Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (188) → Наедине с Богом

Наедине с Богом

№11 (188) / 15 марта ‘02

Братиям нашим, в узах заточенным

Кафедральный собор Иоанна Предтечи. Слово-то какое – Собор! Светлое. Чистое. Емкое. В нем чувствуется нечто великое, высокое и возвышенное. Чувствуется неповторимое. Небесное и божественное. “Чего око не видело и на ум человеку не взыдоша”. В нем пребывает Сам Господь Бог. В нем Пресвятая Богородица и святые угодники. В нем все Небесные Силы: Херувимы, Серафимы, Начала и Власти. Все служат Творцу нашему. Служат Создателю нашему, воспевая благодарственную песнь Отцу и Сыну, и Святому Духу.

Внешний вид храма прекрасен! Небесно-голубого цвета. Маковки с крестами. Он все тот же, как и полтора столетия назад. Небольших размеров. На пригорке. Мимо него по асфальтированному шоссе спешат легковые автомашины. Троллейбусы и автобусы. Жизнь не останавливается и не замирает ни на минуту, набирая с каждым днем “обороты и темпы”. И весь он какой-то особенный. Неповторимый! Чистый!

При входе внимание каждого привлекает икона Спасителя в полный рост.

“Облик Его прекрасен. Волосы на главе не слишком густые. Светло-коричневые и слегка завивающиеся на концах в мягкие локоны. По обычаю назореев, они разделены на две стороны. Они довольно длинны, ибо ножницы никогда не касались их, как и не касалась и рука человеческая, кроме рук Его Матери.

Тело Его хорошо сложено. Брови темные и слегка выгнутые. А глаза изливают нежно-золотой свет. Лицо гладкое и чудесно-спокойное. Нет ни морщин, ни пятен, а румянец делает Его щеки прекрасными. Цвет кожи лица похож на цвет созревшей пшеницы. Нос и рот совершенны. У Него густая коричневатая борода в цвет Его волос. Не длинная, но разделена надвое.

Лицо Его подобно лику Его Матери. Скорее овальное, нежели круглое. С небольшим оттенком румянца, чрез который проглядывает достоинство и разумность души. Руки и другие части тела совершенны. Он смирен и кроток. Всегда бодрый и постоянно серьезный. Никто не видел Его смеющимся, но часто видели плачущим. Одним словом, — это прекраснейший и совершеннейший человек из всех сынов человеческих”.

С любовью Он взирает на каждого входящего. Во взгляде Его нет ни тени упрека или разочарования. В нем лишь призыв: приидите ко мне все труждающиеся и обремененные! Откройте двери сердец ваших и Я напою всех Своей благодатью! Я не нуждаюсь в ваших богатых жертвах и приношениях. Но нуждаюсь в любви к ближним. К болящим и страждущим. Знакомым и посторонним.

На противоположной стороне от иконы Спасителя — образ Пресвятой Богородицы. “Роста Она несколько выше среднего. Волосы златовидные. Глаза быстрые, со зрачками цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные. Уста цветущие, исполненные сладких речей. Форма лица и не круглая и не острая, но продолговатая. Пальцы рук нежны и длинны.

Многие из новопросвещенных христиан приходили из дальних стран, чтобы увидеть Ее и насладиться беседой. Чтобы лицезреть и видеть Ту, Которая подарила миру вечное спасение. Многие жены посещали Пречистую Деву, чтобы из Ее уст услышать о тайнах зачатия и рождения Спасителя. И всех Она охотно принимала. Всех радовала словом утешения. Всех наделяла благословением, вливая в сердца каждого сладость любви Божией. В Ее лице были сосредоточены все сокровища благодати. В Ней были соединены слава солнца, слава луны и слава звезд. Ибо Своей чистотой Она превзошла Ангелов и Архангелов. Имела венец благоплодных жен. Потому рожденный Ею был более всех и превыше всех”.

…Тяжело опираясь на костыли, Алексей с усилием “бросает” свое немощное тело с полусогнутыми в коленях ногами. Возвышение, на котором красуется храм, кажется ему неодолимым. Но он усилием воли принуждает себя. Заставляет двигаться. Задыхается, но идет. Вот, наконец, и ступени храма. Их ровно семь. Премудро все устроено у Господа. Мудро и число семь — полнота совершенств. Семь дней творения мира. Семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил… Семь даров Святого Духа…

Трудно даются Алексею эти семь ступеней. Но он поднимается-таки по ним. Поднимается медленно и осторожно. Вот, наконец, и заветные двери. Он входит в храм. Стучит сердце. Перехватывает дыхание. Но все это ничто в сравнении с тихой, сердечной радостью. Он пришел к Богу. Пришел к Отцу. Пришел к Матери. К братьям и сестрам – угодникам Божиим. И отрадно ему. Ликует сердце. Ликует дух, что может еще, хотя бы изредка, посещать храм. Имеет возможность приложиться к святым иконам. Помолиться. Принести в жертву скудные копейки – подаяние прихожан.

Алексей истово молится иконам Спасителя и Божией Матери. Семье Царских Мучеников. Святым угодникам. Проходит в храм. Садится на широкую скамейку возле стены и, поставив костыли рядом, углубляется в себя. Отрешается от всего. Отключается сознанием от всего земного. От всего временного и скоропреходящего, устремляясь всей душой к Небесному Иерусалиму.

«Господи! Мы оба с Тобой страдальцы и крестоносцы. Только Ты распят. В терновом венце. Оплеван и поруган. Пришел к нам по великой любви. Пришел ради нашего спасения. Пришел в то время, когда земля стенала от людских пороков. Когда царствовала грубая физическая сила. Когда родители безнаказанно убивали неугодных им детей, бросая их в пропасти. Когда стариков и немощных умерщвляли как лишних и не могущих уже приносить какой-либо практической пользы.

Тогда цирковых животных кормили телами пленников. Тогда из трупов казненных делали факелы для освещения садов и улиц. Тогда люди как бы состязались и соперничали в пороках и злодеяниях. Казалось, что после всех этих преступлений мир погиб совершенно. Потерял всякую надежду на спасение и его ожидало лишь вечное наказание. Но бесконечно велико Твое милосердие, Господи! Тогда в Предвечном Совете было решено спасти погибшее создание – образ Божий, через Единородного Сына – Иисуса Христа».

Была глубокая ночь. Мир спал, утомившись от совершенных днем преступлений. В это время, в пещере-загоне для скота, близ города Вифлеема, свершилось великое Таинство. Там родился Ты, Иисус Христос, Спаситель мира. Родился великий Ходатай и Примиритель Бога с человеком. Рождением Своим, Господи, Ты принес на землю мир. Оживи же наши хладные сердца. Исполни их любовью. Искорени всякое зло и примири со всеми.

А теперь, Господи, позволь мне поплакаться о моем скорбном житии. О моем убожестве. О духовном одиночестве. Смотрю я на всех и удивляюсь. Здоровые. Сильные. Умные. А как слабы духом. Как превозносятся в своем величии! Превозносятся в гордости! Им кажется, что они всемогущи. Все могут и на все способны. Что они подобны Тебе, Господи, Творцу и Создателю нашему.

Но вот я вспоминаю, как была посрамлена гордость древних жителей Вавилона, которые хотели построить “великую башню до небес”. Чтобы главенствовать и господствовать над миром. Чтобы управлять всеми. Чтобы стать подобными Богу! Но пришел Ты. И, увидев их превозношение в гордости, смешал их языки. И перестали они понимать друг друга. И рассеялись по лику всей земли.

Вспоминаю и таинственное исчезновение американского парохода “Титаник”, оснащенного новейшими приборами навигационной техники. Перед первым и последним выходом в море администрация заявляла, что безопасность гарантирована. И что же? Этот корабль, прошедший все предварительные морские испытания, вместе с двумя тысячами пассажиров исчез при необъяснимых таинственных обстоятельствах. Необъяснимых и непонятных для нас. Но вполне понятных для Тебя, Господи. Здесь вновь посрамлена человеческая гордость.

Господи! Я бесконечно благодарен Тебе. Славлю Твое долготерпение. Что не оставляешь Своей благодатью, но терпеливо учишь. Ведешь по горным тропам и терниям земной жизни к спасению. Ведешь через топи уныния, печали и скорби. Попускаешь все, что я должен претерпеть в этой жизни. Попускаешь и радости. Часто беседуешь со мной, поучая, вразумляя и наставляя. Трепещу и ужасаюсь, Господи, мысли о том, что если бы Ты не обратил на меня Своего благосклонного внимания… Если бы возгнушался моей нечистоты, как все люди… Если бы отверг, как величайшего грешника, недостойного спасения… Пропал бы я! Но Ты, по своему человеколюбию, поступил иначе. Не отвернулся от Меня. Не бросил и не оставил, Ты – Чистейший, Умнейший и Честнейший, не прошел мимо. Но остановился, услышав мой крик-мольбу о помощи. Протянул руку. Помог, повелев идти за Собой, подобно первым ученикам.

Невообразимо трудно, Господи, давались мне первые шаги на пути к спасению. Но разве легко кому дается учеба в школе? И ученики плачут. Не желают ходить на занятия. Сбегают с уроков. Прекословят учителям и родителям, но потом смиряются. И уже легче дается им учение. И в конце учебы становятся из последних – первыми. Одним из таких школьников был и я, Господи, первое время. Скорбел. Не хотел учиться. Но, читая поучения святых старцев, нахожу в них упрек: Христос премудр, а ты отказываешься от знаний мудрости Божией. Христос терпелив и смирен, а ты горд и строптив. Христос – сама любовь ко всем, а твои дела и поступки гнусны и безобразны. В тебе живет и властвует вражда и ненависть к ближним. Достойно ли это ученику Христа?

Господь наш претерпел муки распятия и умер, а ты не хочешь избавиться от своих вредных привычек. Христос избавил тебя от грехов, а ты остаешься и пребываешь в них. Христос воскрес из мертвых, а ты не желаешь воскресения, откладывая свое спасение на неопределенный срок. Не хвались тем, что ты ученик Христа, потому что продолжаешь жить подобно скоту и не желаешь жить по Его заповедям. Ты даже в молитвах своих молишься против самого себя, говоря: Отче наш. Да будет воля Твоя! – однако же свою волю ты ставишь превыше воли Божией. Твоя молитва — гнуснейший обман, через который ты хочешь возвыситься и возвеличиться пред всеми, как петух пред курами, своим огненным оперением.

Вострепещи и ужаснись! Принеси Господу искреннее покаяние. Проси и моли о прощении. Начни духовно очищаться от неверия, ожесточения, вражды и злословия. Проси и молись такой молитвой: Отче наш, иже еси на небесех! Начни оживлять, пробуждать и возрождать меня к новой жизни. Ибо прокляты все уклоняющиеся от исполнения Твоих заповедей. Пробуждай мою совесть, убитую грехами. Укрепи словом благодати. Не попусти лежать упавшему. Помоги подняться, да не оскудеет вера моя. Ибо Тебе подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Ты, Господи, не оставляешь без внимания молитвы обращающихся к Тебе, говоря всем: Я снисшел с неба, чтобы всем показать путь к спасению. Сам первый прошел его, заповедав другим: иже не приимет своего креста и вслед Мене грядет, несть достоин Мене (Мф. 10, 38). Ты, Господи, многократно возвещал это людям в Священном Писании. Чтобы всякий знал и никто не смог оправдаться неведением того пути. Ибо только этот путь ведет к спасению и граду вечной жизни. Без креста скорбей нет иного пути. Иди куда угодно, но кроме пути святого креста ты не найдешь иного в Царствие Божие. Ибо только в несении креста скорбей спасение каждого. В нем жизнь. В нем защита. В нем духовное веселье и полнота всех добродетелей. Ныне учись претерпевать малые невзгоды, чтобы там избавиться вечных мук. Такого нет и не будет, чтобы и в здешней жизни наслаждаться и в будущей со Христом царствовать.

Велик и счастлив тот, кто впадая в различные искушения, не теряет благоразумия, помня, что крест и скорбь есть залог вечного спасения. Кто постоянно пользуется земным благополучием, тот достоин великого плача. Ибо крест скорбей редко кому не приносит пользу. А благополучие редко кому не причиняет вреда. Не честь ли рабу пить из одной чаши с Царем? Но это случается лишь тогда, когда чашу скорбей, которую испил Господь до дна, Он дает испивать и другим, говоря: чашу Мою, иже даде Мне Господь, не имамы ли пити ее (Гал. 8, 12).

Жаловаться на тяжесть Креста, плакать, роптать и вздыхать – значит противиться воле Божией и удаляться от пути Его. Пускай тяжел Крест. Пусть несение его скорбно и продолжительно. Пусть черными тучами находят на тебя разные беды, все то должно терпеть, ибо так Богу угодно. А потому терпи то, чего не желаешь, чтобы получить в награду то, чего желаешь. Будь верным Господу Богу нашему даже до смерти и Он даст тебе венец живота вечного (Пс. 29, 11). И пока не услышишь из уст Христа: “свершишася”, не оставляй своего креста.

Всегда помни, что для служения призван ты, а не для правления. На смирение, терпение и труд пришел ты, а не на праздность и веселье. Зачем скорбишь и плачешь от того, что не удается тебе то, чего желаешь и хочешь? В мире нет ни одного человека, живущего без прискорбия и стеснения, хотя бы он и был сам царь. Пока пребываем в теле, не можем жить, испытывая лишь радости.

Много еще, Господи, должно пострадать мне. Много должно понести скорбей и бед. Но лучше здесь претерпеть мне все. До дна испить чашу, которую Сам Ты испил в свое время во искупление грехов наших. Чтобы приобрести ту одежду, которую носят все небожители. А потому прошу и молю: ради Тебя, Господи, все буду терпеть. Приму от руки Твоей все плохое и хорошее. Охотно приму сладкое и горькое, скорбное и приятное. За все, что ни случится, буду благодарить и воздавать Тебе хвалу. Только сохрани от вечных скорбей и мук, которых страшатся даже злые демоны. Не отвергни меня, Господи, в день Страшного Суда, чтобы не услышать вместе со всеми грешниками: идите от Меня, проклятые, в ад вместе с отцом вашим диаволом (Мф. 14, 27). Предаюсь, Господи, воле Твоей, буди на все воля Твоя, буди имя Твое благословенно отныне и до века.

Георгий Звонарь

 
Исцели, Господи, люди Твоя

Главный купол смонтирован в Свято-Пантелеимоновском больничном храме Екатеринбурга

Екатеринбург, 15 марта, «Православная газета». Сегодня состоялось водружение главного купола на здание храма святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Эта церковь трудами и молитвами настоятеля иеромонаха Димитрия (Байбакова)

 
У наших соседей

Новости из жизни Челябинской, Пермской, Тобольской епархий

ТЮМЕНЬ Губернатор Тюменской области Сергей Собянин подписал первое в 2002 году распоряжение: из областного резервного фонда Тюменской православной гимназии для приобретения оборудования и пособий выделено 106 тысяч рублей.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс