Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Утро 16 июля. Несмотря на то, что день еще только начался, у памятного Креста на месте гибели Царской Семьи уже лежат первые цветы. Их принесли сюда те, кто с раннего утра идет отдать дань памяти и поклониться Святым Царственным Страстотерпцам — последнему российскому императору Николаю II и членам его семьи.
Цветы у подножия Креста — разные, от самых простых до дорогих букетов, видимо, купленных в цветочных салонах. Люди, которые их сюда принесли, также самые разные. Среди них — совсем молодые, как вон те школьницы старших классов и стоящие неподалеку от них безусые студенты. Есть и люди, убеленные сединами, глубоко пожилые. Многие пришли сюда семьями, с маленькими детьми и даже внуками.
Ближе к вечеру, через каких-нибудь несколько часов, это место будет буквально заполнено народом. А люди будут продолжать идти и идти. Средства массовой информации, как российские, так и зарубежные, сообщат потом, что такого количества народа к месту российской голгофы в Екатеринбурге еще никогда не собиралось. Но это потом.
А пока — здесь относительно свободно. Среди пришедших можно видеть немало людей, одетых по-дорожному, с рюкзаками и котомками за плечами. Это — паломники, которые приехали сюда из многих уголков России. Приехали, чтобы поклониться Святым Царственным Страстотерпцам и принять участие в ночном богослужении на месте строящегося Храма-на-Крови.
Часовня во имя святых преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары заполнена до предела. Помещение небольшое, поэтому пришедшие сюда стараются не задерживаться. Подходят к иконам, ставят свечи, молча молятся, уходят, давая место другим.
Внутри часовни сегоня читаются акафисты и поются тропари. Так будет весь день, до самого вечера. А с икон, залитых золотистыми лучами солнца, падающими сквозь боковые оконца часовни, на всех приходящих сюда торжественно и печально смотрят лики Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
…Уже к девяти часам вечера того же дня на месте убийства Царской Семьи собираются многие сотни людей. Вновь, как и днем, сюда приходят по одному, по двое, по трое, нередко — целыми семьями. Возле Креста полощутся разноцветные стяги знамен. Среди них можно видеть нынешний государственный российский бело-сине-красный триколор, андреевский флаг с диагональным крестом, славный своими морскими традициями, и, конечно же, — монархический, золотисто-желто-черный, с двуглавым орлом. Именно поэтому кажется, что сегодня здесь тесно переплелось как прошлое, так и настоящие в судьбах России.
А число подходящих сюда людей все растет и растет. Подъезжают все новые и новые легковые автомобили, микроавтобусы и автобусы с иногородними номерами. Уже все подножие памятного Креста буквально усыпано цветами.
Хор из полутора десятков певчих прямо здесь, в гуще народа, стройно и слаженно исполняет церковные гимны. За ними звучат “Славься”, “Боже, царя храни”, а потом — песни Жанны Бичевской, посвященные памяти Царской Семьи. Атмосфера вокруг — торжественная, радостная и немного печальная. Да и может ли в этот вечер быть по-другому?
У многих из пришедших сюда на груди — деревянные и бумажные иконы с изображением святого Царя-Страстотерпца Николая II и его семьи. Несмотря на поздний час, среди взрослых можно увидеть много детей, иногда — совсем маленьких. И хотя многого происходящего вокруг они объяснить не могут, своей чистой детской душой все-таки понимают: здесь происходит что-то большое и торжественное.
…А люди все идут и идут. Небольшая площадь возле Креста и часовни уже не может вместить всех пришедших сюда, и широкая людская река начинает перетекать ко входу строящегося Храма-на-Крови. Прямо здесь, под открытым небом, расположились церковные палатки, где можно увидеть множество разных икон с изображением Царской Семьи.
Только сейчас, когда на строительную площадку можно свободно пройти, есть возможность увидеть будущий Храм-на-Крови вблизи. Уже почти закончено строительство первого этажа, и уложены потолочные перекрытия. Пройдет еще немного времени — и ввысь взметнутся белоснежные своды, увенчанные золотистыми куполами, а окрестность огласит малиновый колокольный звон. Но это — позже. А пока — церковная служба будет проходить прямо здесь, в пока еще строящемся храме.
…Близится полночь. Возле часовни святой великомученицы Елисаветы — большое количество священников в праздничных, золотистых ризах. Совсем скоро сюда приедет Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Именно он и будет вести сегодня Божественную Литургию. А в воздухе — ощущение какой-то неземной благодати и чувства сопричастности к чему-то важному, значимому.
Что объединило в эту ночь пришедших сюда людей? Какие чувства, мысли и эмоции испытывают они сейчас? Кто для этих людей они — Святые Царственные Страстотерпцы? С этим вопросом мы обратились к самым разным людям, без различия пола и возраста. И вот что они нам рассказали.
…Тамара Васильевна из Перми, пенсионерка: “Я посещаю это место не в первый раз. А приехала сюда потому, что мы уже побывали здесь, на царском месте, в декабре прошлого года.
Нам очень здесь понравилось. И в особенности — то место, где сейчас строится храм. Когда нас пригласили сюда приехать близкие нам люди, наша душа откликнулась. Полгода мы жили в ожидании этого! И слава Богу, что Он сподобил нас посетить Екатеринбург в эти святые для нас дни.
Много ли нас приехало сюда из Перми? Очень много! Кто-то шел с Крестным ходом, а большинство добирались поездами, автобусами и электричками.
Эта ночь для меня — ночь покаяния. Все мы должны покаяться, хотя бы ради наших детей и внуков. Ведь сейчас нет ни одной семьи, где бы матери ни плакали о своих чадах — везде горе, везде нестроения! И этот Крест, Крест покаяния, он сейчас на всем русском народе лежит.
Были ли случаи помощи от Царственных Страстотерпцев? Конечно. Царь-батюшка Николай — он ведь всем помогает! Чудом является даже то, что мы сейчас здесь. А ведь могло случиться так, что и не приехали бы”.
… Молодая семья из трех человек. Говорит Евгений Анатольевич, предприниматель: “…Мы пришли сюда всей семьей. Все — православные, верующие, вот потому мы и здесь. Царь-Страстотерпец Николай для меня — это символ. Символ возрождения России. Когда все поймут это, тогда можно будет многое понять из прошлого и будущего России”.
К разговору присоединилась жена нашего собеседника, Ольга Николаевна, педагог: “…Я думаю, что возрождение России начнется именно с этого места, символа покаяния. И произойдет это тем быстрее, чем больше будет прививаться любовь к православной вере. Прежде всего — у детей, начиная с раннего возраста. И делать это нужно, начиная с семьи”.
Учащаяся колледжа Ксения: “…Меня сюда как будто что-то тянет. Я даже не знаю, как объяснить это словами… Но прихожу сюда я очень часто.
Иногда говорят, что сейчас молодежь ничего не интересует. Я думаю, что это совсем не так. Когда мы в прошлом году работали на раскопках Ипатьевского дома, я видела там очень многих молодых людей — и парней, и девчонок. И пусть некоторые из них еще не пришли к православной вере, уже одно то, что они интересуются нашим прошлым, многое значит. Кстати, очень много молодежи я вижу здесь и сегодня, в годовщину убийства Царской Семьи. А значит, у России есть будущее”.
Говорит участница Крестного хода из Перми Анна Егоровна, 40 дней шедшая пешком: “…Прежде всего, я испытываю чувство неописуемой радости — то, что мы сейчас здесь. Дорога была непростой, но мы, несмотря на все трудности, все-таки преодолели их и прибыли сюда.
Царственные Страстотерпцы — это молитвенники за нас, и этим все сказано. Их молитвами мы и дошли сюда. Они всегда за нас молятся, я в это верю…”
А вот что рассказала нам мама трех симпатичных девчушек мал-мала меньше, назвавшая себя Ольгой: “…Я постоянно сюда прихожу. Для меня это — как воздух. Это даже трудно выразить словами…
Здоровье у меня не очень крепкое. Но когда побываю здесь, постою, то целый день чувствую себя здоровой, уже что-то могу делать. Мы с подругой постоянно здесь молимся — за своих мужей, за детей. И благие изменения в нашей повседневной жизни чувствуются практически сразу, порой мгновенно”.
…Много позже, по окончании Крестного хода, на месте уничтожения останков Царской Семьи своими мыслями, чувствами и ощущениями с нами вновь поделятся самые разные люди.
Они преодолеют непростой двадцатикилометровый путь, преодолеют его с радостью и терпением.
А сейчас стрелки часов стремительно приближаются к отметке 12.
…И вот наступает полночь. Над Екатеринбургом сгустились сумерки, но здесь, в строящемся Храме-на-Крови и вокруг него, светло. Светло от горящих свечей и светящих прожекторов. Ровно в полночь тишину прорезает стройное церковное пение. Начинается Божественная Литургия, которую в сослужении со священниками Екатеринбургской епархии совершает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Многие из присутствующих опускаются на колени, другие молятся стоя. Есть здесь и те, кто еще не пришел к православной вере. Но сейчас не это главное. Главное — что они здесь и тоже чувствуют себя сопричастными к этому великому и торжественному событию.
…Рядом со мной останавливается мужчина и, немного смущаясь, спрашивает, как быстрее всего дойти до железнодорожного вокзала. Чувствуется, что ему совсем не хочется уходить отсюда — ведь служба еще только началась.
Объяснив ему, как дойти до вокзала, в коротком разговоре узнаю, что в Екатеринбурге он проездом, а в интервале между двумя поездами специально пришел из зала ожидания сюда, к царскому месту. “Жаль, что не могу быть до конца службы, — говорит он. — Но на следующий год я снова сюда приеду. Обязательно. И не один — с семьей”. И совсем уже неожиданно заключает: “А храм этот будет у вас замечательный. Это уже и сейчас видно”.
…А Божественная Литургия идет своим чередом. Как это ни странно, к храму подходят все новые и новые люди. Как они добирались сюда в два часа по полуночи, знает один только Бог. Значит, велико было их желание быть здесь и именно в это время.
Видно, не зря говорят, что чудеса совершаются на наших глазах. Удивительно, но факт: с самого начала службы, когда начинает петь церковный хор, идет легкий, ласковый, теплый дождик. И, кажется, будто все вокруг покрывается какой-то небесной росой и неземной благодатью.
Между тем Литургия близится к концу. Среди верующих, пришедших сюда в эту ночь, находятся и те, кто хочет причаститься. Сейчас они здесь и терпеливо ждут того момента, когда смогут подойти к Святой Чаше.
Наступает время, когда с проповедью к собравшимся обращается отец Геннадий Ведерников, настоятель храма Александра Невского, что в Нижнем Тагиле. Горячо и проникновенно он говорит, что сегодня мы вновь должны вспомнить о том, какой духовный подвиг совершила Царская Семья, добровольно взойдя на екатеринбургскую голгофу; о том, что, получив небесные венцы, Святые Царственные Страстотерпцы теперь молятся за всех нас, помогая нам своими небесными молитвами. Наконец, что будущая судьба России находится под промыслом Божиим, и прийти к ее духовному возрождению можно только путем покаяния.
Трудно найти более проникновенные слова. Кажется, что они, как зерна спелой пшеницы, падают на благодатную и подготовленную почву, в сердца слушающих слова проповеди людей.
…И вот наступает кульминация Божественной Литургии — начинается Святое Причастие. Со сложенными крестообразно на груди руками люди смиренно подходят ко Святой Чаше и благодарно принимают причастие. Многие готовили себя к этому светлому дню постом и молитвой, и сейчас на их лицах — нескрываемая радость.
…На часах — половина четвертого ночи. Звучит благодарственная молитва по Святому Причащению; люди подходят к Кресту. Кажется, что широкая многоводная река вышла из своих берегов — такое множество людей вышло, и все еще выходит из строящегося Храма-на-Крови.
И вот — начинается Крестный ход. Процессию возглавляет сам Владыка Викентий, вместе с ним в голове Крестного хода — священники Епархии с хоругвями и иконами. Вслед за ними идут многие их тех, кто пришел к храму в эту ночь.
…Уже позже работники ГИБДД скажут о том, что в Крестном ходе участвовало более чем полторы тысячи человек. Всего же на ночное Богослужение в память Святых Царственных Страстотерпцев собралось около трех тысяч. Такого стечения народа Екатеринбург еще не знал.
По ночным улицам Крестный ход направляется к Ганиной Яме — месту уничтожения останков Царской Семьи. Сейчас там уже построен монастырь во имя Царственных Страстотерпцев, и все спешат туда, чтобы совершить молитву и там. Но перед этим участникам Крестного хода предстоит пройти долгий путь.
Путь длиной в восемнадцать с лишним километров.
Последний печальный путь Царственных Страстотерпцев той злодейской ночью с 16 на 17 июля 1918 года.
Среди тех, кто решил пройти Крестным ходом, можно было встретить самых разных людей. Были здесь и совсем молодые люди, и довольно пожилые. Можно не верить этому, но автору этих строк довелось увидеть и совсем еще молодую маму с двумя детьми, держащими ее за руки, и пожилых бабушек, опирающихся на палочки… Что двигало ими, что давало силы идти, особенно тогда, когда до Ганиной Ямы оставалось еще несколько последних, но очень трудных километров по раскисшей от дождя грунтовой дороге?…
И ведь никто не упал духом! Почти всю дорогу раздавалось пение тропарей, вслух читались молитвы, и никто не жаловался на усталость. Это ли не чудо? Это ли не знамение того, что наш русский народ все сможет, если в сердце его всегда будет теплиться светоч веры?…
И вот, наконец — окончание пути. Крестный ход приближается к монастырю. Воздух здесь напоен каким-то особенным, неземным ароматом. Это отмечали практически все, кто пришел сюда ранним утром 18 июля. Без малого четыре часа шли сюда люди, чтобы отдать дань памяти Царю-Страстотерпцу и членам его семьи…
Многие из участников Крестного хода тут же отправляются к памятному Кресту, установленному на месте уничтожения останков святых. Практически все, перед тем как приложиться к Кресту, опускаются на колени. Некоторые молятся со слезами на глазах. И, тем не менее, многими владеет чувство радости. Радости, которую трудно описать словами — ее нужно почувствовать. Может быть, оттого она, что именно здесь соединилось земное и небесное?
Именно тут был ранее заложен и сегодня действует мужской монастырь во имя Царственных Страстотерпцев.
На дороге, ведущей к этому храму, вижу пожилую женщину с рюкзачком за плечами. Лицо — в глубоких морщинах, а глаза — удивительно молодые, ярко-синие. Радостно улыбаясь, она низко кланяется всем проходящим мимо нее, как будто встретила добрых друзей или старых знакомых. Подхожу ближе, здороваюсь. Узнаю, что зовут ее матушка Людмила, а сама она приехала издалека. Спрашиваю — чем является для нее сегодняшний день?…
“Утро нынешнее для меня — безусловно, праздник, да еще такой великий!… И вчерашний день, и сегодняшний — ничего другого не чувствую, кроме радости! Сама я из Перми, добиралась одна.
Нужно ли нам каяться и в чем? Безусловно, нужно! В недобрых делах, в неведении веры православной… Каяться и за тех, кто не смог сам сюда прийти. А ведь мы должны просить прощения за всех и за всех молиться. Так Господь повелевал, так и Царь-Страстотерпец Николай делал… Молиться нужно, чтобы вымолить ту благодать у Бога, которая должна быть у русского народа.
Ведь русский народ, русское православие должны возродиться во всей своей силе. Я в это очень, очень сильно верю…
Были ли случаи помощи от Царственных Страстотерпцев? Безусловно. Они были, есть, и будут. Пока я сегодня добиралась, мне было везение абсолютно во всем. И такая удивительная легкость во всем теле! Как будто я помолодела лет на двадцать. И вы знаете — здесь совсем исчезает усталость. Дома после стольких усилий я бы уже и не знаю, что со мной было, а здесь — такая бодрость! Ведь и вчера весь день я на ногах, и всю ночь — и хоть бы капелька усталости. Разве это не чудо?…”
В эти чудесные дни встретил я и других удивительных людей. Вот рассказ матушки Тамары, так она просила ее называть.
“Царские дни для меня — радость. Радость оттого, что наконец-то возрождается Русь Православная. Десять лет назад, когда я пришла к вере, о Боге никто не хотел и слушать. И когда возникал разговор о Царской Семье, говорили, что никто в этом не виноват…
И вот только в последнее время мы начали признавать свою вину перед Царем-Страстотерпцем Николаем. Конечно, никто из нас, нынешних, не совершал это ужасное преступление. Но виноваты мы тем, что продолжали грех предков — своим почитанием ложных богов, маловерием, безбожием. И сейчас мы должны только оплакивать то, что мы жили без Бога, поклоняясь при этом идолам.
Ведь все и раньше знали, что Царскую Семью убили. Но сердце наше не содрогалось при мысли о том, что убили ни в чем не повинных людей.
Я молюсь Царственным Страстотерпцам уже три года и получаю от них помощь. Было время, когда я осталась совсем без средств к существованию. Но по их молитвам помощь ко мне все-таки пришла: я стала получать пенсию. Я благодарна и Господу, и Божией Матери за то, что по молитвам Царственных Страстотерпцев Они помогают мне во всем”.
…Неподалеку от храма во имя Царственных Страстотерпцев вижу группу молодых ребят — парней и девчонок. Один из них держит в руках знамя с изображением Георгия Победоносца. За плечами — тяжелые рюкзаки, одеты явно по-походному. Подхожу ближе, знакомимся.
“Мы приехали в Екатеринбург из Санкт-Петербурга, — рассказывает Роман Александров, командир дружины “Невская”. — Приехали специально на Царские дни, а сюда, как и все, пришли с Крестным ходом.
Наша дружина — это православная часть всероссийской организации юных разведчиков, или, как нас еще называют, скаутов. Эта организация была создана еще в 1909 году, и в нее входил юный царевич Алексей. Заново наша организация возродилась 10 лет назад.
Здесь, в Екатеринбурге, нас принимает молодежный отдел Епархии и подразделение нашей дружины, недавно тут созданное. В наш устав входят такие важные положения, как вера в Бога, преданность Родине и помощь ближним.
То, что мы приехали сюда на Царские дни, для нас — большая радость. Побывать здесь — долг каждого православного человека”.
Поневоле подумалось: если у России есть сегодня такая молодежь, значит, есть у нее и будущее.
…Свое отношение к происходящим в эти дни событиям, связанным с поминовением Царской Семьи, в интервью “Православной газете” выразил глава Екатеринбургской епархии, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий:
“В прошлые годы к этому событию тоже относились с особым благоговением и прилежанием, — говорит Владыка Викентий. — Однако никогда еще не было такого огромного стечения людей, как в этом году. Думаю, это связано с тем, что сегодня для нас это не дни скорби, а дни праздника. Ведь в прошлом году наша Церковь причислила к лику святых всю Царскую Семью. И сегодня мы почитаем их как Святых Царственных Страстотерпцев.
Далеко не случайно, что в эти дни сюда пришли люди из всех уголков России, включая ближнее и дальнее зарубежье. И сотни верующих шли пешком около 20 километров на Ганину Яму, к месту последнего упокоения Царской Семьи. Это говорит о том, что люди прониклись любовью к Царственным Страстотерпцам. Ведь сегодня они, Святые Страстотерпцы, имеют дерзновение перед престолом Божиим и своими молитвами помогают нам в несении наших жизненных трудов и подвигов на этой земле.
Мы говорим, что эти дни — праздник для всех верующих людей, хотя эти дни — и дни скорби. Ведь именно в ночь с 16 на 17 июля было совершено это ужасное злодеяние. Но вместе с тем это и праздник — праздник торжества добра над злом. Мы радуемся, что Царственные Страстотерпцы своей мученической кончиной победили зло. До конца своих дней они несли в своей душе светоч Православной Веры, не отрекались от своей верности Богу и Церкви. Эта победа добра над злом и есть для нас истинный праздник.
…Каждый православный христианин здесь, на земле, должен жить так, чтобы достигнуть Царствия Божия. Когда мы видим, что такие люди, как царь Николай и члены его семьи достигли этого Царствия, мы радуемся. Они до самой кончины остались верны своей вере и Богу. И именно за это Господь и увенчал их небесными благами, страстотерпческими венцами”.
А вот что рассказал нам о своих ощущениях в дни поминовения Царской Семьи отец Александр Ураков, настоятель храма Во имя Вознесения Господня.
“…Думаю, все те, кто пришел на ночное богослужение в ночь с 16 на 17 июля, наверняка чувствовали то, что в полной мере ощутил и я сам — ощущение прикосновения с чем-то великим, торжественным. Во время этой службы особенно остро ощущался промысел Божий, и Его воля в судьбе России.
Со времени мученической кончины Царской Семьи прошло уже 83 года. И только по промыслу Божию могло произойти то, что происходит вокруг Царской Семьи сейчас.
Ведь в данное время многие ждут духовного возрождения нашей страны именно отсюда, с российской голгофы. И в эту ночь явственно ощущался очень мощный духовный подъем всеми теми, кто был на этой соборной службе.
…Почитание Царя-Страстотерпца Николая с годами разрасталось. И сейчас все больше и больше народа обращаются к нему, как к святому угоднику Божию. Это говорит о том, что после 83 лет вавилонского плена наш народ вновь обращается к своим духовным истокам, своим исконным корням”.
…В эти святые для многих дни урочище Ганина Яма посетили члены областного правительства и представительства Президента РФ в УрФО. В числе других свое отношение к происходящим событиям выразил первый заместитель представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе В. Туманов.
“…Наверное, наступает время понять, что любое дело, — будь то строительство дома или строительство государства, не может основываться на фундаменте, замешанном на лжи. И то, что сейчас по всей России происходит почитание Царской Семьи как Святых Страстотерпцев, яркое тому подтверждение”.
…Заканчиваются Царские дни. Дни поминовения последнего российского императора и членов его семьи, ныне прославленных Православной Церковью в чине святых страстотерпцев.
Пройдет еще немного времени, и на месте злодейского убийства вознесется Храм. Храм всенародного покаяния и надежды. Надежды на скорое духовное возрождение России.
…Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!
Георгий Дудаков,
специально для “Православной газеты”
Екатеринбург — урочище Ганина Яма — Екатеринбург
16–18 июля 2001 г.
Екатеринбург, 17 июля, «Православная газета». Более двух тысяч человек приняли участие в ночном богослужении на месте убиения в Екатеринбурге Святых Царственных Страстотерпцев. Служба, которую возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в сослужении около ста священников
Екатеринбург, 16 июля, «Православная газета». В здании музея «Литературная жизнь Урала XIX века» (ул. Толмачева, 41) открылась фотовыставка «Последний русский Царь».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.