Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (191) → Зло в свете учения отцов церкви

Зло в свете учения отцов церкви

№14 (191) / 8 апреля ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
О борьбе со страстями

Понятие зла очень широко, оно включает в себя так называемых падших ангелов, различные искушения и грехи.

Появление падших ангелов

Согласно свидетельству Святого Писания, Бог сотворил мир видимый и невидимый: человека и Ангелов. Все, что сотворил Бог, было хорошо весьма (Быт. 1:31). В Божием творении не было и малейшей примеси зла. Причиной его появления стало отпадение от Бога части светлых ангелов во главе с их предводителем Люцифером. Об этом говорит Сам Господь Иисус Христос в беседе со Своими учениками: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18).

Св. Нил Афонский видел причину падения ангелов в их превознесении перед лицом Бога. Книга же Премудрости Иисуса, сына Сирахова (10, 15) учит нас, что грех берет свое начало в гордыне и в эгоизме сатаны. Еще ярче о происхождении зла говорит св. Иоанн Богослов: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3: 8).

Отпадших от Бога ангелов называют нечистыми, злыми духами, демонами, посланцами сатаны. Падшие ангелы после изгнания их с небес пребывают в воздушном пространстве (Еф. 6: 12), на земле, в море, в аду (подробнее см. Догматическое богословие, о. Михаил Помазанский, 1992, стр. 112). От начала времен они ненавидят Бога и человека. Подтверждает это Сам Господь Иисус Христос, источник Жизни, Правды и Добра: Он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи, (Ин. 8: 44). Падшие ангелы, хотя и не перестали быть существами безплотными, стали выглядеть омерзительно, походя на страшных зверей. Они погрязли в порочных страстях, заражая ими из зависти людской род (св. Нил Афонский), после того как человек поддался в Раю сатанинскому искушению (Быт. 3).

Таким образом, зло можно определить как враждебную силу, противодействующую Всеблагому Богу и всем добрым начинаниям человека. Свидетельствует об этом Евангелие от Иоанна (1: 4–5): В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Таким образом, неверно мнение, что добро извечно борется со злом. Добро ценно само по себе, поскольку источник его — Бог. Это зло борется с добром и паразитирует на том, что Бог сотворил добрым (Свт. Григорий Богослов).

В результате совершаемых людьми согрешений бесы начинают властвовать над ними. Грех отделяет человека от Бога, предает его во власть сатаны и делает человека, в той или иной степени, его рабом. Примеры тому можно найти в Святом Писании и в житиях святых. Иуда Искариот, омраченный сребролюбием, из-за зависти и денег решился предать своего Учителя и Бога. На Тайной Вечере он скрыл свой погибельный замысел от Христа и Его учеников. Уже после того, как Иуда принял из рук Господа Благословенный Хлеб, в него вошел сатана и увлек его в смертельную бездну (Ин. 13: 27). Мотовилов, ученик св. Серафима Саровского, в течение некоторого времени был одержим демонами (Православные чудеса в XX веке, Москва, 1993, с. 330).

Как человек стал причастен злу?

Причиной тому — падение человека в Раю, когда он поддался змею-искусителю, явившемуся Еве (Быт. 3). Адам и Ева согрешили, съев плод с дерева познания добра и зла, нарушив таким образом волю Всесвятого Бога. Бог при сотворении человека наделил его тремя свойствами: свободой, разумом и любовью. Эти свойства должны были послужить человеку фундаментом его духовного совершенства. Свобода, направляемая разумом и поддерживаемая любовью, должна была утвердить человека в вечном единении и общении с Богом. Первые люди, вместо того чтобы познавать глубины Божией премудрости, поддавшись на уговоры сатаны, пожелали познать добро и зло в надежде, (которую заронил в их сердца нечистый), что сами станут богами. Несчастные прародители, ослепленные грехом, даже после своего падения не раскаялись надлежащим образом. Так начался новый период в истории человечества, известный нам по Святому Писанию. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5:12).

Последствия падения человека

Вследствие своего падения люди утратили свое изначальное совершенство и были изгнаны из Рая. Это стало причиной возрастания и укоренения в их душах эгоизма и плотских вожделений (св. Нил Афонский и прп. авва Дорофей), а также появления болезней и смерти (Рим. 5:12). Человек попал во власть страстей, разжигаемых искусителем-диаволом, и, ставшей с момента грехопадения врожденной, склонности ко греху (Рим. 6: 7–14). Более того — человек стал рабом греха. Об этом свидетельствует св. апостол Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7: 19–20). Апостол, однако, вселяет в нас надежду обретения свободы и достижения спасения. Возможно оно только во Христе: Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8: 2). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).

Что такое зло?

Чтобы дать точное определение зла, необходимо обратиться к наследию святых отцов Церкви.

Свт. Василий Великий в сочинении о сотворении мира так охарактеризовал зло: «Зло не есть существо живое, ни одухотворенное, но склонность души, противодействующей христианским добродетелям».

Свт. Григорий Нисский объясняет: «Зло не существует онтологически: оно проявляется в предрасположенности души человека и без его согласия не может руководить его действиями». Свт. Григорий описывает зло, используя отрицательные обороты: зло — это отсутствие или недостаток добра; перед бытием — небытие; перед светом — тьма; перед жизнью — смерть.

Прп. Авва Дорофей прибавляет: «Зло — это онтологически ничто, поскольку не имеет ни естества, ни конкретного состояния. Тем не менее души, не сохраняющие себя в соблюдении христианских добродетелей, погрязают в страстях, приводящих ко греху. Плененные страстьми, они мучаются, как одержимые, и не могут найти в совершаемых грехах спокойствия.

Неужели же дерево в своем естестве содержит уничтожающих его червей? Нет, они появляются внутри него в результате определенных болезней деревьев. И железо разрушается, если его не защитить от ржавчины. То же происходит с душой, которая пренебрегает или утра- чивает добродетели и покорно следует грешным наклонностям, ведущим ее к пленению повторяемым грехом» (Преподобного Аввы Дорофея Душеполезные поучения, Джорданвилль, 1970, с. 117).

Правильно замечает свт. Григорий Богослов: «Как огонь уничтожает материю, так зло — злых людей. Как болезнь ослабляет здоровье и силы человеческого тела, так грех растлевает душу. Зло — это болезнь души, делающая ее болезненной и ослабленной по причине пренебрежения христианскими добродетелями».

Вселяющими надежду, после приведенных выше замечаний, звучат слова прп. Серафима Саровского, который утверждал, что Церковь Православная обеспечивает своих верных всеми средствами, необходимыми для их спасения. От верных требуется только убеждение следовать Христу. Как часто мы стоим перед выбором между совершением или избежанием греха-искушения! Не всегда, однако, нам удается принять верное решение.

Не будем же забывать, что целью жизни хри- стианина является стяжание благодати Святого Духа и воссоединение с Богом. Преодоление гнездящихся в нас греховных страстей, совершенствование души и совершенствование в христианских добродетелях есть наша святая обязанность.

Иеромонах Гавриил (Краньчук)

 
Социальное служение

Прихожане Всехсвятского храма Екатеринбурга активизируют работу приходского Отдела милосердия

Екатеринбург, 10 апреля, «Православная газета». В конце минувшей недели в Духовном центре, действующем при храме Всех святых на Михайловском кладбище, было проведено внеочередное собрание.

 
Цветник духовный

О борьбе со страстями

Во время Великого поста часто задают вопросы: что можно есть, чего нельзя, как часто кушать и т.д. Я понимаю, эти вопросы решать, конечно, нужно, но почему-то гораздо меньше задается вопросов: а как нужно мириться? С какими страстями нужно бороться? Как будто пост — это просто семинедельная диета.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс