Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (164) → Икона Божией Матери «Владимирская»

Икона Божией Матери «Владимирская»

№23 (164) / 15 августа ‘01

О почитании икон Пресвятой Богородицы

В этой теме:

О почитании икон Пресвятой Богородицы
О почитании икон Пресвятой Богородицы
О почитании икон Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери «Феодоровская»

По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами”. По преданию Православной Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как “Владимирскую”.

Икона Владычицы до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия — Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.

Многочисленные чудеса от иконы Владычицы сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.

Князь Андрей Боголюбский — это целая интереснейшая эпоха: начало создания нашего государственного ядра. Это совсем иной принцип государственной жизни, чем был тогда на юге, от чего отказываясь и чего не любя, и ушел князь Андрей на север. Решив переселиться из Вышгорода на свою родину, землю Суздальскую, князь Андрей Боголюбский без ведома отца взял с собой чудотворную икону Божией Матери. По пути он постоянно служил перед нею молебны. Во Владимире на Клязьме жители встретили икону с усердием и радостью. Из Владимира князь направился в Ростов. Проехав от Владимира десять верст, лошади остановились на берегу реки Клязьмы и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Запрягли свежих, но и эти лошади не пошли. Пораженный этим, князь пал в страхе перед иконою Богоматери и слезно молился. Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела оставить икону Ее во Владимире, а на этом месте построить храм в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени — 1160 года — святая икона стала именоваться иконой Божией Матери “Владимирской”.

В 1164 году икона Божией Матери “Владимирская” была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: “Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!” Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божию Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник “Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня”.

В 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих.

Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!” В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

Москва встретила икону 26 августа. “Весь град изыде противу иконы на сретение ее”, — говорит летопись. Митрополит и великий князь, “мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием”, — говорит летопись.

Богоматерь не отвергла уповавших на Нее. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана… Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. “Тогда нам с ними не сладить”, — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!”

Отечественный проповедник архиепископ Иннокентий Херсонский, помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы оно не было спасено дивным заступничеством Владычицы, говорит: “Нельзя не пасть до земли в благодарном духе пред Матерью Божией”. Посему достойно и праведно петь и величать Небесную Заступницу нашу, ибо как только приближались мы к самому краю бедствий и теряли уже всякую надежду, кроме упования на помощь свыше, Владычица Божия Матерь являла Свою славную помощь.

В настоящее время вопрос о постоянном нахождении этой святыни не решен. По сложившейся практике икона эта, как и икона Святой

Троицы преподобного Андрея Рублева, переносится из Третьяковской галереи на время богослужения в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

 
О почитании икон Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери «Донская»

Эта святая икона исторически связана с одним из важнейших моментов становления Русского государства — собиранием русских земель вокруг единой и наследственной великокняжеской или царской власти. После победы князя Дмитрия Донского над татарами на Куликовом поле началось широкое почитание чудотворной Донской иконы Божией Матери.

 
Церковные праздники

В муках цвело благочестие верных. 8 сентября — память мучеников Адриана и Наталии

«И как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной». М.Ю. Лермонтов В те годы почти каждый из царей считал своим долгом устроить очередное гонение на христиан, кесарь Максимиан был из числа наиболее жестоких.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс