Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (201) → О жилище православного христианина

О жилище православного христианина

№24 (201) / 22 июня ‘02

Цветник духовный

В нашей жизни нет ничего случайного и ничего незначительного. Тем более важно то место, в котором мы проводим большую часть отпущенного нам времени. Место, к которому мало кто относится равнодушно и, в то же время, мало, кто чувствует к нему благоговение. Если бы каждому дано было видеть, сколь много в духовной жизни зависит от того, как содержим мы свой дом.

Нам, священникам, приходится бывать в ваших домах, дорогие братья и сестры. Вы просите освятить их, когда начинаете чувствовать определенный дискомфорт. Не замечали ли вы, когда в доме не прибрано, то никакое дело не спорится, и что-то как будто душу тяготит. Но стоит убраться, привести все в порядок, и появляются силы, и уходят тягостные мысли. Так же бывает тягостно, если дом не освящен. Кто зовет священника по просьбам своих родных, близких, кто сам, чувствуя, что в квартире неуютно, не устроено и тяжело находиться. В чем заключаются здесь основные проблемы?

Однажды мне пришлось освящать две квартиры в один день. Прихожу в одну из них и как будто в церковь попал. Вроде и обои самые простые, и мебель самая скромная, но в квартире просторно, каждая вещь лежит на своем месте. И самое главное, иконный уголок, у которого молится хозяйка, 90-летняя бабушка, он излучает какое-то особое тепло, особый свет, радость. Эта радость словно витает по всей квартире. А из всей семьи молится только старушка. Конечно, скандалов дома нет, все любят бабушку-молитвенницу, никому она не в тягость, и дух мира и любви чувствуется во всем. Несмотря на скромность обстановки, на скромный доход, в квартире очень комфортно и уютно находиться.

А через полчаса я побывал в другой квартире, в которую, скажем так, даже трудно зайти, поскольку она была завалена вещами, кулями, свертками, пакетами. Трудно даже представить: первый раз я увидел квартиру, в которой как в лесу, можно ходить только по тропинке. Все пространство завалено вещами, совершенно не нужными в доме, лишними. Живет там женщина, которая уже три года психически больна, лежала в психиатрической больнице. Она думала, что придет батюшка, освятит, и все проблемы разом снимет с ее плеч, а в квартире станет комфортно и уютно. Нет, дорогие, не станет. Я, конечно, освятил квартиру, сделал все, что требовалось, но самому в ней находиться было весьма неуютно, дискомфортно, что-то словно выталкивало оттуда. Не смог помочь хозяйке психиатр. Не смог и я, поскольку то, что я ей сказал, а сказал примерно то же, что вы только что прочитали, не произвело на нее никакого впечатления. Как будто не ей говорят, а соседскому коту. С чем человек был, с тем и остался.

Почему так происходит? Конечно, от отсутствия духовной жизни вообще. Когда человек молится, в нем в строй молитвы становится и внешняя обстановка. А когда молитв в доме не творится, воздействие внешних демонических сил настолько велико, настолько мощно их давление и деструктивное воздействие, что душа просто калечится. Она не может противостоять демонической силе ничем. Великое оружие, которое оставил нам Господь — крест и молитва, — лежит и ржавеет. Враг почти беспрепятственно подчиняет душу своему влиянию. Вырвать из лап врага такого человека своими усилиями не представляется возможным, поскольку пробуждения духовного сознания в человеке не происходит и он не слышит тех простых и ясных слов, которые говорит священник. Да не только священник: если и кто-то другой из людей скажет, тоже не услышит. Вот таковы печальные реалии нашей жизни.

Как же нам все-таки относиться к своему жилищу? В нем мы проводим больше половины своей жизни. Как дом обставлен, как он устроен, от этого зависит и наша жизнь, весь настрой души. Ведь внешнее воздействие на наше тело, на наш дух всегда очень сильно, особенно в домашней обстановке. Когда человек отдыхает, он внутренне расслаблен, потому воздействие бывает чрезвычайно серьезным, а главное, незаметным сознанию в силу привычки.

Часто обращаются за помощью к священнику для освящения квартиры люди, поменявшие жилье. Другие люди жили, уехали, а вот атмосфера духовная от них осталась. А в чем тут дело? Чаще всего в нашем мире живут склочно: много раздоров, скандалов, – и все это виснет в воздухе, оседает вокруг. Эта духовная грязь, оставшаяся от прежних хозяев, попадает и на нас, особенно, если сами живем в духовном беспорядке и неустройстве. Конечно, в таких квартирах находиться тяжело, возникает чувство безысходности. Что тут делать? Освящение квартиры необходимо, но само по себе — недостаточно. Жилище нужно привести в порядок. В чем он заключается? Не обязательно покупать дорогие вещи, делать уникальный ремонт и превращать квартиру в музей. Пусть мебель будет самая простая, но не разломанная. Не нужны вещи, которым по 20–50 лет, уже не годные к употреблению и одним своим видом несущие разложение, поскольку содержат накопившуюся за многие годы отрицательную информацию. Очень важно не привязываться к вещам. Говорят иногда: “На этом диване моя бабушка спала, это память, семейная реликвия”. Но поймите, если этой “реликвией” уже нельзя пользоваться, то лучше от нее избавиться, учитывая ограниченный размер наших квартир. Бабушка давно умерла, ей диван не нужен, не нужен и нам, поскольку пользоваться им невозможно. А когда квартира загромождена такими вещами, то она потихонечку превращается в сарай. Человек привыкает к неразберихе, которая царит вокруг него, она же и поселяется в его душе. Ведь неустройство нашего быта, как мы видели, может вызвать духовные заболевания, поскольку внешнее воздействие здесь практически бесконтрольно. Ежедневно мы проводим дома много времени, поэтому малейшее нестроение в нем оказывается болезненным, повреждающим.

Жилище должно быть устроено просто. Пусть оно будет чистым, без трещин в стенах, подтеков, ржавых труб, изуродованных кранов, разбитого пола и всего подобного. Представьте, что вы хотели бы иметь такую душу, какова ваша квартира, и тогда совесть, ваш внутренний голос вам подскажет, как это устроить. Ведь внешний комфорт должен соответствовать внутреннему комфорту человека, и поэтому, исходя из глубинных потребностей своей души, человек и должен строить свое жилье. Бывает так, что сделан прекрасный ремонт, но иконочка сиротливо сама по себе висит в углу или ее вообще нет. Конечно, даже такой ремонт не может сделать квартиру уютной, несмотря на то, что там, казалось бы, все устроено для нормальной жизни. Нет ощущения радости, внутреннего света, который дает молитва дома. Когда мы молимся в уютной обстановке, и все на своих местах, когда нет лишнего, то нет и лишних забот. А заботу свою, попечение человек отдает молитве, чтению книг духовных, своим домашним неизбежным делам, которые есть у каждого, но совершает их уже с легким сердцем. Нет тяжести, осадка, который остается на сердце от неуютного жилища.

Ныне не редки случаи, когда в квартире заводится полтергейст. Что это такое? Это когда произвольно двигаются вещи в квартире, когда звуки раздаются, кто-то ходит невидимый, слышен скрип пола, двери открываются сами, начинают твориться вещи, не подлежащие рациональному объяснению.

Однажды к нам пришла женщина и говорит, что у нее самопроизвольно в комнате появляется вода. Она попробовала чертить кресты на полу. В тех местах, где она начертила кресты, вода больше не появлялась, но в других по-прежнему проступала. Тогда везде нарисовала кресты, но вода стала брызгать ей прямо в лицо из воздуха. Такую квартиру, конечно, надо освящать. Здесь явное духовное неблагополучие. И, конечно, освящение квартиры для беса — это как нож острый. Ему становится там сразу неуютно, дискомфортно. Но малое освящение квартиры должны делать и сами хозяева. Ведь квартиры, дорогие братья и сестры, освящаются прежде всего молитвой. Не только священником. Священник придет, чин освящения совершит, но самое главное для нас — поддерживать эту духовную гигиену ежедневно. И тогда в квартире нашей, в нашем жилище поселится та радость, которую так недостает в этом мире. Которая дает нам силы, дает возможность правильно смотреть на мир, а самое главное, правильно смотреть на самого себя.

Очень важно проводить самоанализ, самооценку себе, своим действиям, своим поступкам. В этом плане, жилище должно всегда соответствовать нашему внутреннему желанию духовного совершенства, желанию духовно расти. Ведь нам кажется, что весь этот мир – горы, реки, озера, воздух, наши какие-то постройки на этой земле, в конце концов, и квартира, – все имеет прочное основание. Дорогие, мы с вами словно забываем, что и 2000 лет назад жили люди, и 3000 лет назад жили люди… Где их квартиры, где их дома, где их мебель? Ничего не осталось. Но придет такой день и час, когда все отнимется от нас, когда мир наш прекратит свое существование, и человек станет существом духовным. Тогда тех проблем, о которых мы сейчас с вами говорим, просто не будет. Будет жизнь, совсем иная, жизнь со Христом, жизнь в Боге. Теперь же для нас самое главное, чтобы наше сегодняшнее жилище помогало к той жизни подготовиться.

Нет ничего крепче, чем Слово Божие, несмотря на то, что его нельзя взять в руки или взвесить на весах. Небо и земля прейдут, – сказал Он, – но слова Мои не прейдут (Мк. 13, 31). Слово Божие созидательно и будет жить всегда, поскольку им устроен весь мир. Оно сохранится веки вечные. Всегда должны помнить о том, что наша молитва, наша любовь к Слову Божию есть определяющее желание нашего сердца, особенно дорогое для Бога. Особенно. Здесь проявляется наша свободная воля, наше желание очистить свою душу и приготовить ее к тому Царствию, которое Господь уготовал нам.

Многие дома держат иконы, но отношение к ним очень разное. В большинстве случаев, иконочки такие маленькие, небольшие, где-нибудь там, в глубине шкафчика стоят или на полочке лежат. Человек считает, что Бога достаточно в душе носить, а вот иконочка для молитвы не так уж и важна. Вот есть она и ладно, вроде как амулет какой. Примерно то же отношение и к Библии. Лежит она на полке, значит, все в порядке. Как будто сама по себе она дом освящает. Вот такое отношение к Святыне.

В иных домах устроен молитвенный уголок. Видно сразу: тут живет христианин, для которого молитва есть духовная необходимость. Иконный угол в самом лучшем месте квартиры устраивается. Если хозяин молится, душа сама подскажет, какие иконы, где и как повесить. Здесь нет твердых правил, которые бы определяли количество икон. Все должна подсказать любящая христианская душа. И вот от этого уголка, как от центра духовного, в квартире все должно устраиваться, стоять на своем месте и иметь свое назначение, которое полезно для нас, необходимо для правильного духовного роста и воспитания своих детей.

Что касается мебели. Дорогие, конечно, мы живем сейчас в то время, когда все дорого, но ведь совсем не обязательно покупать уникальную мебель. Она должна быть самой простой и не обязательно долговечной. Ведь если мы с вами не будем привязываться к мебели, к вещам, которые окружают наш быт, мы правильно сделаем, поскольку эти вещи не нам принадлежат. Они нам взаймы даны, и отнимутся гораздо раньше, чем мы полагаем в уме своем. Поэтому такое независимое отношение к вещам самое правильное. Центр тяжести души человека должен быть не в приобретении каких-то вещей или житейских благ, не во внешнем богатстве, а в самом сердце своем, в стремлении помолиться, в стремлении очистить свою душу, в стремлении быть просто поближе к Господу. Вот где центр тяжести жизни для христианина. Если человек это полюбил, то тогда и вся жизнь его благолепно устраивается, благолепно устраивается и жилище.

Бывает и так: приходишь в квартиру, а там висят рядом, на одной стенке, два календаря: один с Кашпировским другой со Христом. Те, кто живут в квартире, не различают, где какой дух, им все равно. Что Христос, что сатана — одно и то же. Такая духовная неразборчивость приводит к духовному расстройству. Ведь Господь сказал: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк. 13, 16). Но почему же все-таки такой дуализм возникает, такая духовная мешанина, когда разнородное смешивается воедино? Это, прежде всего, признак духовного неразумия, полного отсутствия веры. Человек, бывает, и не знает — крещен ли он, крещены ли его родители? Эти вопросы не являются насущными для него, они в стороне стоят. Никто не заставляет вешать портрет Кашпировского. А хочется потому, что душа больная и подсознательно жаждет прельщения. Это беда духовная у многих.

В Церковь Божью люди приходят по своей воле, и остаются по своей воле, если просыпается в них внутренняя любовь к Богу, внутреннее желание духовно вырасти, желание погреться у Христа, сохранить свою душу. Тогда приходит осознание того, что находимся в беде и начинаем по-другому немного на мир смотреть, а самое главное — по-другому смотреть на себя. Для нас, дорогие братья и сестры, очень важно учиться смотреть на себя, на свою духовную жизнь. Ведь если бы человек отдавал себе отчет в том, что он делает, то он никогда бы не поступал так беспечно. Никогда.

Греховное падение совершается в один момент. Стоит сердцу дрогнуть, и человек полностью окунается в греховную страсть.

Вот вчера пришли две матери со слезами на глазах. У одной сын стал наркоманом, а у другой — стал пропадать у игровых автоматов и спускать абсолютно все деньги, что ему попадают в руки. Два духовных заболевания. Почему они произошли? Здесь есть и объективные причины. Мир сейчас как в огне горит, и, отпуская своих детей из жилища, из-под родительской опеки, мы теряем над ними внешний контроль, без которого в детях бурно развиваются те пороки, которые существуют в их сердце. Почему они развиваются? Да потому, что человек душу свою не очищает. Ведь эти две мамы не молятся ни за себя, ни за своих детей. Они пришли в Церковь, как будто батюшка их сейчас послушает, что-то такое скажет, что-то такое сделает, и все встанет на свои места. Нет, дорогие, не бывает так, нет таких батюшек, не бывает таких отчиток, после которых все становится на свои места, не бывает. Для этого нужно потрудиться. И вот этот духовный труд, который начинается с нашего жилища, очень важен. И не только для нас, а для всех членов семьи.

Мы почему-то думаем, что если дети у нас растут внешне благополучно, то так будет всегда. Нет, дорогие, человек может погибнуть в любую минуту своей жизни. В любую. Его только Господь в этом мире хранит. А если мы к Богу не обращаемся за помощью, если сердце не смягчаем молитвой, не открываем его на исповеди, тогда враг со всей силы бьет нас. Если он не может нам вреда причинить, взрослым людям, поскольку у нас уже есть какой-то житейский и душевный опыт, сознаем мы его или нет, а вот детки наши, чаще всего, беззащитны, и очень легко бывают улавливаемы врагом рода человеческого.

В этом знамение нашего времени, когда враг вырывает из рук детей наших, когда дети наши погибают. Конечно, мы не можем винить Бога за то, что нас он поселил в тех обстоятельствах, в которых мы живем. Они действительно тяжелы, но и Господь видит, насколько нам тяжело. Все-таки совсем немного нужно для того, чтобы внутренне измениться, чтобы обстоятельства нашей жизни так губительно не действовали. Нужно устроить свое жилище, устроить так, как оно было устроено всегда у христианина. Вспомните, как жили крестьяне в прошлом веке. Не все богато жили, не все, но, однако же, в самом лучшем месте избы, в красном углу, как его называли, висела икона, расшитая рушниками, под ней всегда горела лампада. Порой с одной плошки ела вся семья, но однако же никто за стол не садился не перекрестивши лба. Только после молитвы, после молитвенного обращения к Богу люди начинали вкушать даже ту немногую пищу, которую им Господь посылал. И вы знаете, как много великих, талантливых людей вышло из самых простых слоев сельского населения. Потому что в здоровом духе люди вырастали. Здоровый дух и преображал самого человека.

Сейчас дух злобы с ранних лет, с первых месяцев жизни человека присутствует. Очень много обращается людей за помощью, когда возникают колдовские нападки. Дорогие, это тоже знамение времени нашего. Мы знали о колдунах давно, но если раньше их было найти тяжело, и многие по этой причине к ним не обращались, то сейчас можно везде найти колдуна, обратиться к нему, и он сотворит свое черное дело. Бывает, что внутри семьи возникает духовный разлад, ребенок выходит из-под власти родителей, попадает под контроль других людей и становится для семьи потерянным, что мать колдует против собственного сына, и сын против матери. В одной семье, в одной малой Церкви, происходит такой внутренний раздор. Почему? Потому что Церкви этой нет. А человек без Бога, без Церкви, становится совершенно беспомощным и подвластным лишь своим страстям.

Не ищите, братья и сестры, легких путей. Все доброе в жизни подается даром, но достается духовным трудом. И не тогда, когда мы хотим, а когда Господь захочет спасти нашу душу, когда он захочет подать нам свою руку помощи. Что нам для этого нужно сделать? Да, дорогие, прежде всего, устроить жилище, в котором мы живем, а затем и свою душу. А устроить ее не можем без Церкви. Если захотим сделать это сами, по своему разумению, если будем думать, что наши усилия в этом плане самодостаточны, то очень скоро убедимся в обратном. Будем же учиться у предков, которые жили верой 100 и более лет назад, и многие из них погибли за нее. Но погибло только тело, а душа, верная Богу, верная Его заветам, верная Слову Божию, бессмертна и не имеет границ в своем существовании.

Священник
Геннадий Емельянов

 
Цветник духовный

Пост. По творениям святителя Феофана Затворника

По творениям святителя Феофана Затворника Поздравляю с началом поста душеспасительного. Великое благо время сие. Бог через Святую Церковь благотворно учредил его для нас, немощных, не могущих и не умеющих добре постничествовать все время жизни своей, хотя сознаем, что она вся, ни мгновения не исключая

 
Милосердие

Добрые уроки нужны всем

«Дорогие мои друзья! Я совсем недавно училась вместе с вами. Однажды в яркий солнечный день я залезла на высокое дерево. Ведь так здорово и интересно смотреть сверху вниз. Но вдруг ветка обломилась, и я упала с дерева на землю. Врачи спасли мне жизнь, но сказали, что я уже больше никогда не буду ходить. Сейчас я передвигаюсь на инвалидной коляске.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс