Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (158) → 7 Июля - Рождество пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

7 Июля - Рождество пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

№17 (158) / 15 июня ‘01

Проповедь

Как рождались святые люди?

7 июля Церковь празднует день рождества Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Как известно, в православном календаре днем памяти того или иного святого наиболее часто является день его кончины — преставления ко Господу, знаменующий переход из жизни земной в Вечность. Отчего же день рождения Пророка и Крестителя Иоанна так особо выделяется в годовом круге богослужений Православной Церкви? Чем важен и поучителен для нас жизненный путь этого человека, имя которого нередко ставится наряду с именем Пресвятой Богородицы как провозвестника нашего спасения, соединяющего воедино две вехи человеческой истории, завершающего собою Ветхозаветную эру и открывающего эпоху Нового Завета? Величайший и один из наиболее почитаемых верующими святых, каким он был?

Открыв Евангелие от Матфея или Луки, мы увидим образ крайнего аскета, подвижника и воистину пророка: с ранних лет живший в пустыне «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3, 4). Святой Иоанн Златоуст, говоря о подвигах Предтечи Господня, обращает внимание на поражавшее современников удивительное терпение в трудах духовных и самой жизни Иоанна в пустыне: «Он не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом подобном, но, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь… Он обитал в пустыне, как на Небе… — подвижник благочестия, …достойный Неба. Притом он был таков, хотя еще не был разрешен грех, не прекратился закон, не была еще связана смерть, не были еще сокрушены медные врата, но когда имел еще силу ветхий закон…, а это и Христос поставляет в величайшую похвалу добродетели».

Приходившим к нему людям Иоанн говорил о неизбежности наказания за неправедную жизнь, призывая к покаянию во оставление грехов; не оставлял он без напутствия и совета нуждающихся в духовной помощи. Евангелист Лука отмечает, что многие из приходивших к Иоанну израильтян, томившихся в ожидании пришествия Мессии, помышляли о нем: «Не Христос ли он?». По-видимому, на подобные мысли их наталкивала и сама необычайность выбранного Иоанном жизненного пути, и очевидность проявившихся в нем с самого раннего детства духовных дарований, выраженная в словах «был глагол Божий к Иоанну» (Лк. 3, 2), указывающая также на особое предназначение проповедника и пророка. Тем не менее, на подобные вопросы Иоанн неизменно отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом святым и огнем» (Лк. 3, 16). Эти слова, несомненно, должны были напомнить хорошо известные израильтянам пророчества о скором пришествии Мессии и предшествующем ему появлении величайшего пророка, призванного подготовить народ к этому величайшему событию.

Так, например, пророк Исаия называл Иоанна «гласом вопиющего в пустыне» (Ис. 40, 3), а пророк Малахия высказывался еще более определенно, именуя его Ангелом, призванным приготовить путь пред Господом (Мал. 3, 1). Необычайное предназначение Божие Иоанн осуществил в полной мере, явив нам пример совершенного послушания Божией воле, о чем Сам Спаситель сказал позднее: «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7, 28).

Но не только взрослая жизнь и подвиги пророка могут поразить нас. Само появление на свет этого великого святого представляется знаменательным. Родители Иоанна, священник Захария и его супруга Елисавета, происходили из священнического рода, оба они были известны как люди праведной жизни, благочестиво исполнявшие закон Божий. Однако одно обстоятельство омрачало их семейную жизнь — дожив до преклонных лет, они не имели детей. Не только пожилой возраст, но и неплодность Елисаветы лишали чету какой-либо надежды на рождение ребенка.

Сильно усугубляло их скорбь по этому поводу особое отношение израильского народа к деторождению, считавшемуся знаком особой милости Божией, тогда как бесплодие воспринималось как позор и поношение. Ведь по обетованию, данному Богом еще Адаму и Еве, в числе их потомков должен будет родиться Спаситель мира, который сотрет главу змию (Быт. 3, 15). Это обещание спасения человеческого рода трепетно сохранялось, так же, как и последующее обетование, данное Господом Аврааму (Быт. 22, 18). В израильском народе считалось, что Спаситель будет происходить из династии рода царя Давида, от которого велась родословная его потомков. Неплодная Елисавета же, ставшая впоследствии матерью величайшего из пророков, происходила именно из этого рода. Нетрудно догадаться, как тяжело переживали Захария и Елисавета свою бездетность. Особенно тяжело было быть бесплодной женщине, поскольку окружающие воспринимали ее едва ли не как ненужное существо, не способное осуществить свое главное предназначение, как грешницу, наказанную Господом.

В Священном Писании немало примеров тому, какую скорбь и укоры от соплеменников терпели семейные пары за свою неплодность. Но были и случаи, когда, полагаясь на милость Божию и настойчиво испрашивая наследников в молитвах к Богу они получали просимое. Несомненно, что глубоко верующие Захария и Елисавета также просили об этом Бога. Время шло, и с наступившей старостью надежда сменилась отчаянием. Но вот однажды, совершая служение в святилище Иерусалимского храма, Захария увидел Ангела, сказавшего, что по молитвам Господь даст им сына, который будет «велик пред Господом». Ввиду преклонного возраста Захария не поверил сказанному, за что был наказан временной немотой. Однако напряженное ожидание рождения сына было вознаграждено, и у престарелых родителей родился сын, ставший Предтечей Мессии.

Такое чудесное появление на свет Иоанна Крестителя является ярким проявлением милости Божией к верующим в Него. И в этом смысле подобное событие сверхъестественно, его можно назвать чудом. Но немало таких чудес знает Священная История. Рождение и детство многих подвижников веры было ознаменовано чудесными обстоятельствами, многие будущие великие святые обязаны своим появлением на свет молитвенному подвигу, благочестивой жизни и нерушимой вере в Господа своих родителей.

Рассказывая о рождестве Иоанна Предтечи, невозможно не сказать о рождении Пресвятой Богородицы, святые родители Которой, праведные Иоаким и Анна, приходившаяся, кстати, родной сестрой Елисавете, испытали большие трудности, позор и поношение за долгое бесплодие. И таким же вымоленным у Бога ребенком родилась их Мария, ставшая впоследствии Матерью Спасителя мира.

Рождение детей, благословленное Богом в заповеди, данной основателям человеческого рода Адаму и Еве (Быт. 1, 27–28), осмыслялось как величайшее таинство не только в среде израильского народа. Благоговейное к нему отношение сохранилось у многих древних племен, однако, будучи Богоизбранным народом, хранителем Откровения Божия, израильтяне, ожидающие Мессию, придавали этому событию более глубокое религиозное содержание.

После пришествия в мир Спасителя и Господа Иисуса Христа христиане уже не ждут рождения Мессии, однако, трепетное религиозное отношение к тайне деторождения не исчезло. По-прежнему православные семьи воспринимают рождение детей как проявление Божией благодати, и так же немало в новозаветной Священной Истории примеров благочестивого отношения к этой стороне супружеской жизни. Так, например, из жития святого великомученика Димитрия Солунского мы видим, как его родители, огорченные отсутствием детей, усердно просили Господа даровать им наследника. Их искренние молитвы, дела милосердия и твердая вера были вознаграждены рождением сына, которого благочестивые родители, несмотря на гонения, воспитали в христианской вере, до конца исполнив свой христианский родительский долг.

Другой пример достойного отношения христиан к своим семейным обязанностям мы можем найти в житии Святителя и Чудотворца Николая, епископа Мирликийского. Его детство также было отмечено многими чудесными событиями, в которых многие угадывали необычное будущее мальчика. Несомненно, что во многом жизненный путь этого величайшего подвижника православной веры определили его благочестивые родители, которые за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и добродетели удостоились произвести на свет и воспитать будущего угодника Божия.

А кому не известно житие одного из величайших русских святых и чудотворцев — Преподобного Сергия, игумена Радонежского? Родители святого угодника, благочестивые Кирилл и Мария, известные своей добротой и милосердием, еще до его рождения убедились в том, что их сын станет великим подвижником веры. Еще находясь в утробе матери, ребенок чувствовал наиболее торжественные моменты литургии, а уже будучи младенцем проявил себя постником, отказываясь от молока по средам и пятницам.

Невозможно объяснить такое поведение младенцев и маленьких детей сознательной верой. Но по вере родителей Господь проявляет к ним свою особую милость.

Эти и многие другие жития святых наглядно показывают, каким должно быть отношение православных христиан к супружеским обязанностям и одному из важнейших предназначений семьи — деторождению. Мы видим примеры осознанного и ответственного отношения супругов, ставших родителями многих святых, к этому вопросу. И поэтому таким ли уж неестественно чудесным представляется рождение у них достойных детей? Желанные, ожидаемые дети, нередко данные по особым усердным молитвам к Богу (помните: «Просите и дано будет…»), могли ли они вырасти иными? Конечно, многое в своей жизни, как и все люди, они определили сами, но многое сделали для них и их родители, их молитвы и благочестивая жизнь, наверное, во многом ставшая жизненным примером.

Возникает вопрос: так ли невозможно все это в жизни современных молодых семей? Вовсе нет. Расскажу еще одну историю, произошедшую недавно с одной из моих знакомых.

Марина вышла замуж, и к еще недавней свадебно-венчальной радости общих знакомых вскоре добавилась еще одна — семья ожидает ребенка. Марина и ее супруг — верующие люди, поэтому рождения ребенка ожидали и с радостью к нему готовились. Все семейство посещало богослужения, участвовало в церковных таинствах. Но вдруг их постигло испытание — очередной визит к врачу обнаружил какие-то проблемы со здоровьем, угрожавшие как самому малышу, так и молодой матери. Было назначено лечение, потребовались и средства на него, которых у молодых семей, как это нередко бывает, недостаточно. Друзья и знакомые помогли, кто как смог, но главное, что в это трудное для молодоженов время они не остались, так сказать, в духовном одиночестве — молитвы за них читались не в одном храме и друзьями, и знакомыми священнослужителями.

Ситуация тем временем не улучшалась, и врачи стали предлагать Марине сделать аборт, поскольку положение становилось все серьезнее. На каждое такое предложение один за другим следовал ее отказ, пришлось сменить не одну больницу, где врачи, боявшиеся за жизнь пациентки и уверенные в необходимости аборта, предпочитали не иметь дела с опасной упрямицей. Но незадолго до положенного срока неожиданно дела стали поправляться, и вся эпопея завершилась благополучным рождением здорового малыша.

Эта история для верующих знакомых молодой семьи не нуждалась в комментариях, хотя, возможно, и существуют какие-то научные объяснения происшедшего. В любом случае вера в Бога и надежда на Его помощь, казалось бы, в безвыходной ситуации помогли молодым преодолеть трудности и сохранить жизнь своему ребенку.

Но, к сожалению, чаще мы можем видеть совершенно иные примеры. Сколько несчастных, нежеланных и никому ненужных детей рождается в так называемых «неблагополучных» семьях, рождается случайно, потому что «так получилось»? Какими вырастают такие дети, предоставленные сами себе, лишенные родительской заботы и любви, что видят они с ранних лет своей жизни? Пьянство, воровство, разврат, равнодушие взрослых… С детства буквально брошенные на произвол судьбы, во всем ли будут виноваты они сами, если впоследствии станут преступниками, или, возможно, такими же беспутными родителями своих детей? И потянется эта ниточка из поколения в поколение, и понадобится немало духовных сил и помощи Божией тому, кто захочет вырваться из этого страшного замкнутого круга. Мало ли видим мы беспризорных детей на улицах нашего города, вынужденных просить милостыню для своего пропитания, потому что родители забыли о них? Страшная картина…

А ведь ситуация подчас ненамного лучше и в “нормальных” семьях, где дети испытывают одиночество, а родители, лишенные прочной нравственной основы, которую дает Православие, ищут быстрого продукта некой «новой духовности» и в погоне за иллюзорными идеалами или ожиданием «лучших времен» забывают о своих прямых родительских обязанностях. Но вот пример как будто из другой жизни — благополучная преуспевающая семья, комфорт, достаток и покой. А дети? Они как будто таят в себе какую-то угрозу, готовы разрушить этот комфорт своим криком и пеленками… Не лучше ли отложить рождение ребенка «на потом», ведь так хочется пожить немного «для себя», в свое удовольствие… Много ли видим мы многодетных семей, где, казалось бы, есть для этого все условия? Ответ очевиден. И деторождение откладывается или, еще хуже, делаются аборты — страшное изобретение человеческого рода… И, к несчастью, многие и многие матери, решившиеся на убийство своего ребенка, даже не задумываются о том, что делают, воспринимая аборт лишь как неприятную, но по неведомым ей самой причинам необходимую процедуру.

До сих пор широко распространено мнение, что аборт вообще не является убийством — это лишь удаление некой ткани, из которой впоследствии развивается ребенок, а жизнь будто бы начинается с момента рождения. Такая дикая безграмотность поражает. Очень многое (и часто в действительности совершенно ненужное для жизни человека) сегодня мы узнаем из сообщений средств массовой информации, книг, рекламы и т. д. и т. п. — новые открытия, достижения человеческого разума — все известно нам. Не знаем мы лишь ценности человеческой жизни. Многие и многие матери и отцы, решающиеся на совершение аборта, потакающие преступным намерениям родственники находят оправдания в неустроенности быта, слабом здоровье, чрезмерной занятости на работе, да просто в том, что этот ребенок оказывается не нужен. Но чем оправдать убийство беззащитного существа, вся вина которого в том, что он хотел бы жить? Поразительное легкомысленное отношение к жизни и своим деяниям в ней стало нормой нравственности (впрочем, впору было бы сказать безнравственности), главным критерием которой стало достижение максимально легким путем максимального удовольствия от всех сторон жизни.

Сложившаяся печальная ситуация не может не вызывать сомнения в будущем народа, допускающего подобное отношение к детям, которые, как известно из справедливого лозунга совсем недавних времен, наше будущее. В условиях активного внедрения в российскую культуру этических ценностей западного образца (зачастую весьма сомнительных) возникает мысль, стоит ли бездумно принимать их, выбрасывая «за ненадобностью» все то старое-доброе, которое в действительности не стареет никогда, а лишь проверяется временем?

О великий и преславный Предтече и Крестителю Господень Иоанне, приими от нас ныне приносимое тебе моление и твоими богоприятными к Богу молитвами избави нас от всякого зла и вечныя изми муки, и наследниками Царствия Небеснаго соделай, да во веки поем Богу: Аллилуия.

Наталия Козынцева,
сотрудник Информационно - издательского отдела
Екатеринбургской епархии

 

В других номерах:

Проповедь

Макарий, Митриполит Московский: «Ныне много знания, но мало понимания»

Глагола Иисусу юноша: вся сия заповеди сохраних от юности моея (Мф. 19, 20).Евангельский юноша сохранил все заповеди: он не грабил, не прелюбодействовал, не воровал, отца и мать почитал, ближнего любил. Он сохранил заповеди

 
Проповедь

Эстетический беспредел или толерантность от лукавого

На факультете искусствоведения и культурологии Уральского госуниверситета, в выставочном зале Центра современной культуры открылась выставка. Выставка «Я Не Хочу Ненавидеть». Ее цель, по замыслу организаторов, «приучить людей к терпимости».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс