Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Как правило, воцерковляясь, люди, ранее активно посещавшие театральные спектакли, увлеченные художественной литературой, охлаждаются или даже резко не приемлют подобного рода времяпрепровождение. И не удивительно: после душеполезного чтения (например, жития святого Серафима, встречавшего каждого словами “Радость моя!”) возможно ли вынести двухчасовое зрелище, которое обещало говорить о любви, а в итоге демонстрирует зрителям злобную ухмыляющуюся обезьяну и пытается убедить, что это и есть человек.
“Не устрашайся, — хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно, и Ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение”.
“Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет. Только не будем приписывать себе свои успехи, рассчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия – это значило бы погибнуть и погубить все приобретенное”.
Преподобный
Иоанн Лествичник
Спектакль “Верую” по рассказам Василия Шукшина в постановке Натальи Мильченко имеет подзаголовок “Размышления не для нервных”. Кстати, не ошибусь, если скажу, что все зрительницы в антракте прятали слезы. Но совсем не с этим связано “предупреждение” создателей спектакля.
Православный режиссер? А на сцене – молодчик, булькается в бочке с водой и пялится на пролетающий самолет, затем надевает черный балахон без рукавов и, скорее напоминая подмастерье, чем священнослужителя, начинает за бутылкой спирта учить жить (проповедовать?) депрессивному мужику Максиму, у которого, оказывается, “болит душа” (больше, чем голова, несмотря на оплеухи жены и прежде выпитое).
Православный режиссер… Но искушенный читатель знает, во что верует шукшинский проповедник: “Что такое Христос? Это воплощенное добро, призванное уничтожить зло на земле. Две тыщи лет он присутствует среди людей как идея – борется со злом. Я… хочу верить в вечное добро, в вечную справедливость, в вечную Высшую силу, которая все это затеяла на земле. Я хочу познать эту силу и хочу надеяться, что сила эта – победит. Иначе – для чего все? А? Где такая сила? Есть она? Я такой силы не знаю. Возможно, что мне, человеку, не дано и знать ее, и познать, и до конца осмыслить. В таком случае я отказываюсь понимать свое пребывание здесь, на земле. Вот это как раз я и чувствую, и ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа”.
Православный режиссер! И по-шукшински отплясывающие герои с криками “Верую! В авиацию… В космос и невесомость! Ибо это объективно-о!” и тому подобное, — как слепые щенки, всем нутром чувствующие мать, тянутся за тихо ступающей девочкой-Ангелом…
“Рассеянный мой ум собери, Господи, и оледеневшее сердце мое очисти: яко Петру, дай мне покаяние, яко мытарю – воздыхание, и якоже блуднице – слезы”.
о. Александр Ельчанинов
Я шла после спектакля и с горечью думала: как страшно, что у героев Василия Шукшина отняли Веру. Из хрестьянина (так называли на Руси), степенного труженика, самостоятельного (недаром в семье величали: “Сам”), а где надо (в беде или в радости) собиравшегося “всем миром”, — он превратился в “чудика”, как Макар, который “никак не мог измотать себя на работе, хоть работал много”, и душа его все болела. Отняли Веру, но в то, что есть душа, он верит (“в таку-то – в кусок мяса” он и сам не верит), но он знает, что она есть, потому что она болит, оставшись без Веры.
“ – Спроси меня… кого я ненавижу больше всего на свете? Я отвечу: людей, у которых души нет. Или она поганая.
– А тогда почему же такой злой, если у тебя душа есть?
– А что, по-твоему, душа-то – пряник, что ли? Вот она как раз и не понимает, для чего я ее таскаю, душу-то, и болит. А я злюсь поэтому. Нервничаю”. (Из диалога Максима с женой).
Вспоминаются строки:
“Знать, во время сна
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.
С богатырских плеч
Сняли голову –
Не большой горой,
А соломинкой…”
Подобно богатырю из стихотворения А. Кольцова, герои В. Шукшина успевают покорить читателя своей цельностью, красивой — Богом данной — силой и нераскрывшейся глубиной, что выплескивает себя — в танце (рассказ “Танцующий Шива”) или в “странном” увлечении (“Микроскоп”), в беззаветной любви к женщине (“Беспалый”) или в добрых делах ближнему, совершаемых мимоходом, не задумываясь, как вдох (“Сураз”). Но терпят насмешки, поражение, а то и сводят счеты с жизнью, оказавшись в глухом кольце непонимания, ожесточенного неприятия теми, кто “не знает, что такое тоска. – С чего тоска-то?” И мы можем только догадываться, каким он мог бы быть, этот богатырь…
“Верь в Жизнь!” – продолжает смертельно больной, но еще неимоверно сильный шукшинский герой, убеждая собеседника, и “оба…плясали с такой какой-то злостью, с таким остервенением, что не казалось и странным, что они – пляшут. Тут – или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами”.
“Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, яд, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколько бы раз ты не заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов”.
Святитель Игнатий
Брянчанинов
Нужно ли упрекать режиссера, оскорбляясь за “недостойно представленный образ священнослужителя”? Ведь “всему миру” исповедует свою боль сам Василий Шукшин. Священник, дело которого “горести и печали человеческие – живые трепетные нити – распутывать”, и писатель, которому в России отводилась роль пророка, — оба они в рассказе “Верую!” совпали. И слова героя: “Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает”, – ведь это предчувствие и собственного раннего ухода из жизни, с болью душевной, которая так и не обрела веру.
Шла после спектакля, и молитвенно печалилось сердце о писателе, которого уже нет среди нас, который, как и его герои, не дошел до храма, но они, сами того не осознавая, искали именно эту дорогу; о тех, кто встречался в жизни, и не вышел на этот путь, а кто-то пошел в противоположном направлении. Но – пути Господни неисповедимы!… И может быть, мы забываем о тех, кто нуждается в нашем молитвенном воспоминании?…
С чувством благодарности к режиссеру и желанием заново услышать голос самого Шукшина я открыла книгу, к которой давно не обращалась.
Надо отметить, что весь сложнейший спектакль, требующий от исполнителей огромных душевных сил, ведут два артиста – Заслуженный артист России Виктор Поцелуев и Дмитрий Бабушкин,– да девочка – Аня Бажукова – в роли Ангела связывают два шукшинских сюжета (“Охота жить” и “Верую”).
Вот он, рассказ “Охота жить”, инсценированный в первой части спектакля театра-студии им. М. Чехова. Два героя здесь – словно воплощение шукшинского противостояния Добра и Зла – охотник и беглый преступник. Но как же отличаются образы беглого у Василия Шукшина и в трактовке Натальи Мильченко!
На сцене мы видим звероподобное существо с гримасой дегенерата. Кажется, это еще недочеловек, но уже обреченный, загнанный в угол, которому никогда не суждено развернуться, вырасти, обрести образ. И стоит старому охотнику, шукшинскому душевному человеку (спокойному, уверенному, радушному к любому встречному – потому что его дом здесь, в тайге, а она научила его человечности), – стоит только ему прикрикнуть на парня, который в злобе своей начал богохульствовать, – и тот понимает, кто здесь – старший. “Здесь тайга, – говорит охотник, – все одинаковые. Помни это”. И правда, заснеженная тайга становится храмом, где все равны перед Богом, где место – не мериться силой или спорить, а исповедоваться.
“Обнажай струп твой врачу сему [Господу] и не стыдись сказать Ему:”Отче, моя язва сия, моя рана сия; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености; никто не виновен в ней, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение”.
Преподобный
Иоанн Лествичник
“А святых – это верно: нету. Я сам вроде ничо, никто не скажет: плохой или злой там. А молодой был… не насильничал, правда, лаской взял, а все одно… дитя-то… пустил по свету… Спомнишь – жалко. Большой уж теперь, материт поди”, – старый охотник замолкает. А зритель, как и двое на сцене, затаили дыхание. И вот сорвана рукой старого охотника с головы молодого преступника уродливая шапка, и лицо парня посветлело, прояснилось, и, кажется, узнаются родные черты, и отзывается озлобленное сердце готовностью любить…
Отдавая беглецу ружье – будто искупая свою исповеданную вину – охотник дарит гарантию жизни в тайге. Но – словно расплата за давнее – оружие, оказавшись в других руках, приносит ему смерть. Раскаянием искажается лицо упавшего на колени убийцы, не успевшего до этого момента понять, что оружие может нести не только смерть. И Ангел крестит лоб, на который неминуемо наденут шапку арестанта. Но остается надежда…
Спасибо режиссеру и актерам за этот свет любви, веры и надежды, переданный зрителям!
“Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот, люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнить.
Поэтому прямой путь к познанию своих грехов – это приближение к свету и молитва об этом свете, который есть суд миру и всему “мирскому” в нас самих”.
о. Александр
Ельчанинов
У Шукшина – “взгляд Никитичу запомнился: прямой, смелый… И какой-то “стылый” и “дико и нелепо звучал в теплой тишине избушки свирепый голос безнадежно избитого судьбой человека с таким хорошим, таким прекрасным лицом”, – так видит пришедшего старый охотник.
А беглый говорит о ненависти ко Христу: “Добрых людей нет! А он – добренький, терпеть учил… Кто добрый?! Я? Ты?” И там, где в спектакле – в момент исповеди охотника – происходит очищение того и другого героя, в рассказе врезается совсем другая интонация молодого: “Жизнь дал человеку – не убил… Хорошее дело сделал, не переживай”, — ведь то, что для старика грех, тяготивший душу многие годы, беглец видит с глубины собственного падения. И “стылая” его душа не оттаяла, и он произносит “отец”, – благодаря охотника за пожертвованное ружье, а спустя какое-то время, – закидывая снегом тело убитого им старика: “Так лучше, отец. Надежнее”. Уходя, “он не видел солнца, шел, не оглядываясь, спиной к нему. Он смотрел вперед”.
“Душа, имеющая обычай исповедывать грехи свои, удерживается от нового впадения в них воспоминанием об исповеди как бы уздою. Грехи же неисповеданные удобно повторяются, как бы совершенные во мраке”.
Преподобный Иоанн Лествичник
Нет, не плакать нужно о Шукшине, не дошедшем до дверей Храма (и не только о нем: вспомним, например, светлую драматургию Александра Вампилова, – вот еще благодатный материал для православного режиссера!), нет, – благодарить за предостережение, что дается таким искусством каждому, чтобы не “остыла” душа. За то, что показал: надо крушить камни своей души, пробивая тропинку к Храму.
“Помните, что того, что потребно для спасения, никто за вас сделать не может. Делать то должны вы сами. Помощь от Господа всегда готова, но она не приходит к тому, кто ничего не делает, а только к тому, кто делает, трудится, но до конца довести дело не может”.
Святитель Феофан Затворник
Лариса
Ларионова
«А что, мама, – спросила Лиза, – у каждого человека есть Ангел-Хранитель?» «Еще бы, конечно! – ответила мама. – Только не все люди об этом знают». «А у бандитов? Неужели и у них есть?» «У всех, – повторила мама, – это и называется образ Божий.
«Глубокоуважаемый Сергей Рубенович! От имени всей общины Храма-подворья Святителя и Чудотворца Николая в г. Бари (Италия) сердечно благодарю Вас за Ваш дар – две прекрасные иконы Святителя Николая чудотворца и Преподобного Серафима Саровского (произведения уральских иконописцев, украшенные самоцветами).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.