Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мнение специалиста о проблеме наркомании и СПИДа
…Не секрет, что сегодняшняя медицина сталкивается с массой проблем. Это и увеличение числа особо опасных инфекций, и сокращение финансирования, и снижение рождаемости с одновременным ростом смертности населения.
Где искать выход из сложившейся непростой ситуации? Каковы причины того, что сегодняшнее здравоохранение оказалось в таком сложном положении?
На эти и другие вопросы “Православной газеты” сегодня отвечает Александр Федорович Цедилкин, главный врач Городской больницы № 3 г. Первоуральска. Со всеми существующими проблемами он знаком не понаслышке, пройдя путь от рядового врача до начальника управления здравоохранения и главного врача больницы.
Итак, слово — Александру Федоровичу Цедилкину.
— Сегодня в нашу жизнь вторгаются болезни, о которых все уже успели позабыть — туберкулез, малярия…Характер массового стало приобретать такое заболевание, как гепатит; растет количество ВИЧ-инфицированных. На Ваш взгляд, чем это вызвано?
— Нужно отдать должное отечественной медицине — до 90-х годов она развивалась на достаточно высоком уровне. Конечно, там существовали и свои минусы, но в целом система здравоохранения была отлаженной и стабильной.
Не зря ведь сегодня Англия, Франция, да и другие западно-европейские страны многое переняли из нашего опыта. Это та же диспансеризация населения, доступность и бесплатность медицинских услуг… Самое обидное заключается в том, что у нас была создана одна из самых совершенных систем здравоохранения. Впоследствии это все рухнуло, и мы от всего отказались. Стали использовать зарубежные методики, хотя там, за рубежом, вовсю используют наши наработанные отечественные методы и подходы.
Возьмите, например, великолепно отлаженную систему охраны здоровья трудоспособного населения. Раньше ведь при каждом крупном предприятии был свой профилакторий, своя медсанчасть… Работала цепочка, направленная на охрану и восстановление здоровья граждан: поликлиника — стационар — профилакторий.
И, конечно же, очень важным было то, что огромное внимание тогда уделялось профилактике заболеваний и вакцинации населения. И прививки делались, и финансовых средств на это хватало… Самое главное, медицина раньше была общедоступной. Это то, что мы сейчас утратили.
А, начиная с 1991 года, в отечественной медицине начался обвал. Наибольший же ущерб она потерпела, на мой взгляд, в 1994–96 годах.
Одной из главных ошибок было то, что мы поторопились с созданием муниципальной системы здравоохранения. Ведь муниципальное здравоохранение зависит чаще всего от градообразующих предприятий. А они — бывает такое — или стоят, или обанкротились. О каком здравоохранении может идти речь, если медицинские работники зарплату вовремя получить не могут?…
Посмотрите на систему финансирования сегодняшней медицины. Сегодня это — часть федеральных средств, часть — областных, часть — муниципальных. Именно поэтому нередко не хватает денег на новую аппаратуру, лекарства, приведение в порядок той же системы вакцинопрофилактики.
Поэтому причиной тех болезней, которые вы назвали выше, на мой взгляд, являются отсутствие вертикали здравоохранения, и, в частности, системы вакцинопрофилактики. Отсюда — и снижение рождаемости, и рост смертности — все это звенья одной цепи.
С моей точки зрения, здравоохранение в России должно быть единым, государственным, а все существующие проблемы должны решаться на общефедеральном уровне.
— Другая существующая проблема — увеличение числа ВИЧ-инфицированных. Что, на Ваш взгляд, может снизить уровень заболеваемости?
— ВИЧ-инфекция, и это нужно сегодня откровенно признать, напрямую связана с наркоманией. Пропаганда половой распущенности, разврата, культ секса — ведь все идет отсюда!
Мы не были готовы к тем изменениям, которые произошли в стране. Ведь что такое демократия? — это, прежде всего, культура. Культура и законопослушание. Нет культуры — нет и демократии.
Уверен, что рост количества ВИЧ-инфицированных и наркоманов происходит от бескультурья и чувства вседозволенности. Раньше, каких-то 10 лет назад, за употребление наркотиков можно было получить 6–7 лет тюрьмы, а за сбыт и распространение — от 10 до 13. А что мы видим сейчас? Полную безнаказанность! Это и привело сегодня к такому росту и ВИЧ-инфицированных, и наркоманов.
У нас дошло до того, что лицо, употребляющее наркотики, сегодня и наркоманом-то назвать нельзя! Почему-то полагается их ублажать, уговаривать, перевоспитывать… А наркоманы при этом смеются нам в лицо, видя нашу беспомощность!
Считаю, что пока в стране не будет дисциплины, порядка и культуры — все усилия и деньги, выделяемые на различного рода программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией и наркоманией, будут потрачены даром и не дадут никакого эффекта.
— И все же, где искать выход из сложившейся ситуации с ростом наркомании? В чем он — лечении, профилактике, введении смертной казни за распространение наркотиков?
— Здесь нужно ясно осознавать: да, сегодня есть больные, которые хотят лечиться. Молодежь в этом отношении далеко неоднородна. Есть просто психологически слабые, податливые люди, которых втянули в употребление наркотиков. Вот их-то сегодня и нужно лечить. Далее: в обязательном порядке должны быть приняты меры, направленные на профилактику. Обойтись без этого сегодня просто нельзя.
И совсем другое отношение должно быть к лицам, которые занимаются сбытом и распространением наркотиков. В отношении к этим людям — я за самые жесткие и решительные меры.
За примерами далеко ходить не надо. Возьмите Узбекистан — там сегодня принимаются жесточайшие меры к распространителям наркотиков! А что происходит у нас?
Ведь сегодня те, кто занимаются наркобизнесом в России, не ищут себе в жертву молодых людей из малообеспеченных семей. Они выбирают детей и подростков из семей состоятельных — бизнесменов, директоров предприятий, научных работников… После того, как дети стали наркоманами, их родители уже не могут приносить пользу обществу. Происходит подрыв государства, подрыв его устоев! А мы в это время играем в демократию, и боимся, как бы не потерять лицо перед Западом.
Пора понять: страна только тогда может быть сильной, когда здорова ее ячейка — семья. Нет крепкой, здоровой семьи — нет и сильного государства. А о какой силе нашего государства может идти сегодня речь, если наркомания подтачивает самые его устои — генофонд нации?
— И последний вопрос: Александр Федорович, как сегодня, с Вашей точки зрения, на рост количества ВИЧ-инфицированных и наркоманов может повлиять открытие пунктов по раздаче и обмену шприцев?
— Я уже говорил выше: в отношении наркомании я сторонник решительных и жестких мер. Сначала нужно наведение элементарного порядка, а уже потом — принятие каких-либо программ.
Возьмите ситуацию, когда раньше, лет 15–20 назад, за употребление наркотиков чуть ли не в 24 часа отчисляли из вуза. А что сейчас? Ведь наркоманов полно почти в каждом институте, каждом общежитии! И здесь страшным для всех нас является то, что вузы будут заканчивать специалисты-наркоманы с высшим образованием. Вы только представьте: инженер-наркоман, наркоман-педагог… Это же страшная вещь! Специалист не может быть наркоманом, его нужно сразу же отчислять из вуза!
Что касается программы открытия пунктов по обмену шприцев, то мне кажется, что здесь мы должны идти своим путем, а не оглядываться на Запад. То, что может быть полезно для них, может оказаться бесполезным и даже вредным для нас. И в этом отношении я вполне солидарен с позицией мэра Нижнего Тагила Н. Диденко, запретившего в своем городе такие пункты.
Помимо этого, любая программа, в том числе и по обмену шприцев, должна быть эффективной. Нет эффекта — значит, программа бесполезна. Ведь открытие тех же пунктов по раздаче шприцев — а дальше-то что? Где гарантия того, что через пять лет будет хоть какой-то результат? А если и через пять лет ничего не изменится, нам что, приниматься за другую программу? Мы ведь скольких людей за это время потеряем!…
Другой аспект этого вопроса — у нас сегодня заслуженный человек, пенсионер, нередко ветеран — и то не имеет права на бесплатные шприцы, при всей своей скудной пенсии. А здесь наркоманам — все бесплатно: берите, пользуйтесь!… Это, с моей точки зрения, и порождает чувство безнаказанности в употреблении наркотиков.
Заканчивая ответ на ваш вопрос, скажу в заключение, что, по крайней мере, на сегодня, на фоне всех ныне действующих программ, я вижу только рост числа наркоманов и ВИЧ-инфицированных. Больше ничего. Ведь только один наркоман успевает втянуть в свое гибельное занятие сотни человек!
И если уже говорить о каких-то программах по оздоровлению нашего общества, то любая из них должна быть эффективной. Если не на 70 %, то хотя бы на 50. Нет эффективности — значит, нужно эту программу менять.
На мой взгляд, сегодня гораздо более эффективным было бы ведение пропаганды здорового образа жизни, если угодно культа здоровья. Вместо этого у нас сегодня процветает культ наркотиков, культ секса, культ пива… И, к великому сожалению, — это норма нашей сегодняшней жизни.
Уверен — сегодня такое положение дел нужно менять. Причем, на уровне государственной политики и в срочном порядке.
Беседу вел Ю. Анипченко
1. Общие положения.1.1 Центр социальной реабилитации Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее по тексту — Центр), является структурным подразделением Екатеринбургской епархии.
Отец Димитрий, здравствуйте!Надеюсь, что вы меня помните, я вам писал письмо по поводу статьи в вашей газете о смертной казни для наркоторговцев.Честно сказать, я не ожидал увидеть своё письмо напечатанным в газете.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.