Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (171) → Выступление архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на I Съезде православной молодежи Урала

Выступление архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на I Съезде православной молодежи Урала

№30 (171) / 1 ноября ‘01

Съезд православной молодежи Урала

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, уважаемые участники 1-го съезда православной молодежи Урала!

Приветствую вас всех в нашем Богом спасаемом граде Екатеринбурге, ныне пребывающем под покровом чудотворной иконы Божией Матери, Феодоровской покровительницы дома Романовых, семьи и молодежи. Несомненно, по Ее милости мы все собрались здесь, чтобы обсудить очень важные вопросы и главный из них — «Как современной молодежи прийти к Христу, прийти в Храм Божий?» Надеюсь, что каждый из вас постарается ответить здесь на съезде на этот и подобные вопросы на основе опыта своего служения.

Сейчас все мы слышали обращенное к нам Первосвятительское приветствие и наставление, в котором Его Святейшество дал глубокую оценку современному состоянию нашего общества, отметив сложность и противоречивость происходящих процессов, указал нам пути решения этих острых проблем.

От имени всех собравшихся благодарю Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Александра, архиепископа Костромского и Галичского за содержательный и подробный доклад, осветившего нам проблемы и задачи молодежного служения. Как отметил Владыка Александр, говоря об итогах прошедшего в г. Москве съезда православной молодежи, одним из первоочередных направлений деятельности нашей Церкви и Синодального отдела по делам молодежи должна стать работа, направленная на создание многоуровневой системы воспитания молодого поколения. Пути решения этой задачи должны помочь нам открыть молодые сердца к принятию проповеди о Христе.

Сегодняшний мир, в котором мы живем, очень разнообразен, в нем много и хорошего, но много, к сожалению даже слишком, худого и греховного. Особенно эти противоположные крайности мы видим в молодежной среде. Мы видим, как громадные усилия прилагаются к тому, чтобы не допустить возвращения наших детей и внуков к вере отеческой. Даже более того, ставится задача убедить юных, что самая интересная, самая правильная, самая яркая жизнь — это когда ты следуешь своим желаниям, своим страстям, своим похотям. Наших молодых современников наставляют: «Вот если ты будешь таким, то тебе будет хорошо в окружающем мире, ты будешь гражданином мира, а не жителем захудалой страны». Этому посвящены многие фильмы, радио– и телепередачи. Об этом напоминает бесстыдная реклама алкоголя и табака, заполнившая наши города. К этому подталкивает возможность в любое время дня и ночи купить пиво, вино, водку даже в самом маленьком населенном пункте. И мало кто поднимает голос против такого прямого растления молодых.

Но надо понимать, что стремление «быть как все» приводит нас к опасности потерять душу свою. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36)

Как же молодому человеку уберечь себя? Церковь устами святых отцов учит нас — обрати свой ум к Богу, и кроме Бога не принимай в душу ничего. Ибо если твой ум будет вбирать в себя мирские впечатления и мирскую суету, то душа утратит целостность и постепенно преобразуется из образа Божия в образ и подобие падшего мира. И не некие темные силы, а сам человек лишает себя благодати. Люди, принимая такой образ жизни и такую систему ценностей, изгоняют из своей жизни Христа. И тогда в их мыслях уже нет места Христу, они встают на путь беззакония, оправдывая свои грехи, и не чувствуя покаяния.

Если в древние времена Православие существовало в окружении язычества, то сейчас мы вновь живем в неоязыческом мире, когда люди верят в восточные гороскопы, ходят к колдунам и гадалкам. Нарастающее язычество — это не только интеллектуальная мода, это еще и реальная практика. Люди, особенно молодые, бросаются в «духовные» эксперименты и дорого за это платят. Нередко именно такой печальный опыт заставляет духовно искалеченных людей искать защиту у Церкви. Но сколькие гибнут духовно и телесно на этих страшных путях!

К сожалению, в недавнее богоборческое время вокруг Церкви строили высокие «ограды» — чтобы она не влияла на подрастающее поколение, и сейчас еще многие в Церкви сохраняют эту инерцию, считая, что церковная жизнь — это жизнь только богослужебная, и поэтому не идут за ограду храма: в школы, университеты, в больницы. Все это противно самому духу христианства, которое призывает нас словами самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19–20). Потому, если мы не хотим потерять Россию, всё активнее должна звучать православная проповедь высоконравственной жизни, проповедь покаяния и очищения от грехов каждого человека и общества в целом. В этом благом делании есть место и священнослужителям, и мирянам, и ученым, и политическим деятелям. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прямо говорит об этом в своём наставлении нашему съезду:

«Сегодня перед всеми нами стоит задача христианизации общества, ибо невозможно быть христианином за воскресными богослужениями, а в остальное время своей жизни уклоняться от выполнения заповедей Господних. Общество и человек обретут духовное здоровье только после того, как христианские мотивы поведения станут определяющими во всех сферах нашего бытия — в личной, семейной, социальной, профессиональной жизни. Если этого не произойдет, мы по-прежнему будем страдать от оскудения взаимной любви и терпимости, от помрачения в человеке образа Божия, от утраты внутренней гармонии во всевозможных разделениях и противостояниях».

Мы переживаем время, когда как никогда стали зримы нам слова евангельские, предостерегающие нас, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7, 13–14). Люди более старшего возраста с недоумением видят: то, что прежде казалось дурным, безнравственным, постыдным, стало не просто вроде бы извинительным, а даже нормой жизни! И наоборот, на человека, сохраняющего нормы приличия, смотрят как на чудака, как на отставшего от времени, как на больного. И средства массовой информации вместе с рекламой навязывают всем нам такой взгляд на нашу жизнь…

Но, если более пожилые люди могут сравнивать и размышлять над происходящими переменами, то молодежь не имеет такой возможности. Нынешние молодые люди выросли в условиях, когда западные стандарты жизни и поведения преподносились средствами массовой информации и рекламой как единственно возможные, когда всем нам навязывали такое видение окружающего нас мира, которое не то что православным, но даже и нравственным назвать нельзя. Молодежи стремятся внушить, что Православие мало совместимо с нынешними реалиями жизни, что это не более чем культурная и историческая традиция, отходящая в прошлое. Это в корне неверно. Православный человек может достичь значительных успехов в любой Богом благословенной области деятельности — в предпринимательстве, в науке, в художественном творчестве, в общественной жизни.

Более того, прочный внутренний духовный стержень следования заповедям Божиим, молитва и ясное понимание своего места в череде православных поколений россиян помогает такому молодому человеку достичь больших высот на избранном поприще.

В совместном обращении Святейшего Патриарха Алексия II, президента Российской Академии наук Ю.С. Осипова, президента Российской Академии образования Н.Д. Никандрова, председателя совета ректоров России В.А. Садовничева, подготовленного в связи с великим юбилеем — 2000-летием со дня Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорится, что история строго осудит нас за молчание и бездействие в тот момент, когда для всех стала очевидна угроза самой жизни нашего молодого поколения. Сейчас совершенно ясно, что кризис в России имеет прежде всего духовную природу и происходит от утраты народом духовно-нравственных основ национального бытия. Отсюда следует, что первой важнейшей нашей заботой, должно быть образование и воспитание молодых поколений — наших наследников. Наш съезд должен помочь преодолеть пассивность одних и поддержать других, тех, кто трудится на ниве молодежного служения.

Кто теперь заполняет вакуум, образовавшийся после ушедшей атеистической эпохи? Оказывается те, у кого просто больше денег. Как показало минувшее десятилетие, это могут быть секты Муна и ему подобных, это порнография и обучение разврату в угоду мировым фармацевтическим фирмам, сбывающим свою богопротивную продукцию на нашем рынке, наконец это наркомания, насаждаемая уже в средних классах школы. Действующие законодательство и власть почему-то не способны воспрепятствовать этому. А Церковь, в меру своих сил, стремится дать нашим молодым современникам религиозное воспитание, научить их противостоять разврату, наркомании и сектам.

В настоящий момент мы должны исполнить свой долг найти решение проблем образования и воспитания юношества. Давайте вспомним и постараемся применить к себе слова Апостола Павла: «… будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.» (1 Кор., 9, 19–23)

Ныне существует много здравых суждений и направлений деятельности в молодежной среде, которые мы можем использовать для привлечения братьев и сестер наших в спасительную церковную жизнь. Например, необходимо широко использовать досуговые формы общения, организацию клубов по интересам, иные формы деятельности. Как было отмечено в докладе Владыки Александра, нам не надо «бояться экспериментов, практиковать новые формы работы с детьми и подростками». В деле миссии важно обратиться к тому живому опыту молодого человека, который он имеет и, основываясь на нем, раскрыть для него Истину о Христе.Молодежное служение может выражаться в помощи в восстановлении храмов, в налаживании деятельности воскресных школ, как для детей, так и для взрослых, в катехизации перед крещением, и в такой острой проблеме, как противостояние сектам, и в помощи тем, кто подвержен греху пьянства и наркомании. Мы должны принимать участие в развитии скаутских отрядов, в создании программ преподавания иконописи, церковного искусства и ремесел для детей и молодежи. Клубы семейного творческого досуга, патриотические клубы, изучающие традиции русской воинской культуры, программа «Народный праздник», благотворительные концерты молодых исполнителей в воинских частях, больницах, госпиталях, приютах, тюрьмах — все это надо поставить на службу делу утверждения наших братьев и сестер в вере Отеческой.

Можно еще перечислить много душеполезных для нашей молодежи дел, но важно соединить все эти направления воедино, создать по-настоящему массовое православное движение молодежи.

В завершение моего доклада хочу коснуться и такого важного вопроса, как создание общественного объединения православной молодежи Урала. Надеюсь, что созданное объединение будет твердо стоять на ногах и сможет выдержать все бури, которые постоянно посылает нам наше непростое время.

Храни вас всех Господь и Матерь наша Пресвятая Богородица, благословляющая наш съезд через свой чудотворный Феодоровский образ!

 
Съезд православной молодежи Урала

Из доклада архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи, на I Съезде православной молодежи Урала

Дорогие архипастыри, пастыри, братья и сестры! От всей души приветствую вас — участников и гостей Съезда православной молодежи Урала, собравшихся сегодня в Екатеринбурге. Воистину «днесь благодать Святаго Духа нас собра» в земле, где Православие — это не дань традиции, а вера, в основании которой кровь новомучеников Российских, в том числе царственных страстотерпцев — семьи последнего императора.

 
Съезд православной молодежи Урала

Приветствие делегатам Съезда православной молодежи Уральского Федерального округа заместителя министра образования России

Ваши Высокопреосвященства! Дорогие друзья! Сердечно приветствую делегатов, гостей и организаторов Съезда православной молодежи Уральского федерального округа.Радует, что в России возрождается духовно-нравственное воспитание, целью которого является формирование духовных ценностей и нравственных ориентиров молодого человека. Ведь именно нравственность служит крепким основанием общественного и государственного благополучия.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс