Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наше удивительное время приносит нам не только такие радостные события, как возвращение верующим храмов, восстановление их и строительство новых, прославление многих новых святых, мучеников и исповедников, возвращение, казалось бы, утраченных святынь, но еще в большей степени оно приносит возвращение памяти. Многое из того, что было раньше хорошо известно в духовной жизни народа, за годы духовного безвремения было предано забвению, и казалось не может уже никогда вернуться, но чудом божественной благодати вновь обретается.
2 февраля (20 января ст. ст.) на нашем приходе во имя Святой Троицы города Арамили произошло удивительное событие. Состоялось первое архиерейское богослужение в честь вновь обретенного святого – праведного Петра, церковного сторожа Арамильского. Владыка Викентий в сослужении духовенства нашего прихода: иереев Евгения Шевченко и Андрея Николаева, и духовенства прихода Всех Святых г. Екатеринбурга: протоиерея Владимира Поммера и иерея Евгения Пестерева, совершил Божественную Литургию, после которой состоялся Крестный ход вокруг храма и праздничный молебен. На богослужение собралось около 200 прихожан. Исповедалось и приняло Святое причастие 45 человек. На празднике присутствовали глава администрации г. Арамиль Прохоренко А. И. и его первый заместитель Гончаренко В. В., а также некоторые из благодетелей нашего прихода – Максимов В.В. и Андрианов В.Г.
Обретение нашего местного святого произошло в прошлом году, когда было обнаружено, что Петр, церковный сторож нашего храма, живший в 18–19 веках и оставшийся в памяти современников подвижником православной веры и примером истинного благочестия, внесен в «Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви» под названием «Святая Русь». Этот список помещен в недавно вышедшем 9-томном издании «История Русской Церкви» (изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1994–1997 гг.). Во 2-й книге 8-го тома на 630-й странице имеется запись: «1849, 20 января Св. прав. Петр, церковный сторож, Арамильский, Пермский» (как известно, в середине 19 века еще не было Екатеринбургской епархии и все приходы губернии принадлежали Пермской).
Впервые же о нем мы узнали еще раньше. В 1999 г. уроженец нашего города иеродиакон Иоаким из монастыря Рязанской епархии привез нам ксерокопию статьи «Церковный сторож Петр», опубликованной в журнале «Странник» в IV томе за 1863 г. Автор ее – священник Пермской епархии села Арамиль отец Павел Воинственский (бывший в ту бытность клирик нашего храма). Эта статья является для нас пока единственным источником сведений о жизни праведного Петра. Чем же прославился и выделился из среды современников наш святой? Вот краткие выдержки из его жизнеописания.
«Раб Божий Петр принадлежал к разряду таких людей, память о которых не погибает с шумом, но сохраняется в потомстве из рода в род» – так начинает свою статью отец Павел. Родился Петр в 1768 г. в семье бедных, но кротких и благочестивых крестьян. Рано осиротев (9 лет), жил в семье своего дяди, где помогал по дому и участвовал в работах по перевозке купеческих кладей по городам губернии. От родителей он унаследовал кротость и смирение, и когда бывало доставались побои, терпеливо все сносил. «Когда же Петр жил дома, – любимою его дорогою была дорога к храму Божию. В воскресные и праздничные дни он всегда был у богослужения; подавал кадило и прислуживал в храме, чем и как мог». Он подолгу задумчиво рассматривал иконы и старался слушать умные разговоры старичков.
В молодости был женат, но овдовел и детей не имел. Жил в убогой хижине на берегу в конце села. В переднем углу всегда горела лампада перед рядом икон. Исправно посещал церковь. Любил слушать грамотного старичка при церкви, который читал между службами Четьи-Минеи. «Одаренный от Бога прекрасною памятью, Петр с самыми мельчайшими подробностями мог рассказать услышанное. Во время богослужения всегда становился он вблизи клироса и благоговейно внимал чтению и пению, глубоко вздыхал, молился усердно. Говорят, что он мог из слова в слово пересказать слышанное им дневное Евангелие и Апостол, или поучение. Поэтому, мало помалу, избушка его в праздничные дни стала наполняться жаждущими слышать слово Божие. Рассказывая другим какое-либо житие, он плакал и часто повторял: «горе мне окаянному!» Он мало заботился о нуждах житейских, и потому нередко слушатели его наставлений приносили ему или хлеба, или чего другого». Излишки отдавал нищим и говорил при этом, что Бог даст день, Бог даст и пищу.
Ни силой, ни крепким здоровьем Петр не обладал, но работал на лесозаготовках в курени. Терпеливо сносил насмешки и брань, но боролся со сквернословием. Будучи молитвенником и постником, чтобы не раздражать окружающих, заставлял себя вкушать пищу со всеми, а на молитву уходил по ночам незаметно в лес.
Уйдя в отставку, совершил паломничество по святым местам в Киев, что было его давнишней мечтой. Вернувшись, жил в трудах и молитвенных подвигах. В лесу тесал дощечки для криночек, вязал метлы и помелья, непрестанно поя псалмы и ирмосы. По ночам свою работу разносил к крылечкам домов спящих жителей села – любил благотворить в тайне и других учил тому же. По-прежнему был самым прилежным прихожанином и ревностным хранителем благочестивого поведения в храме. Особенно гонял детей, которые плохо вели себя в храме. «Уж как мы его боялись», – говорили потом старики, бывшие в то время малыми ребятами, «того и гляди бывало, что выведет из церкви, да и за ухо выдерет». «Да, – прибавляют они, – кончится бывало заутреня, бабы и мужики, оставшиеся в церкви, начнут шушукаться, разговаривать о своих домашних делах, а он подойдет бывало и начнет рассказывать, как жили святые Божии, какой имели в себе страх к Богу, как подвизались; все будто по писанному говорит. А сам, бывало, плачет да вопит: горе нам, окаянным, горе плоти нашей окаянной!». По окончании обедни он шел, всегда окруженный людьми, и рассказывал дневное Евангелие или Апостол, или поучения.
Как же выглядел праведный Петр? «Ходил он зимой и летом в черном нанковом халате, шапку носил под пазухой, подпоясывался кожаным поясом с медною пряжкою, а на ногах носил обушки с красной выпушкою. Росту был среднего, на лицо весьма сух; глаза у него постоянно были красны от слез и бдения». Для размышлений о смерти и Страшном Суде он заранее сделал себе гроб. Злые недруги и бесы не оставляли праведника в покое. То дохлую кошку в гроб подбросят, то в хижину залезут и погром учинят, то на ночной молитве воронье с сороками налетят, и каркают, и щекочут, или некто неведомый силится потолок поднять.
Петр переселился к упомянутому ранее грамотному старичку, и их келья стала настоящим училищем благочестия. Однако земская полиция уничтожила этот приют. «Многие не любили праведного Петра за его обличения, называли его святошей, со смехом вспоминали его работу и постничество в курене, но он терпел оскорбления, памятуя наставления премудрого: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир. 2, 4).
В 60 лет праведный Петр поступил в церковные сторожа. Жил теперь при храме, занимался кроме охраны еще вязанием из пряжи варежек и чулок. Деньги за работу себе не брал, а отдавал нищим. Делал и серные спички и раздавал. «Пение псалмов сопровождало каждое его занятие. Без дела он не сидел, а без пения и молитвы ничего не делал. Пищу всегда почти употреблял постную, а мясной вовсе не ел. Даже рыбу разрешал только в праздники, или когда бывал у кого-либо из духовных. О смерти памятовал всегда. У него был сделан уже другой гроб, который хранился под папертью». Причащался и исповедовался он часто.
Возможно, праведному Петру Господь открыл время кончины. Незадолго до смерти он начал часто говорить: «Ну, братия и сестры, пора Петру приходит кончаться. Как-то я предстану, окаянный, перед Творцом неба и земли, перед Судиею праведным? Горе мне окаянному!» В день своей кончины 20 января (2 февраля н.ст.) 1849 г. он исповедался, причастился и попросил священника пособоровать его в виду близкой смерти. Духовник одобрил желание Петра, но попросил уйти из храма к кому-либо на дом. Из храма Петр сам уже выйти не мог. Его вынесли на руках и на подводе отвезли в дом его друга рядом с церковью. В доме он отказался лечь на кровать, попросил положить его на лавку под образа в передний угол. «Уста шептали молитву, рука силилась подняться для крестного знамения, и тихо опустилась… Душа незаметно, без страданий оставила труженическое тело… Петр Давидович прожил на свете 81 год». Весть о смерти праведника мгновенно облетела село. Множество народа собралось с плачем и молитвой о упокоении души его к его смертному одру. Погребен он был у алтаря бывшей церкви, в память того, что он «любил привитать в дому Божием, любил благолепие храма и сам благочестивою жизнью своею являл себя храмом Духа Божия». При храме он прожил более 20 лет и желал сам лежать в земле у храма.
В настоящее время нам неизвестно место его могилы. По срокам (примерно в 1828 г.) праведный Петр начал служить еще в старом храме, деревянном. Нынешний каменный храм начал строиться с 1830 года, т.е. на глазах у Петра. Уже в 1838 г. начались в нем богослужения – освящен был левый малый придел в часть Рождества Богородицы. Очевидно, старый храм был закрыт и вскоре разобран, тем более, что в 1842 г. освящен был уже главный придел нового храма в честь Святой Троицы. Праведный Петр преставился в 1849 г., значит, он в основном служил уже при новом храме. Местоположение старого храма точно сейчас не известно. Предполагают, что он располагался рядом с нынешним храмом с северной стороны. Размеры старого храма тоже не известны, поэтому и нет пока возможности определить место могилы Петра праведного.
Следует еще сказать, что некоторые наши старушки, дожившие до нынешнего повторного открытия храма, припоминали историю из своего детства, что вроде какая-то могила поднималась, и вроде даже приезжали от епархии каждый год замерять этот подъем, но места никто не помнит. Да и про Петра они ничего тогда не говорили, наверное и не знали про него. А сейчас этих старушек уже нет в живых. Кладбище, которое было вокруг храма, было полностью уничтожено коммунистами. Даже размеров его не установить теперь.
Но все это не так уж и важно – главное, мы вновь обрели память о нашем местном праведнике и имеем возможность молитвы к нему и его поддержки нам в наших земных трудах по возрождению храма, веры и религиозной жизни. В прошлом году времени на подготовку праздника не было и торжества прошли скромно. За год удалось многое сделать. Был составлен тропарь святому праведному Петру и получено одобрение и благословение на его богослужебное употребление от нашего Владыки. Почти весь год, в каждый воскресный день, на молебнах среди прочих святых возносилась молитва к праведному Петру.
Наверное, смело можно предположить, что раньше, в прошлом веке, не было такого заинтересованного и горячего почитания и желания молитвы праведному Петру, как в нынешнее время, ведь 19 век был веком развивающейся секуляризации общественной и формализации религиозной жизни людей. Сейчас же, после стольких десятилетий бездуховности, возвращение веры сопровождается сильной тягой к источникам святости. И это видно по тому, как радостно верующие других приходов Епархии принимают известия об обретении нами своего святого.
Главным этапом подготовки к празднику, конечно, следует считать создание иконописного облика праведного Петра, выполненного иконописцем В.Д. Сысковым. При создании образа было откровение: после долгих поисков и раздумий иконографическая композиция была явлена художнику во сне.
Для прихожан нашего храма нет сомнений, что успехи прихода в прошедшем году (восстановление богослужебного придела, освящение престола, завершение строительства и ввод в эксплуатацию храмовой котельной и проч.) во многом определились молитвенным заступничеством за нас перед Господом святого праведного Петра, что стало возможным с начала почитания и прославления его должным образом на нашем приходе. Мы надеемся, что при усилении духовной жизни Господь явит нам особые знамения о нашем святом, как это произошло со святым праведным Симеоном Верхотурским, что, может быть, позволит осуществить его общую канонизацию.
Завершая рассказ о нашей радости, радости нашего прихода в обретении своего святого, хочется надеяться, что возвращенная память о праведном Петре, его жизни и молитва к нему обогатит духовную жизнь не только нашего прихода, но и всей нашей Епархии.
СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ПЕТРЕ, МОЛИ БОГА О НАС, ГРЕШНЫХ!
Тропарь святому праведному Петру, глас 4:
«Мирского мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу, православныя веры поборниче, покаяния и жизни во Христе проповедниче, граду Арамили похвала и храму украшение, святый праведный Петре, моли Христа Бога спасти души наша».
Настоятель
прихода во имя Святой Троицы
г. Арамили
иерей Евгений Шевченко
На полках церковной лавки Иоанно-Предтеченского Кафедрального собора всегда можно найти книги, которые приглянутся даже взыскательному прихожанину. Есть книги разные, на любой вкус.Вот стоят девушка и пожилая женщина. Одна другой советует, что обязательно нужно приобрести начинающей христианке
Ещё не все объезжены места, Не до последней выплаканы строфы. И всюду – Лик Распятого Христа, И всюду – продолжение Голгофы. В 1916 году Оптинский старец Анатолий (Потапов) произнёс пророческие слова: «Судьба царя – судьба России. Радоваться будет царь – радоваться будет Россия. Заплачет царь – заплачет Россия… Не будет царя – не будет и России».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.