Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (171) → Из доклада архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи, на I Съезде православной молодежи Урала

Из доклада архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи, на I Съезде православной молодежи Урала

№30 (171) / 1 ноября ‘01

Съезд православной молодежи Урала

Дорогие архипастыри, пастыри, братья и сестры!

От всей души приветствую вас — участников и гостей Съезда православной молодежи Урала, собравшихся сегодня в Екатеринбурге. Воистину «днесь благодать Святаго Духа нас собра» в земле, где Православие — это не дань традиции, а вера, в основании которой кровь новомучеников Российских, в том числе царственных страстотерпцев — семьи последнего императора.

Сонм новомучеников и исповедников Российских был прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе, состоявшемся в августе 2000 года. Этот Собор подвел итог минувшему трагическому столетию. Религиозно-нравственное осмысление получила история Церкви и государства в XX веке. Мы пришли к выводу, что судьбы страны и Церкви неразделимы. Впервые была принята социальная концепция Церкви, устремляющая церковную жизнь в будущее. В этом документе подчеркивается, что забота о сохранении нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, здравоохранение являются «областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период». На этом же Соборе была принята концепция православного молодежного служения, и тем самым признано исключительное значение внимания Церкви к проблемам, заботам и чаяниям молодых людей.

…Забота о детях и молодежи существовала в Церкви всегда, от ее основания. «Веселись, юноша, в юности твоей, — говорит книга Екклесиаста, — удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего… и помни Создателя твоего во дни юности твоей». В Евангелии Иисус Христос дает нам такую заповедь: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 13–15). Апостол любви Иоанн Богослов, обращаясь к юношеству, пишет: «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Ин. 2, 13).

«Ты молод? — вопрошает юношу святитель Григорий Богослов и призывает, — Стань против страстей, имея пособником Крещение; сопричти себя к воинству Бога; отличись против Голиафа, и так насладись возрастом».

…Церковь — это живой Богочеловеческий организм. Создание Отдела по делам молодежи стало естественной реакцией Церкви на проблемы постоянно меняющегося современного российского общества. Отделенная от государства, наша Церковь не была и не будет отделена от живых людей. Их радость и боль — это радость и боль Церкви. Именно поэтому мы разделяем надежды общества на наше молодое поколение и тревогу за его будущее, будущее, к которому молодежь идет, преодолевая множество серьезных проблем.

Социологами замечено, что современному российскому обществу присущи противоречия. В нем соседствуют богатство и бедность, глобальная субкультура и обилие контркультур, образованность и полная безграмотность, ценность здоровья, увлечение спортом и наркомания, курение, алкоголизм, доминанта достиженческого комплекса и суицид. Общими являются и наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается современное поколение молодых людей. В этом обществе семья и религия, к сожалению, утрачивают первостепенное значение института социализации, вытесняемые средствами массовой информации. Телевидение и Интернет превратились в ключевые факторы глобальной молодежной субкультуры. В итоге на смену традиционализму и коллективизму приходит индивидуализация, когда каждый человек конструирует свою жизнь, как может, самостоятельно реализуя себя в труде, в образовании, в заработке, в потреблении и в других сферах.

Состояние здоровья молодежи сегодня имеет устойчивую тенденцию к ухудшению во многих странах. Бессистемное и некачественное питание, недостаток физических нагрузок, курение и алкоголизм, наркомания и СПИД получили распространение среди современной западной молодежи.

Однако в России состояние здоровья подрастающего поколения приобрело угрожающий характер.

…Что мы можем предпринять, чтобы исправить ситуацию? Прежде всего, необходимо понять истинные причины происходящего. В уже цитировавшихся Основах социальной концепции подчеркивается: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».

В мае этого года в Москве прошел Съезд православной молодежи, который стал крупным событием церковно-общественной жизни. Съезд был созван по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Подготовка и проведение съезда были возложены на Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви. Работу оргкомитета по подготовке съезда поддержал Президент РФ В.В. Путин.

В съезде приняли участие представители церковной молодежи — делегаты, прибывшие из 89 епархий Русской Православной Церкви: из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, США, епархий ближнего зарубежья; студенты светских вузов и духовных семинарий; ректоры богословских учебных заведений; пастыри и воспитатели детей и молодежи; представители административных структур исполнительной власти, ответственные за молодежную политику в субъектах Российской Федерации.

Съезд проходил под сенью великой православной святыни — Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая впервые была доставлена в Москву по благословению Святейшего Патриарха во время работы съезда. Этот образ почитается в народе как покровительствующий православным семьям, детям и юношеству. Именно перед этой иконой в Ипатьевском монастыре града Костромы в 1613 году инокиня Марфа поручила Божией Матери своего 16-летнего сына Михаила Романова, вступающего на путь служения Отечеству.

Сегодня эта великая святыня осеняет своим присутствием Екатеринбургскую землю, на которой закончили свой земной путь в Ипатьевском доме царственные страстотерпцы. Таинственная связь времен и событий ныне являет нам себя со всей очевидностью. Глубоко символично, что под покровом Феодоровской иконы проходит этот съезд, в котором принимает участие православная молодежь, собравшаяся в Екатеринбург со всего Урала.

Ваш представительный форум находится в ряду мероприятий, посвященных выработке принципов взаимодействия Русской Православной Церкви, государства и общественных организаций в области молодежной политики.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прозвучавшее на Всецерковном съезде православной молодежи, о необходимости объединить усилия всех, кто заинтересован в воспитании детей и юношества на основах традиционных духовно-нравственных ценностей Православия, услышано в разных регионах страны.

…На прошедшем в Москве съезде много и плодотворно говорилось о необходимости донести до взыскующих истины молодых сердец вечные и сокровенные ценности Православия на современном языке. Безусловно, это непростая задача. Она требует создания многоуровневой системы воспитания. В Церкви должно найтись место всем — детям и подросткам с разными характерами и разными увлечениями.

Съезд призвал нас не бояться экспериментов, смело практиковать новые формы работы с детьми и подростками, дал нам возможность сломать в общественном сознании некоторые сложившиеся и прочно закрепившиеся стереотипы.

Во-первых, новаторство Съезда состоит в том, что в нем в качестве делегатов активно участвовали государственные чиновники, ответственные за проведение молодежной политики в субъектах федерации. Таким образом, был сломан стереотип, отождествляющий светский характер воспитания и образования в нашем государстве с нерелигиозным. Если бы такое отождествление было правомочно, то нам пришлось бы полностью отказаться от гуманитарного компонента в образовании, поскольку вся культура, история, литература России религиозна, буквально пропитана духом Православия. Таково положение во многих других странах, будь то католическая Италия, протестантская Англия или конфуцианский Китай. Международный опыт свидетельствует о том, что религиозное образование должно поддерживаться государством на совершенно законных основаниях. Ведь верующие наряду с другими гражданами являются такими же налогоплательщиками и имеют равные во всех отношениях права со всеми остальными.

Сегодня взаимоотношения между Церковью и государственной властью на местах зависят от доброй воли государственного чиновника, от того, насколько хорошо он понимает природу и назначение Церкви, зачастую от личных отношений архиерея и главы региона. Думается, что пришло время шагнуть вперед: Церковь может и должна участвовать в масштабных государственных программах — общероссийских и региональных; может и должна претендовать на регулярное государственное финансирование, в особенности, в области образования и воспитания подрастающего поколения. Потому что именно Церковь имеет богатый опыт такого служения.

Одним из важных тезисов, прозвучавших на съезде, следует считать тезис об ошибочном восприятии Православия в качестве религии по преимуществу созерцательной, не поощряющей предпринимательскую инициативу, тормозящей развитие рыночной экономики.

Этот стереотип сформировался в общественном сознании под влиянием одного из основателей социологии религии Макса Вебера. В своем фундаментальном научном труде «Протестантская этика и дух капитализма» он утверждает, что протестантизм, отождествляемый им с христианством вообще, дал мощный стимул развитию современной западной цивилизации, тогда как восточные религии послужили барьером, который воспрепятствовал индустриальному развитию восточных стран.

На съезде мы пришли к выводу о том, что Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Православный молодой человек может стать процветающим бизнесменом, талантливым политиком, спортсменом; сегодня нужно привлекать именно тех, кто умело сочетает свою православную веру с активной жизненной позицией, кто может увлечь за собой, собрать вокруг себя молодежь. А там, «где двое или трое соберутся» во имя Христово, созидается «малая Церковь».

Много дискуссий посвящено освоению интернет-пространства, его христианизации. В этом направлении Отделом по делам молодежи сейчас совместно с администрацией полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе реализуется проект «Невод», предполагающий открытие интернет-центров в богословских учебных заведениях, монастырях, молодежных клубах, на приходах и посредством этого создание православного интернет-культурного объединения молодежи.

Прозвучала интересная мысль о том, что если раньше православные монастыри и приходы в России были центрами книжной учености, теперь с тем же успехом они могут стать центрами интернет-учености, заняться наполнением интернет-пространства положительным христианским содержанием. Это на порядок расширяет горизонты молодежного служения, определяет ему очень четкие перспективы.

…Большое внимание было уделено на Съезде отношениям со средствами массовой информации. Уже сложилось мнение: что и как ни делай, ни говори — СМИ всё представят так, как это выгодно им в политическом или, чаще, в материальном отношении. Съезд доказал обратное.

Если мы не боимся собрать журналистов на пресс-конференцию и поговорить с ними искренне, то, уверяю вас, очень мало найдется таких, которые не ответят на эту искренность. Проблема в том, что мы не всегда можем «снизойти» до интересов журналиста. А ему нужно, чтобы вы были открыты, и, как теперь говорят, прозрачны для общества. Если есть проблемы, нужно говорить об этом честно и призывать СМИ к совместному решению этих проблем.

На съезде было принято несколько принципиальных решений. Во-первых, решение создать епархиальные отделы по делам молодежи; епархиальные и приходские центры. Создание таких центров должно послужить объединению всех, кто желает трудиться на поприще воспитания детей и молодежи в духе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия.

Было также принято решение о создании широкого общественного объединения православной молодежи. Новая организация мыслится своего рода связующим звеном между Церковью и государством в осуществлении молодежной политики и позволит наладить более тесный контакт церковных и государственных структур, иных общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

…В заключение хотел бы всех вас призвать творчески, с полной отдачей поработать на Уральском съезде православной молодежи, не превратить его в парадное мероприятие. Убежден, что на Урале есть подвижники, которые успешно трудятся на поприще православного молодежного служения. Всем, кто посвятил себя благородному и ответственному делу воспитания подрастающего поколения, хотел бы пожелать успехов на этом благородном поприще. Пусть ваши души пламенеют поистине апостольской ревностью. Каждый из вас пусть помнит слова святого апостола Павла: «Старайся представить себя Богу достойным делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).

Но следует помнить, что мы только в начале трудного и большого пути. На нем нас ожидают трудности, которых не следует бояться. «Не бойтесь, — говорит Господь, — Я победил мир».

Желаю участникам съезда успешной работы.

Дорогие юноши и девушки, участники Съезда православной молодежи Уральского федерального округа!

Съезд православной молодежи — это большое событие церковно-общественной жизни Уральского федерального округа!

Наше Отечество как никогда ныне нуждается в энергии, целеустремленности, творчестве молодых, чтобы, опираясь на наши традиции, на наши нравственные принципы, укреплять Россию — сегодня и в будущем. Мы знаем, что испокон веков наша страна называлась Святой Русью, и это имело свои географические и исторические границы. Но, прежде всего, в это название вкладывался большой нравственный смысл, подчеркивалась та особая роль, которую Россия взяла на себя как хранительница исторических христианских ценностей. Без христианства, без Православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия.

Потому так ценно для Родины ваше стремление следовать по пути предков, восстанавливать некогда порушенные святыни в сердцах своих сверстников.

Желаю Съезду православной молодежи Урала успеха в работе, в поисках путей к более активному участию молодежи в работе по возрождению России!

С уважением

Полномочный представитель
Президента Российской Федерации
в Уральском федеральном округе
П. ЛАТЫШЕВ

 
Событие

Милость Царицы Небесной. Репортаж о прибытии в Екатеринбург великой святыни Православия

Репортаж о прибытии в Екатеринбург чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы 26 октября в 16 часов к мосту на кольцевой развязке, что в конце улицы Куйбышева, начали собираться верующие екатеринбуржцы. Именно здесь должен был начаться Крестный ход в честь прибывающего в Екатеринбург чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Феодоровская».

 
Съезд православной молодежи Урала

Выступление архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на I Съезде православной молодежи Урала

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, уважаемые участники 1-го съезда православной молодежи Урала!Приветствую вас всех в нашем Богом спасаемом граде Екатеринбурге, ныне пребывающем под покровом чудотворной иконы Божией Матери, Феодоровской покровительницы дома Романовых, семьи и молодежи. Несомненно, по Ее милости мы все собрались здесь, чтобы обсудить очень важные вопросы и главный из них — «Как современной молодежи прийти к Христу, прийти в Храм Божий?»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс