Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (183) → Спасение через покаяние. Архимандрит Зосима (Шевчук)

Спасение через покаяние. Архимандрит Зосима (Шевчук)

№6 (183) / 8 февраля ‘02

Цветник духовный

Сейчас во всем мире отмечается резкий рост преступности, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, абортов. Одни людские грехи прикладываются к другим; все мы сейчас являемся свидетелями того роста мирового зла, которое скоро может переполнить меру долготерпения Божия. Всеобщая ненависть друг ко другу; положение, при котором одни жируют, а другие буквально умирают с голода, когда во главу угла поставлены не любовь к Богу и ближним, а похоть очес, похоть плоти и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), приводит к тому, что в разных уголках мира вспыхивают войны, равно убийственные для обеих сторон. Возьмите конфликт в Югославии: Америка уже начинает платить за кровь невинных людей, убитых во время бомбежек. Расплата приходит изнутри: сумасшедшие подростки убивают десятки детей в школе маленького провинциального американского городка, разрушительные смерчи обрушиваются сразу на несколько штатов. И это только «начало болезней», которые изнутри поразят Америку за грехи ее граждан, не только погрязших во всевозможных пороках и страстях, но и поражающих беззащитные суверенные государства. Есть мнение определенного ряда священнослужителей, что Америка и есть та апокалиптическая «великая блудница», которой суждено, подобно Атлантиде, скрыться под морем.

Я не хочу, чтобы кто-то подумал, что я религиозный фанатик и экстремист, ненавидящий американцев. Я люблю американцев, как и всех людей, но, как пастырь, не могу не сказать о том, что следствие греха – болезнь и смерть. Совершающий грех – убивает, в первую очередь, самого себя и своих потомков. Ни один грех не уходит в небытие; грехи имеют свойство накапливаться, чтобы затем своей тяжестью раздавить не только совершавшего их, но и его потомков. То ужасное состояние нашего общества, которое мы видим сегодня, – закономерное следствие преступного богоборчества наших дедов и отцов. Взорванные храмы, оскверненные алтари, зверски замученные священники и миряне, верующие и неверующие, миллионы, десятки миллионов жертв Гулага, убийство Царской Семьи, государственный атеизм – вот далеко не полный перечень «подвигов» наших недалеких предков. Язык человеческий не может изречь, даже воспаленное воображение не может представить тех жутчайших мучений, которым подвергали нечестивые безбожники своих современников: их распинали на крестах, сжигали, заживо бросали на съедение крысам и собакам, расстреливали, вешали, топили, в большевистских застенках подвергали изощреннейшим пыткам. И кровь этих жертв, особенно невинных жертв, принявших мучение и смерть не за свои грехи, а за грехи своего народа, вопиет к Богу об отмщении.

Многие совершившие эти ужасные преступления сейчас находятся уже в аду, терпя муки большие, чем те, которые они причиняли своим ближним; за исключением, может быть, единиц, успевших осознать свои грехи и искренне в них раскаяться и принять на земле страдания во искупление их. И на что хорошее можно рассчитывать нашему государству, если государство состоит из людей, а русские люди сегодня в своем большинстве или преступники, или их дети, внуки, воспринявшие в наследство наклонность ко греху, погрязшие в пороках и страстях и не желающие каяться?

Советская власть истребляла русский народ одним способом, сегодня народ истребляется духовно. Огромную разрушительную роль играют средства массовой информации. Свобода слова в нашей стране сегодня превратилась в свободу богохульства, в свободу проповеди разврата, в свободу безнаказанного оскорбления ближнего. В адрес архиереев, духовенства, публикуются различные инсинуации и компроматы, безбожные СМИ рады любому случаю лишний раз оскорбить Церковь и ее служителей. Но все это не должно нас смущать или останавливать, когда мы начнем нелегкое дело духовного возрождения Родины. Ни ругательная лживая статейка, ни ропот безбожников, ни глухое недовольство людей, ставших на путь церковного служения не из любви к Богу, а ради суетных почестей или гнусной наживы, не должны нас смущать. Господь близко и Он сказал: Церковь Мою врата ада не одолеют во веки (Мф. 16, 18).

Мы живем сейчас плохо, но может быть еще хуже. Еще немного – и Господь попустит за наше нечестие массовую гибель людей, как попустил за русскую революцию смерть миллионов, погибших в гражданской войне и в Гулаге, как попустил за грехи всего мира в этом веке две мировые войны. Причем третья мировая война будет самой разрушительной и необратимой по своим последствиям.

Наш долг – не допустить мировой катастрофы. Но вы спросите: что можем сделать в масштабах всего мира мы – люди, не облеченные какой-либо властью и полномочиями? Оказывается, многое. Мы можем покаяться, а сердце сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. За десять праведников Господь был готов помиловать погрязшие в нечестии города. А вспомним Ниневию!

В какой пучине греха утонул некогда этот город, само название которого впоследствии стало нарицательным! Казалось, ниневитянам нет прощения и гибель нависла над этим городом. Но вот Господь избирает пророка Иону, чтобы он сказал жителям Ниневии, что их ждет гибель, но искреннее покаяние может их спасти. Иона же, чисто по-человечески, испугался. Поставьте себя на его место: каждый ли из нас решится обратиться, например, к толпе беснующихся под громовые раскаты демонической рок-музыки, накачанных наркотиками и алкоголем подростков, у которых вся система жизненных ценностей определяется тремя базисными понятиями: «крутые бабки», «секс» и «оттянуться»; так вот, каждый ли из нас сможет начать говорить этим подросткам о том, что для них совершенно чуждо и непонятно, – о покаянии, о необходимости изменения своей жизни? И вот Иона тоже испугался. Он решил бежать. Но от Бога убежать невозможно. Иона садится на корабль, но из корабля попадает не в место, куда он хотел бежать, а в море, где его проглатывает огромный морской зверь. Три дня невредимым находится он во чреве этого зверя и все это время зверь плывет к Ниневии. И неподалеку от Ниневии зверь выбрасывается на берег и сдыхает, выблевывая из чрева Иону. Видя, что бежать от воли Божией некуда, Иона идет и проповедует ниневитянам о том, что если они не покаются, то их ждет скорая гибель. Он не надеется на успех своей проповеди, но происходит чудо: ниневитяне каются во «вретище и пепле», плачут и постятся, взывая ко Господу о прощении… И Господь помиловал Ниневию.

Пример Ионы должен сегодня постоянно стоять перед нашим мысленным взором. Перед нами огромная Ниневия – испоганенная, но от того внутренне не менее прекрасная богоизбранная Родина наша. Погибнет она или нет – во многом зависит от каждого из нас. Без лености и страха должны нести мы народу проповедь покаяния, ибо только оно способно спасти Россию. Но покаяния лишь на словах – недостаточно. Нужна реальная перемена жизни. Господь наш Иисус Христос назвал то условие, по которому можно выявить Его учеников среди остального народа: Его ученики должны иметь любовь между собою.

Одними гневными и высокопарными обличениями мы не поможем нашему народу. Что толку указать на раковую опухоль и не предложить лекарства? Необходимое же лекарство – покаяние, никогда не родится в душе человека, будучи насаждаемо насильно. Чтобы покаяться, человек должен осознать мерзость бездны своих грехов. А чтобы осознать ее, он должен увидеть пример нравственной чистоты. Как справедливо отмечает митрополит Сурожский Антоний, ни один человек не может придти к Богу, пока не увидит на лице другого человека сияния небесной славы. И вот таким примером нравственной чистоты для окружающих должны стать мы, христиане, ибо нас Апостол Павел называет царственным священством, народом Христовым, людьми, взятыми в удел. Постоянно должны мы помнить мудрые слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». То есть мы должны, видя весь ужас окружающего нас мира, не предаваться панике, но до самой последней секунды пытаться спасти этот мир через спасение своей души; потому что душа человека – больше всего мира, душа человека – это макрокосм, который ценнее всех царств мира. Все царства мира, все богатства и почести готов был бы диавол отдать для того, чтобы погубить душу одного святого. И вот это бесценное сокровище – свою душу – мы должны хранить от всякого зла, постоянно освящая ее непрестанной молитвой, любовью к Богу и ближним.

Настоящий христианин должен уметь жить в этом страшном мире без страха, полностью предаваясь на всеблагую волю Божию. Никто нас не разлучит от любви Божией, как свидетельствует об этом Апостол. Наши страх и смущение происходят от маловерия. Просите и дастся вам, – говорит Господь. Он говорит нам: Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: подвинься и вверзись в море – будет. Нет ничего невозможного для верующего сердца, просящего в простоте своей у Подателя всех благ – Бога милости – себе и ближним. Если даже скажут такому христианину, имеющему столь сильную веру, что вот завтра будет война, или землетрясение, или иные катаклизмы, то он, обратившись всей душой своей к Богу, сумеет умолить Его о помиловании этого града или веси. Так, например, в XIV веке по молитвам святителя Алексия, митрополита Московского, страна наша была избавлена от очередного набега татарских орд. И это лишь один из множества примеров чудной силы молитвы великих угодников Божиих.

Бесполезно пытаться изменить настроения нашего общества социальными преобразованиями – они имеют духовный корень.

Но не бесполезно каждому из нас, в меру своих сил, таланта, способностей, возможностей трудиться для духовного возрождения России. У каждого из нас свой талант. Апостол Павел говорит: Разве все апостолы? Разве все пророки? Не каждый из нас способен к такой высокой молитве, о которой я говорил; некоторые из пришедших в Церковь годами не могут научиться просто хоть как-то молиться не языком только, но и всем помышлением своим. Да, духовная стезя – очень трудная. Но нет человека, который был бы уж совершенно ни к чему не способен в деле спасения. В дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2), – говорит нам Божественный Спаситель. Церковь – тело, Глава которого Сам Христос, а в теле важны самые разные части.

Не может кто-то молиться – не делай зла другим или трудись честно и усердно на благо Церкви и ближних; есть у тебя талант – посвяти его Богу. Можешь хорошо говорить – говори о Боге, можешь петь – воспевай Ему славу в храме Его, можешь рисовать – пиши иконы, имеешь деньги – помогай несчастным и обездоленным, помогай Церкви. Ни одно доброе дело наше, сделанное ради Бога, не пропадает зря. Копится над миром греховная грозовая туча, но рассеивают ее светлые солнечные лучи искреннего покаяния, любви к Богу и ближним и добрых дел верных христиан. Нам всем – верующим и тем, кто пока еще только ищет свой путь в Церковь, – нужно объединить свои силы в деятельности по возрождению нашей родины, причем деятельность эта должна иметь характер не столько социальный или даже просветительский, сколько духовный.

Молитва, пост, покаяние, всеобщее примирение и любовь способны в самые краткие сроки вывести нашу страну не только из духовного, но и из социально-экономического и политического кризиса. С нами Господь, Он с нами во все дни до скончания века, и это должно придавать нам силы для борьбы с духами злобы поднебесной, мироправителями тьмы века сего. Без Церкви мы Россию не возродим – это сегодня стало ясно уже и многим людям, пока еще от нее далеким.

Дух мира сегодня пытается ворваться в Церковь. От нас требуется отдать Богу свое сердце, любить Его больше всего на земле, всеми силами души своей стремиться угодить Ему, творя Его святую волю. И тогда Господь помилует и спасет нас, а через нас – и наших близких, а через них – и то селение, где мы живем. Как грех подобен снежному кому, так подобна ему и добродетель. Селение людей, живущих праведно, способно отвести гнев Божий от целого края; ведь мы помним из Ветхого Завета, что за десять праведников Господь был готов помиловать два нечестивых города. Поэтому изменим духовно себя, а через это Господь незримо изменит духовно и окружающий нас мир.

 
Цветник духовный

Найти Бога и самого себя. Архимандрит Рафаил (Карелин)

Спастись – значит найти Бога и самого себя.Каждый человек – неповторимое явление, в этом выражены премудрость и красота Создателя. Некоторые считают спасением отказ от себя как личности и индивидуальности, растворение в какой-то общей, абстрактной идее. Это, как нам кажется, заблуждение.

 
Цветник духовный

Из духовных поучений. Святой праведный Алексий Московский (Мечев)

«Ежедневно, как матери, кайся в грехах твоих Божией Матери».***«Какое мы имеем право презирать других?…»***«Надо быть умереннее в еде, а то ведь чревоугодие вредит пищеварению. Даже воду нужно употреблять в умеренном количестве».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс