Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В XI веке в царствование благочестивого императора Алексея Комнина произошла в Константинополе сильная распря между христианами. Одни говорили, что выше по достоинству святитель Василий Великий, другие выше его ставили святителя Иоанна Златоуста, третьи возвеличивали святителя Григория Богослова. Жаркие споры привели к тому, что произошло разделение на василиан, григориан и иоаннитов, которые враждовали между собой.
Три святителя, святым душам которых была тяжела такая рознь, явились благочестивому евхаитскому епископу Иоанну и сказали: «Мы — едино у Господа Бога нашего; нет между нами ни первого, ни второго; повели враждующим из-за нас прекратить спор и не разделяться; соедини в один день память о нас, передавши верующим, что все мы — едино у Бога».
Епископ Иоанн тут же известил враждующих о видении, примирил их и установил праздник в честь трёх святителей 30 января по старому стилю. В этот день мы прославляем трёх высочайших угодников Божиих и называем святителя Василия великим и священноявленным, церковным светилом и огненным столпом, верных освещающим и врагов попаляющим. Святителя Григория называем божественным и богоглаголевым умом небесным; святителя Иоанна называем златословом всезлатным, Христовыми устами, рекою духовных дарований.
Великие святители преподают нам урок любви и единомыслия в вере.
Источником разномыслия и разноверия является то, что люди считают себя мудрыми, не понимают или не хотят понять, что «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11). Все самостоятельно и произвольно мудрствующие в области веры всегда вносили и вносят в неё не созидание, а разрушение. Высшие истины превышают естественные силы человека и многие из них вовсе не были бы ему известны, если бы не были открыты. Действуя в этой области без руководства, человек вносит в неё собственные догадки и соображения, которые часто извращают тайны веры.
Такое разноверие до сих пор царит в христианском мире: католичество, лютеранство, англиканство, протестантизм и т.п. В этом видится не духовная мудрость, а «плотская, мудрость века сего» (1 Кор. 2, 6). Единственно, где пребывает и блюдётся чистая и непорочная вера Христова — это в Православной Церкви. Она одна хранит правую веру, которая имеет «краеугольным камнем Самого Иисуса Христа». Здесь не было и нет никаких отклонений — нововведений, излишеств или усечений — всех этих последствий человеческого мудрствования. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Утвердимся же в вере православной и послушаем слов апостола: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10).
СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ В ВИЗАНТИИ
В богатой Византии
Оставлены толпой
Любимые витии…
Куда-то все спешат
Шумливой вереницей -
И воин, и плебей,
И в пурпуре патриций.
До блещущих палат,
До кесаря-владыки
Доносятся волной
Несдержанные крики…
И площади полны,
И портиков ступени…
Не новый ли герой
На цирковой арене?
Не новый ли раздор,
Огонь кровавой брани
Зажгли еретики –
Злодеи-ариане?
Грозит ли сарацин,
Нагрянувши не в пору,
Армадой кораблей
Боспорскому простору?
Нет, шумная толпа
Со стогнов Византии
Сбирается во храм –
Во храм «Анастасии»…
Услышать все хотят
Святые поученья,
Что льются каждый день
Во храме «Воскресенья» –
Явился дивный муж,
В ком мудрости пучина,
Пленяет все сердца
Глагол Назианзина…
Спасался много лет
Среди лесистых взгорий;
Дух истины с собой
Принес святой Григорий.
Иссохшее лицо
И бедная одежда…
Но в пламенных речах Великая надежда!
Огонь его очей –
Как молния Синая,
Пророческой душе
Ясна стезя земная…
«Григорий Богослов»
От верных именуем,
Он помыслом одним
Охвачен и волнуем:
Он хочет охранить
Заветы чистой веры,
Твердит святых отцов
Великие примеры…
На кафедру взошел,
Толпа кругом, как море…
Огонь запламенел
В его суровом взоре…
Разверзлися уста
И речь, подобно грому,
Ударила, грозя
Неверию земному…
И стих великий храм,
И, страхом отуманен,
Смутился, задрожал
Лукавый арианин…
Все дальше льется речь.
Звучат слова святые,
Григорию, в слезах,
Внимает Византия…
Сияют небеса,
Страшит грехов пучина…
Гремит, что Божий гром,
Глагол Назианзина…
Окончил – и в ответ,
Сперва еще несмело,
Потом – сильней, сильней
Вся церковь загремела:
«Ему отдать, ему
Престол святой Софии!»
«Вот новый патриарх
Великой Византии!»
В. Вадимов
Рубрику подготовила
Ольга ШАБАШОВА
Священномученик Игнатий жил в I веке от Рождества Христова в Антиохии. Однажды на него донесли императору Трояну, что он не позволяет христианам участвовать в языческих торжествах по случаю побед императора. Призвав к себе святого Игнатия, Троян спросил: «Ты ли называешься Богоносцем? И что это за название?» — «Богоносец тот, кто носит Христа Бога в душе своей», — ответил святой Игнатий.
Ещё с юных лет почила на мученике Трифоне благодать Божия — Господь даровал ему силу чудотворений. Святой Трифон, приведший множество людей ко Христу и многих исцеливший, сам претерпел великие мучения и увенчан нетленным венцом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.