Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 году в семье священника. Его дед также был священником, молитвенником, человеком глубокой веры. Из всех своих внуков он больше других любил Ивана и прозорливо называл его архиереем. Учась в духовной семинарии, Иван мучался тем, что не знал, как дальше ему жить. Он хотел учительствовать, но считал, что «учитель без священного сана как бы не призван Богом для учительства пастырского, а только как бы для сообщения знаний». От монашества же его удерживала мысль о невозможности тесной связи с паствой. В конце концов Иван решил, что только Господь укажет ему путь, по которому ему подобает не ослабевая идти.
В 1896 году Иван Васильевич окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Через год он принял постриг с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. Вскоре был рукоположен в иеромонаха. После этого отец Фаддей стал ещё более усугублять свои подвиги, в особенности поста. Он был назначен инспектором Минской духовной семинарии, а позже переведён в Уфимскую духовную семинарию, где защитил диссертацию и стал магистром богословия. Он преподавал различные предметы, написал и издал «Записки по дидактике» — пособие для учителей церковно-приходских школ.
В 1902 году иеромонах Фаддей был возведён в сан архимандрита. Он очень часто служил и проповедовал. Его очень огорчало то, что выпускники семинарии, в большинстве своём, собирались стать не священниками и монахами, а студентами светских высших учебных заведений. Гнилой бунтарский дух заражал и эти здоровые души. Молодёжь всё более стала стремиться к веселью и удовольствиям, откладывая удовлетворение духовных потребностей на старость.
Многолетние труды архимандрита Фаддея по созиданию своей души в духе христианской любви, труд на пользу Церкви привели его к архиерейскому служению. В 1908 году он стал епископом Владимиро-Волынским. Владыка продолжал опекать учащуюся молодёжь, очень много ездил по Епархии. Служил в храмах, посещал школы даже в самых глухих местах. Были такие приходы, где крестьяне впервые в своей жизни видели архиерея. С приходом новой власти ситуация осложнилась. Епископа Фаддея несколько раз арестовывали, обвиняли во враждебном отношении к власти, в том, что он «политически вредный элемент». Митрополит Кирилл, который вместе с Владыкой Фаддеем сидел во Владимирской тюрьме, рассказывал, что епископ был очень спокоен, по ночам молился, а однажды, видя, что митрополит впал в тоску и отчаяние, взял его за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами».
Перед последним арестом епископ Фаддей был возведён в сан архиепископа Астраханского, но прибыть на место назначения не смог. Он был сослан и освободился только в 1923 году. Теперь он мог приступить к своему служению. Посланцы из Астрахани, приехавшие к Владыке, рассказывали: «Нас поразила общая скудость обстановки и его бедная одежда, но зато привели в восторг аскетическая внешность, застенчивость и какая-то детская робость». Нравственное влияние архиепископа Фаддея на верующих было огромным. Денег он ни с кого не брал, и несколько приходов взяли заботу об устройстве его быта на себя. Питался очень скромно: максимум, что позволял себе вкусного, так это намазать булочку маслом или съесть тарелку рыбного супа. Был удивительно молчалив. Носил вериги, от которых оставались раны. По свидетельству многих прихожан, архиепископ Фаддей обладал даром прозорливости и исцеления. Например, однажды к Владыке пришла женщина и сказала: «К дочери ходит богатый жених. У нас завтра свадьба. Благословите». Владыка просил обождать две недели, несмотря на то, что всё угощение было готово. Через две недели приехала жена «жениха» с двумя маленькими детьми и увезла его домой.
Один мальчик, впоследствии ставший священником, ушибся, в боку образовалась опухоль. Врачи сомневались в положительном исходе операции. Мать понесла мальчика к Литургии. Служил архиепископ Фаддей. Увидев плачущую женщину, он спросил, в чём дело. Выслушав, сказал, что операцию делать не нужно, а нужно помазать больное место святым маслом. Мальчик вскоре поправился. И таких случаев множество.
В 1928 году архиепископ был назначен на Тверскую кафедру, где народ также искренне и глубоко полюбил своего владыку.
Летом 1937 года начались массовые аресты священнослужителей. Архиепископ Фаддей был помещён в камеру с уголовниками, которые издевались над ним. Они забирались ему на плечи, чтобы достать до окна, заталкивали под нары и засовывали туда банку с нечистотами, говоря, чтобы владыка взял их кадило.
Он с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства. Лёжа под нарами, непрестанно молился. Однако Матерь Божия Сама заступилась за Владыку. Однажды ночью она явилась главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибните». Наутро он пересказал сон товарищам, они бросились под нары посмотреть — жив ли старец. Из под нар сиял ослепительный свет. Вытащив Владыку, они просили прощения. И с этого дня все насмешки прекратились.
Архиепископ Фаддей был приговорён к расстрелу. Казнь состоялась 31 декабря 1937 года.
На могиле Владыки Фаддея был поставлен крест, но власти уничтожили его. 26 октября 1993 года были обретены честные останки архипастыря-мученика, архиепископа Тверского Фаддея. Ныне они находятся в Вознесенском соборе Твери. Как при жизни Владыки Фаддея, так и после его мученической кончины, многие обращающиеся к нему получают по его молитвам исцеления и утешение в скорбях. 18–23 февраля 1997 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил священномученика Фаддея к лику святых.
Рубрику подготовила
Ольга Шабашова
Святой Даниил и три отрока жили во времена вавилонского плена. Они были из числа тех юношей, которых выбрал вавилонский царь и велел воспитывать при дворе для дальнейшего служения. Когда отрокам приносили кушанья, запрещённые законом Моисеевым, они отказывались от них, желая вкушать только овощи.
Святой Севастиан был начальником императорской дворцовой стражи. Цари любили его, но не знали, что святой Севастиан — христианин. Скрывал это святой не из страха, а потому что не пришло ещё время открыто исповедать ему Господа Иисуса Христа. Он помогал своим единоверцам и ждал, когда Господь призовёт его на Священный подвиг.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.