Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (194) → Радоница Пасха усопших, молитвенный подвиг живых

Радоница Пасха усопших, молитвенный подвиг живых

№17 (194) / 1 мая ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Любовь и красота. Архимандрит Рафаил (Карелин)
Цветник духовный
Ваш малыш

Великий Праздник Воскресения Христова венчает наши труды на ниве благодатного деяния спасения души. Великий пост с его искушениями, падениями и скорбями завершился. Душа труженика ожидает награды и утешения. В долготерпении, в смирении и делании добра христианин стяжает благодать Духа Святого. Никакие ценности земные, так лукаво подаваемые миром, не могут заменить любовь Божию. Опытно познав это величайшее благо, человек благодарным сердцем устремляется к источнику любви и добра, к своему Создателю.

Как часто мы слышим, что Бог – это жизнь. “У Бога нет мертвых, у Бога все живы.”

Но вера наших сердец скудна, и мы даже не вникаем в глубину сказанных апостолом слов. Что же открывает нам в Своих словах Господь? Бог смерти не сотворил, она вошла в человека следствием греха. Но Любовь победила зло. Совершилось величайшее чудо – Бог стал человеком, принял человеческую плоть, жил среди людей, всей своей жизнью утверждая добро. Он принял на Себя грехи всего человечества – Своей Искупительной Жертвой Он разрушил власть смерти. Момент Воскресения Христова – знаменательное событие в человеческой истории – человек стал наследником вечной жизни. Земное бытие в христианском веровании заканчивается успением. Человеческая душа до времени разлучается с телом и отходит к Господу.

“Чаю воскресение мертвых, и жизни будущаго века” – гласит Символ Веры. Каждый день Церковь Христова совершает Божественную Литургию. Каждый день в величайшем Таинстве Евхаристии в единстве молитвы и благодарения соединяются души земные и небесные.

Особая милость Божия – это встреча родных и близких со своими усопшими. Оставаясь до времени в земном бытии, человек призван Богом к молитвенной памяти. Кладбища, могильные кресты с датами рождения и смерти дорогого человека – это земное пристанище, конец пути. И недаром в народе это место названо местом покоя и тишины. Тело человека, пройдя земной путь, скорбный и тяжелый, обретает временный покой – путь длиною в человеческую жизнь окончен. Смерть лишь часть человеческой жизни. Она – сон, отдых, временная остановка перед вступлением в совершенно иное бытие – Вечность.

Научены ли мы беречь покой наших родных и близких? У древних христиан кладбища всегда являлись особым, почитаемым местом. Когда Русь была крещена, то тела усопших принято было хоронить за церковной оградой. Под сенью Божией благодати бренные тела находили покой и утешение. За могильными холмиками бережно ухаживали, украшали цветами, посаженными вдоль оградки, покосившиеся кресты заменяли на новые. И все это делалось с молитвой и благоговением, чтобы не потревожить покой усопшего. На дни памяти приглашали священника отслужить панихиду, а в церкви заказывали обедню с пожертвованием продуктов и одежды для неимущих и бедняков. Особой милостью всегда считалась благотворительность с поминанием имени усопшего. Человеку, отошедшему в мир иной, не нужны ни деньги, ни застолья, ни цветы и венки на могиле, которые вскоре завянут или будут украдены. Душе усопшего прежде всего нужна теплая, сердечная молитва. Если человек уезжает в далекий край и долгое время не получает известий, писем от своих родных – его душа начинает тосковать, печалиться и скорбеть от одиночества и забвения. Разлука с дорогими, любимыми людьми гнетет изболевшуюся душу. И как оживляет, радует и делает бесконечно счастливым малая весточка памяти, любви. Так и молитва за усопшего. Пока души не соединены в вечности, пока земная преграда разъединяет два бытия – земное и небесное, молитва служит весточкой нашего любящего сердца.

Христианство внесло в этот мир то, чего не знало язычество – проповедь любви. Язычество не знало Бога – своего Творца, не знало Его любви, не знало жизни вечной. Отношение к человеку формировалось на расчете, лжи, на разрушении человеческих ценностей. С такими принципами во главе отношение к усопшим не могло быть достойным. Вся суть обряда сводилась к бурному застолью и кощунственному поведению на кладбище. И по сей день места покоя и тишины превращаются в место, где поминание близких напоминает вакханалию. Вместо молитвы и сердечного общения – спиртные напитки и закуска чуть ли не на самой могиле. После таких “памятных дней” груды мусора оскверняют святое место. Горько и больно слышать нецензурную брань и песни, которые доносятся от тех или иных могил, на которых уже нетрезвые близкие родственники и друзья “поминают” своих родных. Каково же сердце таких людей, которых даже сердце родного человека не вразумляет, не приводит к покаянию и осмыслению своего бренного существования? Сердце каменное и бездушное позволяет бесчинствовать и осквернять память ушедшего человека. За то, как мы относились не только к живым, но и умершим, будем держать ответ перед Господом. Любовь рождается благодатным трудом. И любовь, если она есть, не ограничивается земным.

Только любовь и творение добра делает человека человеком. Наши поступки, слова и мысли создают неповторимость нашего образа. Что мы оставим после себя, чему научим своих детей – такова будет и память о нас. Наша земная жизнь – это тот фундамент, то основание, на котором будет построено наше будущее в Вечности.

Мы все нуждаемся друг в друге – нуждаемся в сердечном тепле, заботе, внимании и понимании. Мы спасаемся любовью друг к другу, жертвенной любовью. Когда мы делаем правильный выбор, тогда выбираем не свое мудрствование, а Истину. А Правда Божия гласит: “Да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Ин. 13, 34).

Мы молимся за усопших потому, что они нуждаются в нашем сердечном тепле, нашей доброй памяти. Верующий христианин понимает, что смерть – не преграда, любовью утверждается жизнь. Утешение наших усопших передается нам. Молитвенной памятью утверждается закон любви.

А в отчий дом
меня уже не тянет:
В других местах
мои отец и мать.
Пока живу, язык мой
не престанет
Молитвенно их души
поминать.

Свободен я
от сыновства земного!
Готов нести
иное сыновство.
Светоприемлю
у холма сырого:
“Господь живых!
Я без остатка Твой!”

Иеромонах Роман

Братья и сестры!

Накануне нашей молитвенной встречи с усопшими родными почтим их память еще и тем, что приведем места последнего упокоения их в надлежащий порядок. Чтобы кладбища нашего города стали действительно местом святым, где хотелось бы молиться о душах всех почивших о Господе.


Елена Меньшикова

 
Цветник духовный

От Воскресения до Вознесения

На рассвете раннего утра, поплотнее закутавшись в свои платки-накидки, тихо бегут по тропинке меж камней потрясенные жены. Объятые трепетом и ужасом, пораженные видением небесного Вестника, видом опустевшей гробницы и словами Ангела, они стремятся поскорее уйти.

 
Братиям нашим, в узах заточенным

Тихий ангел. Рассказ

«Уже четвертый летний отпуск я проводил в далеком северном монастыре. Был я там «трудником», как исстари называли мирян, работающих бесплатно для нужд обители.Дел находилось нескончаемо много, и все строительные специальности, которым я смолоду обучился, теперь очень пригодились.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс