Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Великий народ теряет свое величие, когда у него отнимается его прошлое, его история. Опустошенные, обезображенные безверием и запустением, царившими семьдесят лет в стране и в душах, «Иваны, не помнящие родства», мы не знаем жизни своей земли. Духовный вакуум, образовавшийся сегодня в душах людей, спешат заполнить всевозможные маги и целители, колдуны и экстрасенсы. Не искушенному в вере человеку наперебой предлагают свои откровения заезжие миссионеры… И это в стране, духовной истории которой более тысячи лет, в стране, явившей миру таких светильников веры, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский…
Россия всегда славилась своими монастырями. Именно здесь, в обителях, создавались школы, писались книги, развивались живопись и лечебное искусство. Из истории известны имена многих заморских врачей. Но знает ли кто имена подвижников Киево-Печерской лавры, целебников, как их тогда называли, Дамиана и Агапита, Ипатия и Панкратия, лечивших травами, молитвой и возложением рук? В скупых словах житий нет точных рецептов. Но мятежный дух, возмущенный суетой окружающего мира, различными житейскими невзгодами, найдет там свое успокоение и исцеление от греховных язв и многих болезней.
Агапит пришел в монастырь при Антонии Печорском. Видя, как тот ухаживал за больными, лечил их травами и молитвой, Агапит также посвятил себя служению больным. Если кто из братии заболевал, то он шел к нему и служил ему во всем. Когда болезнь затягивалась и человек отчаивался, Агапит укреплял его, уговорами и лаской вселял надежду на выздоровление. Он исцелял молитвою и зельем от своего стола. И от этого многие выздоравливали. В народе его стали звать врачом.
Интересно и поучительно описан в житии духовный спор Агапита, лечившего с верой во исцеление, и врача-иноземца, познавшего все тонкости медицины, но имеющего при этом жестокое и холодное сердце. Этому врачу было достаточно взглянуть на больного, чтобы узнать день и час его смерти. Если пациент был уже безнадежен, то, зная это, он не брался его лечить. Однажды в монастырь принесли больного, которого иноземец привел в отчаяние, предсказав смерть через восемь дней. Агапит же, дав ему зелье и сотворив молитву, исцелил его. С этого времени слава о блаженном враче распространилась по всей русской земле. Зависть к чужой славе довела «коллегу» до того, что он задумал отравить Агапита. Но блаженный, выпив питье, которое ему принес завистник, остался невредим, посрамив тем незадачливого убийцу.
Известен Агапит и тем, что излечил от смертной болезни Владимира Мономаха. И когда по выздоровлении тот приехал в монастырь, чтобы увидеть и почтить того, кто вернул ему здоровье, Агапит скрылся, не желая быть прославляемым. А золото, которое привез ему князь, тайно бросил перед воротами обители.
Тяжкие труды подорвали здоровье и самого старца. В это время к нему и пришел иноземец, как бы для посещения, в тайной надежде узнать секреты врачевания. Но, ничего не выведав, он решил, что тот полный невежда во врачевании и ничего не понимает в медицинском искусстве. И в досаде он предрек старцу кончину через три дня. На что блаженный ему ответил: «В этом ли состоит твое искусство? Ты говоришь о смерти, а не о помощи твоей. Если ты искусен, то исцели меня. Если же не можешь, то что укоряешь меня, предсказывая смерть?»
Как живы и насущны слова блаженного старца. В них укор и упрек иному сегодняшнему горе-врачу, который видит в больном не человека, страдающего от своего недуга, а анатомический атлас. И не оттого ли порой люди тянутся к целителям и знахарям, что отчаялись найти спасение и утешение у таких вот ремесленников от медицины?
Между тем во время разговора Агапита и того врача к блаженному, нездоровому самому, принесли больного для исцеления. И он, тотчас встав, будто не болел, стал лечить его на глазах у изумленного «коллеги».
Таковы были вера и смирение блаженного старца, что после его смерти иноземец пришел в монастырь и принял постриг, помня, "что врачу чужих тел надо быть искусну во врачевании своей собственной души, подобно блаженному Агапиту».
Мощи Агапита сохранились нетленными в пещерах Киево-Печерского монастыря. В советские годы на его территории располагался Киево-Печерский заповедник. В 1985 году специалист в области восстановления лица по черепу, эксперт бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы С. Никитин по просьбе работников заповедника восстановил облик преподобного Агапита.
Глядя на портрет благолепного старца с травой пустырника в руках, понимаешь, что нет разрыва между прошлым и настоящим. Что наша история, земля, где родились и выросли, всегда с нами. Стоит только открыть книгу… и начать ее читать.
И. СТЕПАНОВА
«Мирского мятежа бегая, все желания обратил еси к Богу… очистив душу и тело, принял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей твоих…» — так гласит молитвословие, обращенное к Праведному Симеону, верхотурскому Чудотворцу. 25 сентября (12-го по старому стилю) Православная Церковь отмечает день перенесения мощей Симеона Верхотурского.
Память четырнадцати тысяч святых мучеников младенцев, в Вифлееме избиенных, совершается в честь первых страдальцев за Христа. Они сами не знали, за что страдают, но их уже убили за Него, убили вместо Него — Ирод надеялся, что среди этих детей окажется Христос.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.