Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (160) → Сотворим плод покаяния. Послание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к дню памяти Святых Царственных Страстотерпцев 17 июля 2001 года

Сотворим плод покаяния. Послание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к дню памяти Святых Царственных Страстотерпцев 17 июля 2001 года

№19 (160) / 8 июля ‘01

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

В этой теме:

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!
Измена

Екатеринбург, 13 июля, «Православная газета».

«Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Дорогие братья и сестры!

Наступает великий день торжества и надежды. Впервые на всех бескрайних просторах России за вечерним Богослужением 16 июля и затем 17 июля православный народ вознесет теплую молитву святым Царственным Страстотерпцам — царю Николаю, царице Александре, царевичу Алексию, царевнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии. Ныне день скорби и горечи постепенно становится для нас днем радостного упования, что славные угодники Божии, память которых мы будем впервые соборно совершать, горячим предстательством своим перед Престолом Господним умолят Творца Всяческих помиловать Землю Русскую и направить стопы наши к мирному житию по заповедям Его.

Наше упование поддерживают добрые приметы нашего времени, которые вам известны. Успешно продвигается строительство Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Уже полностью завершено возведение нижнего храма, где в ночь на 17 июля будут совершены две Божественные литургии — в полночь и в 4 часа утра. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в месте, где уничтожались тела мучеников, созидается монастырь во имя Царственных Страстотерпцев. В трех храмах обители состоятся в эту ночь Богослужения по полному монастырскому чину. От Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, в монастырь во имя Царственных Страстотерпцев пройдет Крестный ход, повторяя скорбный путь останков угодников Божиих. Верю, тысячи верующих придут в этот день, чтобы вознести соборную молитву о прощении грехов наших, о России, о ближних своих.

Не может не радовать нас и то, что заступничеством Пресвятой Богородицы, молитвами всех Новомучеников и Исповедников Российских прекратились ныне гонения на Православную Церковь. По милости Божией есть у приходов и монастырей ныне подлинные доброхоты-благотворители, помогающие осуществлять и расширять социальное служение Церкви в обществе. Все чаще вместо ставших привычными нам притеснений и угроз слышим мы от властей предержащих слова уважения и намерения помочь. Впервые за послереволюционные годы начата разработка концепции государственно-церковных отношений, и первый проект ее отмечен уважительным отношением к традиционным для нашего Отечества религиям, стремлением найти формы совместной деятельности Церкви и государственных органов ради блага России.

Однако в эти праздничные и трагические дни следует нам вновь задуматься о судьбах Отечества нашего, стоит нам нелицеприятно взглянуть в душу свою.

Вступая на путь страданий, отдаваясь в руки палачей, требовавших сперва его отречения, потом ареста, потом ссылки и, наконец, смерти, Государь Николай II записал в своем дневнике: «Кругом трусость, предательство и обман…" Задумаемся над этими горькими словами ныне прославленного угодника Божия. Не ими ли можно охарактеризовать и сегодняшнее время наше?

Мы знаем: многие грозные события предшествовали междоусобной бойне в Отечестве нашем. Шаг за шагом подтачивались в дореволюционной России устои нравственности, устои семьи, устои государства, сеялись семена разделений и злобы брата на брата, осмеивалось все святое и чистое. В сердцах человеческих накапливалась ненависть и стремление изменить свою жизнь любой ценой, даже ценой жизни других людей.

«Не в мирное, а безпокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время безсмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шата-ется, близко к падению», — предупреждал тогда святой праведный Иоанн Кронштадтский. — «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Цapя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга».

И эти грозные пророчества сбылись… Произошли в Отечестве нашем такие желанные для некоторых изменения, но для большинства народа жизнь не стала легче или привольнее, скорее наоборот.

Но даже тогда прадеды и деды наши, проявившие преступную беспечность, а потом ставшие жертвами гражданской войны и лагерей Гулага, и предположить не могли, что улицы российских городов заполнит самая бесстыдная реклама, что пьянство, проституция и наркомания будут преподноситься как норма жизни, что народ русский будет просто вымирать.

Мы не можем закрывать глаза на то, что десятки отнятых у верующих в годы гонений храмов по-прежнему находятся в поругании, что всякое слово обличения порока будет встречаться в штыки средствами массовой информации. Почему это происходит? На это есть один горький ответ.

Дважды — в канун 75-летия и 80-летия Екатеринбургской трагедии -Святейший Патриарх и Священный Синод с горечью и честно констатировали: «Грех цареубийства народом нашим не раскаян». Но в чем должно быть наше покаяние в грехе цареубийства? Недостаточно только сказать: «Да, грешен», «Да, жаль, что так получилось», «Раскаиваюсь». Надо не просто каяться, но сотворить достойные плоды покаяния, стремиться загладить грехи добрыми и благочестивыми делами.

Вновь и вновь надо нам вспоминать предупреждения духоносных старцев, что Россия лишь тогда возродиться, если вступит на путь чистой и нравственной жизни, если каждый из нас будет капля за каплей выдавливать из себя греховное и недоброе, если будет бережно взращивать в сердце своем и в душах ближних своих семена целомудрия, чистоты, добра, благоговения перед святыней. Если же нет — то будут нас ожидать те же, а то и более горькие беды.

И если мы не хотим повторения страшной трагедии междоусобной всероссийской бойне, начатой цареубийством, мы должны — с усердием и упорством, с молитвой и упованием — стремиться искоренить из наших душ, из нашей жизни все то греховное и страшное, что привело в свое время к цареубийству. Какое же это будет раскаяние в грехе, если нет у нас намерения изменить жизнь свою? Капля за каплей проникает грех в жизнь нашу, а мы не видим этого, не чувствуем, не опасаемся… И вновь отравляются сердца наши безразличием, безнравственностью, нерадением о по-настоящему духовной чистой жизни с Богом.

Что можем видеть мы ныне? Даже к великой святыне всего мира православного — чудотворной Почаевской иконе Пресвятой Богородицы — шли люди — равно и мужчины, и женщины — в непристойных, вызывающих одеждах, приступали к святыне без должного трепета и благоговения. Ведь, даже собираясь в гости, мы стремимся одеться соответствующим образом, чтобы не вызвать неудовольствие хозяев, что же мы не следуем этому доброму обычаю, направляясь в Дом Божий, готовясь обратиться с молитвой о помощи к Господу и Спасителю нашему, к Его Пречистой Матери? Стоит ли после этого удивляться, что не слышны Богу молитвы наши, что так тяжела и трагична жизнь народа нашего, что чаще слышим мы о новых трудностях и бедах, нас постигающих и ожидающих?

Дорогие братья и сестры! Не будем искать себе оправдания в том, что мы почитаем Царственных Страстотерпцев, что радуемся их прославлению, что мы стремимся сторониться дурного. Ибо всякий раз на вечернем правиле молитва святого Антиоха напоминает нам — «яко семя тли во мне есть».

Потому, если мы хотим по-настоящему почтить Царственных Страстотерпцев, нам надо изменить жизнь нашу. Не будем поддаваться искушениям мира сего. Не будем оправдывать себя тем, что так поступают другие, что «нас не поймут». Воистину по слову Евангельскому «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6, 21). Подобно первым христианам-мученикам, подобно Царственным Страстотерпцами и всем Новомученикам и Исповедникам Российским мы должны сделать выбор: что важнее для нас — твердо следовать путем спасительной Веры Православной или подобно сухим листья, оторвавшихся от родного корня, носиться по всем переменчивым ветрам новомудрствований и каждодневно умножающихся пороков человеческих? «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 6, 24).

Дорогие братья и сестры! Если мы почитаем себя православными, то будем стремиться очистить, оздоровить, возвысить все окружающее нас, действуя по слову Господа нашего, который сказал: «чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лк., 13, 20–21).

Ныне надо воспользоваться данным нам ныне шансом проповеди Евангельской среди ближних наших. Надо приложить свой труд ко всему, что способствует нравственному возрождению общества, искоренению в нем тех пагубных зерен греха, которые посеяны в душах. Необходимо создавать православные классы в школах и летние православные лагеря для наших детей и внуков; организовывать культурные фестивали, концерты, кружки, раскрывающие людям духовные красоты Православия; помогать развивать социальное служение Церкви, помогая больным, престарелым, обездоленным. Надо проявить твердость в борьбе с той беззастенчивой проповедью порока, которая звучит ныне. В этих благочестивых трудах есть место всякому из нас, а главное — они выводят нас и Родину нашу на спасительный путь несения Креста Христова.

Нам следует не останавливаться на том, что мы уже привычно делаем, а искать, где и в чем еще можем мы принести пользу ближним нашим, нашей Матери-Церкви, нашему многострадальному Отечеству. Именно пример такой подлинно православной жизни являет нам житие Царственных Страстотерпцев.

Потому вознесем в эти дни молитву Царственным Страстотерпцам, в нашем уральском крае мученическую кончину принявшим, чтобы дал нам Господь силу, терпение и крепость следовать жертвенным путем подобно этим угодникам Божиим, чтобы спасена и возрождена была Россия, ныне нравственно слабеющая в испытаниях, ей посланных, чтобы не услышать нам на Суде Страшном грозного обличения Господня: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Матф. 23, 29–33).

С Божиим благословением,
ВИКЕНТИЙ, АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 

В других номерах:

№22 (163) / 8 августа ‘01

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Изучение «екатеринбургских останков» будет продолжено

 

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Портрет Николая Второго замироточил

№20 (161) / 15 июля ‘01

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Более двух тысяч человек приняли участие в ночном богослужении 17 июля

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Чудеса по молитвам пред иконой Пресвятой Богородицы «Почаевская» во время ее прибывания в Екатеринбургской Епархии

Я, священник Димитрий Кузнецов, клирик храма при Епархиальном Духовном училище Екатеринбурга. Во время страстной седмицы у меня внезапно открылось внутреннее кровотечение почек. Был положен на обследование в госпиталь ГУВД.

 
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Измена

«Все то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к бытоулучшительной партии» — есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением Антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный океан

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс