Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (182) → Храм. Митрополит Николай (Ярушевич)

Храм. Митрополит Николай (Ярушевич)

№5 (182) / 1 февраля ‘02

Цветник духовный

О значении и святости храма Высокопреосвященный проповедник говорит в своем прекрасном слове «Храм». Храм свят: он освящается особым чином и помазывается святым миром, через которые ему сообщается Божественная благодать, и он является местом раздаяния благодати Святого Духа верующим в Таинствах, он является и местом особого присутствия Божия в Пречистых Теле и Крови Господних, хранящихся на святом престоле.Под сенью храма проходит вся духовная жизнь православного христианина – от его духовного рождения в купели Крещения и до конца дней. Постепенное духовное возрастание христианина под влиянием храма проповедник сравнивает с телесным развитием человека, и в таком направлении развивает свои мысли, предлагая их слушателям в ясной и доходчивой уму и сердцу форме.

Из проповеди «Храм»

Здесь, в нашем храме, место и нашего духовного рождения и нашего воспитания, и приготовления к жизни будущего века. Здесь пристанище и упокоение для каждого из нас, от дней младенчества до последнего человеческого издыхания. В каждом из нас, кроме жизни телесной, есть жизнь духовная. Телесная жизнь зачинается, растет и прекращается. Духовная жизнь так же зачинается в нас, так же растет, но никогда не старится и не прекращается. Телесно мы рождаемся от своих родителей, духовно мы рождаемся во святом храме — в Таинстве Крещения для вечной жизни, для Царства Небесного.

Был день для каждого из нас, когда восприемники принесли нас младенцами в святой храм, и он принял нас в свои материнские объятия. Силой Духа Святого в Таинстве Крещения Святая Церковь смыла с нас печать греха первых грешников – наших прародителей Адама и Евы, нарекла нам святое христианское имя, соделала нас детьми нашего Небесного Отца, Который, по словам Апостола, не стыдится нарицать нас братьями Своими, и дала нам право быть наследниками тех радостей вечного блаженства, какие Спаситель приготовил для верных Своих чад. Святая Церковь низвела в наши сердца дары Святаго Духа, положив на нас в Таинстве Миропомазания «печать дара Духа Святаго». После Святого Крещения она вверила нас попечению Ангела-хранителя. Свою духовную жизнь во Христе и со Христом мы начали в святом храме.

Для того, чтобы наша духовная жизнь в нас росла и созревала, чтобы жизнь во Христе углублялась в нас и все крепче соединяла с нашим Господом навеки, для души, как и для тела, нужно питание, врачевание, укрепление, дыхание.

Свое тело мы должны питать. Если оставим его без питания, оно слабеет, чахнет, умирает. И наша душа без духовной пищи умирает для вечной жизни. Мы должны ее питать: она алчет и жаждет, имеет свой голод и свою жажду… надо питать душу той духовной пищей, которая этот голод утоляет: вечно живым словом Божиим, благодатью Христовой, которая обильно раздается в наших храмах в Таинствах и за богослужениями, той Божественной пищей, которая подается нам в Святой Чаше. Он повелел Святой Церкви совершать это священнейшее Таинство и питать грешные души Божественным Телом и Кровью. И за каждой Божественной Литургией совершается это величайшее священнодействие, которое не совершается на небе.

Тело наше болеет, утомляется, его надо лечить, здоровье надо поддерживать. Наша душа тоже болеет, страдает от множества болезней, и мы ищем нашей больной душе врачевания. Врачевства для больного тела приготовляются человеческим искусством. То врачевание, какое нужно душе, подается нам нашим Небесным Врачом, от рук Божиих, в православном храме.

Болеет наша душа тогда, когда ее давит тяжкое греховное бремя, когда въяве поднимается обличающий ее голос совести, не дававший покоя на земле еще первому убийце Каину. Все мы, грешные, знаем, что муки совести — это самая страшная болезнь человеческого духа. Исцелить нас от этой тяжкой болезни, от мук грешной совести — свыше сил человеческих. Только один Господь может пролить елей, смягчающий наши страдания. Врачевство от этой болезни здесь, в нашем храме. Это — всегда раскрытые навстречу кающемуся грешнику объятия Христовы, о которых Сам Спаситель говорит в Своей притче о блудном сыне. Божественную власть прощать кающихся Господь вверил Своей Церкви, оставив апостолам и их преемникам завещание: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите держатся» (Иоан. 20, 22–23).

Наши сердечные раны и муки исцеляются и утоляются в святом храме по нашим молитвам, по нашей вере. Здесь Святая Церковь не только умоляет о нас Небесного Владыку, но и призывает на молитву с собою святых Божиих людей, ангелов и архангелов и Саму Пречистую Матерь Божию. Она молится Преблагословенной Богоматери: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Она просит святых угодников: «Вси святии, молите Бога о нас!» Такая молитва проливает отраду и утешение в сердце, уязвленное скорбями и печалями. И разве может такая молитва, подкрепляемая молитвою за нас Божией Матери и святых, остаться не услышанной Господом?

Здесь, в храме, освящаются все пути жизни православного христианина. Вот приходит беда: лежит христианин на одре болезни… Что он переживает, что он думает? Свои взоры он обращает к Святой Церкви, к храму Божию, к священнослужителю, зовет его к своему болезненному одру, чтобы тот «молитву сотворил над ним, помазавши его елеем», чтобы «молитва веры спасла болящего и, если он соделал грехи, чтобы они простились ему» (Иак. 5, 14–15) .

И когда будет подходить конец твоей жизни, взоры твои опять обратятся к храму Божию, ты будешь звать служителей Церкви для того, чтобы в этот предсмертный час принять Таинство исповеди и Святого Причащения, укрепить свое сердце словами утешений евангельских, оживить его святою надеждой и молитвою помочь своей душе мирно, по-христиански расстаться с телом.

Тело не может жить без дыхания. Не может расти и развиваться в нас жизнь со Христом без духовного дыхания. Таким дыханием для нашего сердца является молитва. Приходя в святой храм, мы дышим здесь животворящей молитвой, в молитве почерпываем силы для своей духовной жизни. Здесь мы переживаем радость общения с Господом Спасителем, здесь мы вдыхаем в себя чистый небесный воздух.

В храме Божием незримо присутствует наш Спаситель, открывая Себя нам не в Своей Божественной неприступной славе, которая попалила бы нас, немощных, своим небесным пламенем, а является под смиренным покровом образов и священнодействий в том виде, в каком наша грешная душа только и может Его созерцать. Здесь, в святом храме, мы входим своей душой в общение со всей Небесной Церковью, торжествующей на небесах, какую составляют святые ангелы, святые угодники и возглавляет Господь — Глава Церкви. Здесь мы видим Божественный Лик Господа Иисуса Христа, Престол Божий, на котором невидимо почивает Господь и который также незримо окружен святыми ангелами. Здесь перед нами образ Пречистой нашей Небесной Матери. Здесь мы молим Господа обо всем, о чем томится, тоскует, в чем ищет подкрепления и успокоения наша грешная душа. А Господь, как Чадолюбивый Отец, здесь внимает нуждам наших сердец. Здесь мы просим угодников Божиих как наших сродников и братий, облеченных теперь силою и славою у Царя царствующих, об их ходатайстве и заступлении перед Богом в наших нуждах, трудах и тяготах.

Как же святой храм дорог сердцу каждого из нас! С ним связана вся наша жизнь от начала до конца, и не только до порога смерти, но и до самой кончины века. Ведь пока стоит земля и на ней наша Святая Церковь, никогда не умолкнет в православных храмах молитва о всех, от века преставльшихся в жизнь вечную в вере и надежде воскресения.

Любовью к храму Божию вы свидетельствуете свою любовь к Тому, Кто является Хозяином Неба и земли и Хозяином каждого святого храма Божия, кто здесь встречает всех нас, как отец встречает любящих своих детей, и раскрывает перед каждым входящим в святой храм объятия Своей Отеческой любви.

Не оставляйте своей души не утоленной в ее голоде и жажде, питайте ее в храме Божием. Мы питаем ее для вечной жизни, и страшно уйти туда, не позаботившись о том, чтобы душа была готова к этой вечности. А дни, месяцы, годы не только идут, но бегут, десятилетия прибавляются к десятилетию, и как больно человеку сознавать у порога своей смерти, что она прожита бесплодно!

Пусть будет наш святой православный храм для каждого не только пристанищем и упокоением во всех нуждах, скорбях и болезнях, но и источником, подкрепляющим наши слабые духовные силы для борьбы с греховной грязью, одолевающей нас, для приготовления себя к жизни будущего века, какой всех нас Господь и Милосердный Отец да сподобит Своею благодатью.

Храм – место духовного отдыха

Для христианина, идущего на свою вечную родину, есть место и время для такого духовного отдыха, для подкрепления своих слабеющих на этом пути сил. Местом для этого отдыха служит святой храм. Сюда мы приходим для того, чтобы своей грешной, осуетившейся, заполненной заботами, тревогами, тяготами земной жизни душе найти успокоение, чтобы здесь напитать свою бессмертную душу животворящей пищей — Телом и Кровью Господними, чтобы напоить жаждущее сердце благодатью Святаго Духа, дневным питием слова Божия, подкрепляющего нас и услаждающего наше верующее сердце. А времена для такого отдыха учредила, по заповедям Божиим, Святая Церковь. Это — воскресные дни, это праздничные дни, когда Святая Церковь созывает своих детей под своды храмов, чтобы всем нам вместе переживать события земной жизни Господа и Его Матери, прославлять святых Божиих людей и каждому раскрывать сердце перед всевидящим оком Небесного Отца, изливая в молитве все свои наболевшие думы, чувства, желания, услаждая сердце благодатью святой молитвы.

Наше тело нуждается для своего здоровья, для поддержания жизни в свежем чистом воздухе. Дыша испорченным воздухом, мы болеем. Так и наша душа в своей сокровенной от взора других жизни ищет для себя чистого и свежего воздуха. Она устает жить и дышать в атмосфере, напоенной миазмами человеческих грехов, страстей, взаимной злобы, лжи, мести и всякой нравственной грязи. Человек, созданный по образу и подобию Божию, носящий в себе частицу дыхания Божия, — ведь в первого человека Творец его вдунул «дыхание жизни» (Быт. 2, 7), — своей душой стремится к своему Источнику и Творцу и, уставая дышать воздухом земли, ищет для себя воздуха неба. Для этого мы и приходим сюда, в храм Божий, оставляя у порога этого храма всю нашу суету, все наши жалобы, все то, чем тревожно живем в этом мире. Здесь мы и дышим другим воздухом.

Со священных стен на нас глядят изображения святых угодников Божиих. Они излучают мир и любовь; они говорят нам о том, как эти святые люди нашли в себе силы побороть все искушения и соблазны земли, как многие из них годами, а иногда и в течение всей жизни страдавшие тяжелыми болезнями, сумели нести их с терпением. Эти лики дышат чистотой, духовной красотой, лучи которых согревают наше уставшее в жизненной борьбе сердце. В многочисленных иконах на нас смотрит лик Божией Матери — такой благостный, любвеобильный, успокаивающий больное сердце. Здесь, по верованиям нашей Церкви, вместе с нами разделяет нашу молитву незримое ангельское воинство. Здесь в многократных благословениях Церкви и ее священных обрядах Сам Господь укрепляет и утешает нашу душу, и нередко бывает, что тому, кто искренно и с открытым сердцем помолится за нашим богослужением в храме, не хочется и выходить отсюда опять туда, где его ждут суета, соблазны и человеческие пороки.

В храме мы ощущаем присутствие Христово среди нас

Наибольшее количество встреч со Христом совершается у нас в храме. Мы чествуем святые иконы, мы лобызаем их с верою и благоговением и при этом прославлении наших святынь мы делаемся причастниками той благодати Божией, проводниками которой они служат. Мы подставляем чело под помазание священным елеем, мы окропляемся святой водой, мы вкушаем священный хлеб за всенощной, — и через эти священные обряды нам преподается благословение Небесного Отца; своей верующей душой мы ощущаем прикосновение любящей Божией руки. В наших храмах верующие души орошаются не только каплями благодати Божией, но обильным ее дождем. Этот небесный дар напояет наши сердца и через многочисленные молитвы, песнопения, обряды нашего богослужения, через благословение священника, через каждение фимиамом.

Все мы знаем слово Христово: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас» (Матф. 18, 20). И во время молитвы в храме, когда наша молитва искренна и глубока, охватывает все наше внутреннее существо, мы ощущаем эту близость Божию к нам, это присутствие Христово среди нас. Здесь, в нашем православном храме, за каждой Божественной Литургией совершается величайшее чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И нам, грешным, дано счастье телесными своими глазами видеть Господа в Его Святых Тайнах, и не только поклониться Ему, но и принимать Его в храмину тела и души.

Храм Божий – училище благочестия Здесь, в храме, вечное никогда не умирающее слово Божие стучится в наши сердца, будит нас от греховного сна, напоминает нам о том, что все мы здесь на земле — странники и пришельцы, и что все мы идем в вечное, нетленное Царство нашего Небесного Отца. Мы слышим здесь слово Божие за каждым богослужением: оно читается, оно поется в заповедях блаженства, в молитве, преподанной Самим Господом: «Отче наш». И как столп облачный днем и огненный ночью некогда указывал древним израильтянам путь в Землю Обетованную, слово Божие указывает нам путь к небу и учит, как жить достойно христианского звания.

Наш православный храм — это великое училище, священная школа, в которой мы учимся жить так, как требуется христианину, учимся готовить себя к вечной жизни, спасать свою душу. Здесь учат нас не только слова молитв и песнопений, не только обряды нашего богослужения, не только слово Божие, которое здесь читается и проповедуется, здесь дают нам уроки, наглядные и образные, те священные изображения, которые нас окружают. Они напоминают нам о событиях из земной жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери, об истинах нашей веры, о заповедях, какие мы должны осуществлять в нашей жизни.

Добрый христианин любит свой храм Божий, спешит под его своды, чтобы здесь дышать другим воздухом — небесным, благодатным, чтобы свое сердце, свою бессмертную душу здесь наклонить под обильный дождь благословений церковных, какие Святая Церковь нам здесь преподает. Ему дорого все в этом святом храме: и святые иконы, и огоньки лампад; он любит поставить свечку у любимой святыни, он чтит наши православные праздники, в благоговении готовится их встретить, провожает их с любовию ко Господу, дарующему эти святые дни для нашего духовного наслаждения. Он любит посты, учрежденные Святою Церковью и почитает своим долгом, по мере своих сил, их соблюдать.

Кто хочет проявить любовь к Господу, — люби святой храм и молитву в нем, где незримо среди нас присутствует Сам Спаситель. Здесь возвещается Его Божественное слово, произносятся те же слова, какие Он Сам произнес в дни Своей земной жизни, в часы и минуты Своей Божественной проповеди. Здесь, на престоле Божием, приносится Бескровная Жертва за грехи всех живых и всех усопших детей Христовой Церкви. Здесь соприсутствуют с нами на нашей молитве члены Небесной Церкви Христовой — святые ангелы, угодники Божии. Здесь с нами — в это верует Святая Церковь — сопребывает и Преблагословенная Матерь нашего Сладчайшего Господа, наша Небесная Владычица и Заступница.

В храме перед лицом Бога все равны, все чада Божии и братья

В подтверждение этому Владыка Николай приводит высказывание Иоанна Златоуста: «Храм — это единственное место на земле, где никто не спросит нищего: почему ты пришел сюда, зачем ты стал впереди меня?». Как в храме мы все стоим перед лицом Бога равными перед Ним братьями, одинаково близкими Ему детьми, так в вечной жизни мы все пред Ним равны, и каждый из нас получит от своего Небесного Отца то, чего заслужит своей земной жизнью, независимо ни от талантов, ни от ума, ни от богатства и каких-либо других внешних земных благ и отличий.

В земной чертог, в земной храм Божий входим мы все — и одетые богато, и одетые в рубище, и простые умом, и ученые; входят все, кто отзывается на зов своего Небесного Отца, и никто не удалит из земного храма Божия человека за то, что он бедно одет. Мы все равны перед Господом, мы все – дети Небесного Отца, и в каждом из нас, как бы он ни был одет, какое положение он бы ни занимал на земле — одинаковая, Кровью Божественной искупленная душа.

Митрополит НИКОЛАЙ (Ярушевич)

 
Цветник духовный

Святой праведный Алексий Московский (Мечев) Из духовных поучений

ИЗ ДУХОВНЫХ ПОУЧЕНИЙ «Поменьше философии, побольше дела, и так в жизни первое развито в ущерб последнему».* * * «Относительно нечистых помыслов будь осторожнее».* * * «Замечаешь поползновение к греху, положи два поклона Владычице с молитвой: «Пресвятая Богородице, молитвами родителей моих спаси меня, грешного».

 
Цветник духовный

Слово о борьбе с пьянством. Владимир, Митрополит Московский

Иисус, воззрев на них (учеников Своих), глагола: у человек невозможно, но не у Бога; вся бо возможна суть у Бога (Мк.10, 27). Вот место из Священного Писания, на котором невольно останавливается мысль моя сейчас, когда я выступаю со словом по поводу открываемого нами Общества борьбы с пьянством и на коем я хочу построить речь свою.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс