послышались пока еще ленивые, но уже ясно слышимые голоса: «Не слишком ли далеко заходит Церковь? Ведь мир давным-давно поклоняется Христу, кто как хочет, может и представляет, а лишь эти ортодоксы возомнили, что одни они — истина в последней инстанции. Да они сами уже устарели! Пора видно быстрее проводить процесс слияния христиан всего мира в один общий поток».

Мне могут многие возразить, но я все же настаиваю: православие истинное — кость в горле у очень многих представителей западного «демократического мира» и у кое-кого в «элитных» кругах России. Номинально-то можно и со свечкой в храме перед журналистскими камерами постоять, но вот только жить по православному не получается, да и не хочется. Поэтому-то, и наплевать нынче многим на занесенный над православной Сербией натовский кулак. А ведь это может статься последняя репетиция, сами понимаете перед чем…

Не стоит обольщаться. На Западе православие, мягко говоря, не понимают. Там, действительно, уже началась новая эра, пресловутая «эра Водолея» или «Нью-Эйдж». На первый взгляд вроде все пристойно: никто не голодает, есть высококлассные рабочие места, даже нищий в США может получить в день, порой, до 100 долларов. Но если вглядеться в это «общество всеобщей сытости», то становится не по себе — этим людям Бог не нужен. Они смотрят на небо лишь в практических целях — каков прогноз? Мечта среднего американца — двухэтажный коттедж, газончик перед ним, автомобиль, престижная работа и супруга (или супруг) по стандартам Голливуда. Вам ничего это не напоминает? Например, чуть менее шикарную, но принципиально схожую мечту советского человека (дача, машина, квартира), а затем и «россиянина». Могут возразить — жить-то всем хочется не в конуре. Да, это верно. И можно, и должно строить дом, сажать дерево, растить детей — но, опять-таки, не в эгоистических целях тщеславного самоугождения своему «Я», а ради пользы ближнего, наконец, ради Бога. Православный всегда помнит, что этот мир — временный, что эта жизнь — лишь подготовка и учеба перед жизнью истинной.

Православие не для мира третьего тысячелетия, если этот мир будет развиваться и далее по схемам, намеченным всеобщим капиталом. Какое же православие там, где разрешено все, лишь бы это не беспокоило соседа. Хочешь пить — пей, но так, чтобы не мешать обществу, хочешь смотреть по видео порнопродукцию — смотри, не нарушая такие-то статьи закона, любишь «общаться» с девочками или мальчиками — общайся на здоровье, лишь бы на тебя не было жалоб. И все — о, кей, плюс дежурная улыбка маникена. Нет! Православие станет весьма неудобным ни России, если она и дальше пойдет на поводке у объединенного Запада, ни тем более на Западе или Востоке. (Так, на Востоке все культы признают зло, как необходимую силу в мире, с которой надо считаться). На Западе же, вообще все просто: каждая вера — права. А ведь отстаивая какую-то одну веру, можно «обидеть» другие конфессии и объединения. И вот с этим-то смириться «прогрессивная общественность» не сможет. Православных или заставят участвовать в совместных религиозных проектах, или… заставят молчать.

Страшновато, но это реальность. Человечество делает выбор. Апокалипсис предупреждал об этом давно. Людям нужен уже не Бог, а божок — удобный, практичный, демократичный. Разве нужен человеку новой эры Бог, который взывает: «Сыне, дай мне сердце твое!» Никак не нужен такой Бог, ведь сердце-то уже отдано и поделено ровно на столько частей, сколько нужно для построения мечты среднего обывателя. А если и шевельнется что-то в нем — то есть на это и современный пастор, говорящий в микрофон из центра футбольного поля нужные и успокаивающие слова, типа:«Бог тебя любит. Он знает, что ты хочешь жить хорошо и Он тоже этого хочет. Верь в это, сынок, и спокойно спи».

Поэтому главное сейчас для православного — не вдаваться в политическую мишуру кукольных съездов, слетов и заседаний. Нужно постараться найти те слова, которые помогут понять русским людям, а затем и всем остальным, что спасение России в православном образе жизни, в православной семье, и т. д. Не надо бояться слова «ортодокс». Так нас полупризрительно называют за рубежом и здешние кликушки из прозападной пятой колонны. Вообще-то, «ортодоксия» — это по-гречески и значит правоверие, православие. Да, мы именно — православные, донесли ту веру в вечную жизнь, которую передал нам Сам Господь Иисус Христос через Своих учеников. И не надо этого стесняться, а следует помнить слова Спасителя: «Не бойся малое стадо!» Не побоюсь такого высказывания: пока живо православие, жив и мир.

Братия и сестры! Посмотрите на лица людей, русских людей, вереницей проплывающие на улицах больших и малых городов, сел и деревушек нашей погибающей Родины! На них печать усталости или озлобленности, гордости или унижения, сластолюбия или угрюмости. Да, у нас даже лица изменились! Редко когда в толпе можно встретить доброе, умное или счастливое лицо. Все идут (или едут) какие-то искореженные, вывернутые.

Вот идет юноша лет двадцати. За спиной болтается модный рюкзачок. По виду — студент. В ушах стереофонические наушники от плейера, а в глазах — пустота. Походка разболтанная, в уголке рта дымится сигарета. Во всем его облике так и сквозит презрение к окружающему миру. А вот девочка идет. Молоденькая. Лет четырнадцати. Такая же сигарета тлеет, те же наушники, та же пустота в глазах. На лице все та же застывшая гримаса презрения. Презрения ко всему. Теперь встречают компанию подростков, лет четырнадцати-пятнадцати. Пять-шесть человек, все с сигаретами, у нескольких — наушники. В руках — бутылки и банки с пивом. Видно, отдыхают. «Ну, че вылупился?» — я сразу и не понял, что это мне. Прошли мимо, не тронули. Спасибо и за это. Что ж, пристально смотреть в глаза считается, например, в Америке дурным тоном. Могут и замечание сделать. Как мне сейчас. А там принято смотреть, быстро переводя глаза с лица собеседника на какие-либо предметы и обратно. Правда, приятно? Я это не выдумал — мне знакомый рассказал, проживший некоторое время в США. А теперь представьте себе такую сцену: русский крестьянский паренек и его «зазнобушка» признаются в любви: Ты меня любишь?» — «Да, очень». И оба при этом двигают глазами туда-сюда, стараясь не смотреть друг на друга. Страшный сон какой-то получается. Все это не по-русски как-то.

Мы зациклились на хлебе насущном. Понятно, тяжело нынче очень многим. «Жируют» ведь несколько тысяч на всю страну. А остальные еле-еле сводят концы с концами. Но ведь сводим?! И будем еще лучше сводить, если выгоним из сердец наших трех злодеек: уныние, злобу и зависть. А они-то и мешают нам жить. А что такое жизнь с точки зрения «нового русского»? Успеть урвать еще один кусок. Все равно чего, лишь бы успеть. А ведь не все успевают. И убивают их бедных, и травят, И пытают из-за денег, и сами-то они от инсультов да от инфарктов гибнут. Ну разве стоит им завидовать? Вечно в напряжении, всегда под рукой — у кого телефон, у кого автомат. Разве это жизнь, в ее представлении у православного христианина?! Конечно же, нет. Это преддверие ада, уже здесь на земле. И даже если проживет такой человек лет семьдесят — все равно ведь умрет. А что тогда? Какую цену выложит он тому Царю, о Котором или не думал всю жизнь, и Которому не служил, или даже смеялся над Ним и издевался над Его верными подданными? Ведь там, куда попадает каждая душа после ее исхода из бренного тела, взятки не помогут. Поэтому не стоит нам завидовать таким людям, злиться и впадать в тоску. Это удел язычников, атеистов или маловеров. Тяжело, конечно. Но надо радоваться каждой возможности угодить Богу здесь, на земле терпением скорбей и лишений.

Но и бездействовать, думается, тоже не следует В самом начале этой статьи я уже говорил, что не хочу наводить тоску на и так отягощенных этой жизнью людей. Но признать одно обстоятельство, один бесспорный факт необходимо. Без этого мы не сможем правильно построит свою деятельность и саму жизнь. Дело в том, что мы проиграли это сражение. Не спешите зачислять меня в стан пораженцев — все сейчас объясню. Так уж получилось, что Промысл Божий открыл нам, конечно же в общих чертах, картину последнего отрезка существования человеческой цивилизации. О конце истории говорил Сам Христос ученикам, этому же событию было посвящено Откровение Иоанна Богослова. Множество святых отцов рассмотрели и обсудили эту проблему в своих трудах. Я — человек грешный, и не мне браться за толкование Писания или делать пророчества. Но, как православный христианин, я не только имею право, но и обязан проанализировать все факты. Исторически христианство рано или поздно будет «побеждено». Но только исторически, и на предсказанный в Апокалипсисе срок. В космическом плане христианство непобедимо, как не приходящие слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Мф. 16, 18).

Посмотрим же на мир глазами православных эсхатологов. Так, например, один из них — диакон Андрей Кураев предупреждает, что не стоит ожидать какого-либо долговременного процветания Церкви на земле до Второго Пришествия. По его же мнению, и вся история человечества закончится на трагедийной ноте, на пришествии антихриста, его царства. А приход Иисуса Христа в славе — ознаменует новый этап бытия, новую эру, где после битвы и суда наступит вечный день единения достойных тварей с Творцом всяческих.

Надо почувствовать эту глубоко важную истину для каждого христианина — мы проиграем в малом, но выиграем в большом. Совершится та самая тайна беззакония, о которой предупреждал еще ап. Павел. Злу будет попущено воцариться в мире на короткий срок. А, как известно, зло всегда забегает вперед, стараясь запугать, так будет и в последний раз. Посмотрим, что говорит Евангелие, и что видят глаза православных в конце XX столетия. Как известно, ученики спросили Господа о дне Его пришествия и кончине века. Правда, Иисус Христос заметил: «О дне же том и часе никто не знает… только Отец Мой один» (Мф. 24, 36).

В ответ на сегодняшние возгласы вроде: «Какой конец! Вы посмотрите, все только начинается! Россия еще встанет с колен, увидит это и удивит весь мир. Люди трудятся, зарабатывают. Растут такие прекрасные детки, — а вы пугаете: конец, конец!» Сам Спаситель отвечает: «Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж… и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 38–39). Ну, насчет войны и военных слухов, а также гладов, моров и землятресений по местам ("…это — начало болезней»), мы видим, что все это имеет место, и весьма часто в последнее время. И хотя на устах натовских и ооновских миродержцев слышны слова о мире и благоденствии, на деле их флоты и воздушные эскадры всегда наготове «доказать» единственность «демократического» пути развития для всего мира. Христос предупредил нас не двусмысленно: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Не это ли мы наблюдаем в мире? Просто на Западе люди уже привыкли к лицемерно-порядочной маске, под которой скрывается эгоизм и холодный расчет, а в России, отменив Бога и не научив Ему молиться, дали точно такую же установку, но русские так принялись за дело, что даже на Западе испугались — а что пугаться-то, ведь нынешняя Россия — зеркальное отражение Америки до того, как она надела белоснежный воротничок и белозубую улыбку! Господа, мы просто не научились притворяться, как вы! Евангелие дает указание на появление в последнее время множества лжепророков и лжехристов, которые должны прельстить чудесами и знамениями многих, и даже, из числа избранных.

Не видим ли мы ныне этого засилия чуждых русской душе иноземных проповедников, магов, спиритов, колдунов и экстрасенсов всех мастей? В домах «шалят» барабашки и прочая нечисть, а над головами летают «тарелки». Такого открытого шабаша нечистой силы в России еще никогда не было. Но что интересно: редко кому из православных пришлось увидеть НЛО или «вступить в контакт» с зелеными «человечками». Не от того ли, что настоящий православный человек знает, как надо обращаться со страхованиями и внушениями бесовскими? А если бывали случаи появления незванных гостей перед верующими людьми, то, естественно, никакого «разговора» у низ не получалось — крестное знамение и призывание имени Господня, которого страшится вся нечисть, начисто отбивают охоту к «общению». Но ведь ни один контактер» и не подумал даже о том, чтобы испытать этих пришельцев, какого они духа, как учит нас тому Церковь. Это уже признак полнейшей готовности броситься в объятия к первому встречному, предлагающего «исцеление» душе и тела.

К сожалению, антихрист придет не сам по себе и не только по воле его мрачного отца, а в большей мере, благодаря призыву человечества, свободное желание которого вызовет сына погибели из преисподней. Не видим ли мы сегодня в людях всего мира такого желания? Оказывается — видим. Половина человечества ждет какую-то, пока абстрактную, «сильную руку», которая наведет порядок в странах с сильнейшими социальными и экономическими кризисами (Россия, Индия, половина Африки и Южной Америки, арабские страны), а другая половина мечтает о рафинированном эстете, в котором бы сочетался гений политика и философа. Христа уже почти никто не ждет, ждут другого. А чтобы скрасить, может быть уже не долгое ожидание, люди развлекаются. Каждый по-разному.

В чем же заключаются развлечения современного «россиянина»? У кого запросы пониже, те глушат совесть и мысли об ответе за прожитую жизнь в волнах алкоголя, в чаду пустых кухонных «философствований» за стаканом водки. А у кого есть возможность развлекаться с помощью технических средств, те вообще вылетают в «астрал» Блаватской или «вертуальность». Сразу заметно — все эти «невинные» увлечения именно увлекают и отвлекают человека от мыслей о своей вечной участи, о своем предназначении. Наши ближнии доходят порой до степени зомбированности. Ведь в течение пяти-шести лет смотреть убойную по тупости и пошлости «мыльную оперу» даже не все американца способны. А мы смотрим. И переспрашиваем друг друга, гор я нетерпением, чем закончилась очередная серия. Прилавки магазинов и ларьков завалены порнопродукцией — книжной, журнальной, видео. В городах, даже селах (!), пачками открываются развратные магазины, причем, как специально, вблизи школ или детских садов. Зато государственные мужи принимают закон, фактически легализующий порнографию. В школьных учебниках за 5(!!) класс находим разъяснение механизма… полового акта. Какое уж тут целомудрие, какое православие?! Во что играют дети? — В то, во что живут взрослые: рэкет, пытки, погони, убийства, насилие. Зайчики и плюшевые мишки, впрочем, впрочем, как и мечты о космонавтах и докторах, пылятся в чуланах. На их место пришли «крутые» боевики, «человеки-пауки», жутковатые монстры и голливудские Барби с бесстыжими глазами любительниц ночных клубов. Не говорю уже о компьютерах и компьютерных приставках. «Вертуальная реальность» отнимает не только детей, но и многие взрослые сластолюбцы бросаются в призрачные объятия голливудских див, но испытывают они при этом (с помощью специальных технических средств) совсем не призрачное, греховное удовольствие. Это уже конец. Действительный. Мужчине не нужна женщина, и наоборот. Не нужны дети — есть клонирование их из пробирки. Ничего не нужно, кроме самоудовлетворения. Много о чем еще можно сказать — и о водке, и о наркомании, но я не хочу больше утомлять читателя — ведь это все-таки статья журнальная, а не брошюра.

Наверное, у многих может возникнуть вопрос: как жить в этом хаосе духовном, вернее, бездуховном? Как отличить духовный суррогат от истиной духовной пищи? Ответ каждый найдет, пойдя в храм, взяв в руки полезную душеспасительную книгу, а если в ней что-то покажется не понятным, то лучше нашего православного батюшки вам никто не объяснит. Не плохо съездить на денек-другой в монастырь. Там царит дух спасительной тишины и благодатного настроя. Очень помогает избавиться от горечи внутренних и внешних конфликтов добрая семейная обстановка.

Вообще, правильно устроенная христианская семья — это уже половина успеха для тех, кто не может спастись от мирских искушений в монастыре. Что делать? Продолжать жить самому, помогать жить ближним. Растить, не смотря ни на что детей, воспитывать в них любовь к каждой твари Божией, уважение к людям, любовь к Богу т к Родине. Это ли не цель, не путь? Не говоря уж о борьбе с самим собой, с тем черным, вторым «я», которое есть у каждого из нас.

И еще. Побольше разбираться самим, с помощью Божией, в нравственно-духовных вопросах, на уповая на «добрые» советы из телевизора или мирских газет. Нужно расти самим, двигаясь все время вверх по духовной лестнице. А для этого необходимо хранить себя от многих соблазнов мира. Но тут уже советовать мне, журналисту, не приходится — есть множество более авторитетных людей, святых отцов, которые написали весьма полезные книги, действительно дающие ценные советы и указания ко спасению. Это труды св. Феофана Затворника, св. Тихона Задонского, св. Амвросия Оптинского, св. Игнатия (Брянчанинова). Есть и еще достаточно имен — ищите этих авторов, читайте их, молитесь им. Такое чтение очень помогает.

Будем уповать на милость Божию, на то, что Он даст нам необходимые силы пережить это время достойно звания православного христианина. Быть может то, что мы все сегодня переживаем — это еще далеко не конец, а серьезное испытание, после преодоления которого, уже почти потухший огонек народной духовности может возгореться с новой силой. Бог лишь это ведает. И как сказал св. Игнатий, хотя наступающую ночь невозможно предотвратить, но все же можно включить лампу, зажечь свечи, чтобы с их помощью отдалить на некоторое время царство полной тьмы.

М. ЗАЙЦЕВ
Тамбов

 
Азы православия

О благословении священников

Преподание благословения в Православной Церкви получило свое начало от Самого Господа нашего Иисуса Христа.Сам способ преподания благословения сохранен Церковью, по преданию, от апостолов.

 
Братиям нашим, в узах заточенным

Назидательный урок из притчи о блудном сыне

И рече юнейший отцу: отче, даждь ми достойную часть имения.— В притче о блудном сыне заключается самый поучительный урок для юноши. В самом деле, в блудном сыне мы видим полный характер ветреной юности

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс