Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Мирского мятежа бегая, все желания обратил еси к Богу… очистив душу и тело, принял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей твоих…» — так гласит молитвословие, обращенное к Праведному Симеону, верхотурскому Чудотворцу. 25 сентября (12-го по старому стилю) Православная Церковь отмечает день перенесения мощей Симеона Верхотурского.
Нынешний год — 390-й. История Урала, его духовная жизнь во многом связаны с именем верхотурского Чудотворца. Предки наши гордились святым земляком, благоговейно почитали чудодейственные его мощи, строили и украшали Верхотурский монастырь. А среди нас, сегодняшних, многие ли имя-то такое знают?
Симеон пришел в окрестности Верхотурья в начале 17- го века. Целью его было уединение в этом, тогда еще малоосвоенном краю для молитв и духовного самосовершенствования. Симеон шил шубы для крестьян, удил рыбу в реке Type. Тем и пропитывался. Достатков не имел. Жил в селе Меркушино, пользуясь гостеприимством то в одной избе, то в другой. В сельской церкви долгими часами он горячо молился. Не был Симеон ни князем, ни митрополитом, ни строителем монастыря, не всеми был понят и кем-то осмеян, но стал велик духом, а тело его после смерти получило чудное нетление.
Мощи праведного Симеона были обретены в селе Меркушино в 1692 году, а в 1704-м их торжественно перенесли в город Верхотурье, в Николаевский мужской монастырь. Более 200 лет тянулся в Верхотурье поток паломников, искренне и горячо веривших в исцеляющую силу Святых мощей. Вера и в самом деле оказывалась чудотворной. Свидетельства этого братия Николаевского монастыря аккуратно собирала. Некоторые из них сохранились до наших дней. Вот письмо, пришедшее в Верхотурье в 1866 году из Перми от чиновника С. Попова: «…младшая моя дочь Александра от страшно тяжелой болезни, которую пермские врачи не могли понять и отказались от больной малютки, исцелена молитвами Святого Праведного Симеона Верхотурского, на которого я положил всю надежду». Из подобных документов составлена целая летопись.
Небесный покровитель Екатеринбургской епархии, Симеон Верхотурский осенил своим именем дело народного просвещения. В 1886 году было основано церковное братство Святого Праведного Симеона Верхотурского. Члены его на средства Епархии, Синода и на добровольные пожертвования открывали школы и оказывали поддержку миссионерам. Сто лет назад в ведении братства находилось около 300 школ, где грамоте и Закону Божию обучалось 10 тысяч детей.
Октябрьская революция российские святыни, как известно, решила упразднить за ненадобностью. В 1919 году Наркомат юстиции принял решение вскрыть мощи русских угодников, лишив их тем самым святости, и привести, так сказать, к общему материалистическому знаменателю. В Верхотурском монастыре гроб Праведного Симеона вскрывали дважды: в 1920 и в 1924 годах. В 1929 году проведено было пропагандистски обставленное изъятие мощей и вывоз их в музей Свердловска. Тщательно разрабатывалась программа этого мероприятия. Вся переписка шла под грифом «секретно». С 1924 года рака с мощами верхотурского чудотворца была опечатана, однако многочисленные паломники продолжали стекаться к ней. В 1928 году община верующих Верхотурья обратилась к местным властям с ходатайством о снятии печатей. В ответ на это областной административный отдел потребовал «полной ликвидации варварского пережитка».
Изъятие мощей Симеона Праведного было назначено на 30 мая 1929 года. К этому времени специальный уполномоченный сообщил в область о полной подготовленности общественного мнения Верхотурья и о том, что возражает против изъятия «только верхушка церковного актива, состоящая из бывших людей». (Слово «бывшие» употреблено в этом документе, да и в других, без всяческих кавычек. Понималось все буквально: кто стоял за старые традиции, тому места в людском обществе более не отводилось). По поводу вывоза мощей Симеона Верхотурского был проведен митинг, на него подобрали делегатов от райкома ВКП(б), комсомола, окрисполкома, Союза безбожников, от трудящихся женщин, крестьян, школьников и др. Мероприятие проходило под духовой оркестр, с соответствующими лозунгами. Мощи снова, в третий раз, были вскрыты, разобраны по частям, занесены в акт. Присутствовала кинохроника. Останки праведника, 200 лет бывшие предметом благоговейного поклонения, приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали наглядным пособием для обучения воинствующему атеизму, ведь еще в марте 1929 года фракция ВКП(б) Уралоблисполкома исходатайствовала возможность представления мощей Симеона Праведного Свердловскому музею безбожников.
Теперь мощи верхотурского Чудотворца возвращены Церкви. Деятельными и самоотверженными усилиями восстанавливается Николаевский монастырь. А вот души наши? С ними трудней. И все же должны, непременно должны стать определяющими для нас, не попадающими под классовые подходы и принципы, такие понятия, как уважение своих и чужих традиций, бережное отношение к истории, взаимопонимание, терпимость. Не бывшие же мы люди, в самом деле!
О. БУХАРКИНА
археограф Государственного архива Свердловской области.
Год и день рождения его неизвестны. Знают лишь, что на свет он появился в конце века шестнадцатого.
Великий народ теряет свое величие, когда у него отнимается его прошлое, его история. Опустошенные, обезображенные безверием и запустением, царившими семьдесят лет в стране и в душах, «Иваны, не помнящие родства», мы не знаем жизни своей земли.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.