Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Глагола Иисусу юноша: вся сия заповеди сохраних от юности моея (Мф. 19, 20).
Евангельский юноша сохранил все заповеди: он не грабил, не прелюбодействовал, не воровал, отца и мать почитал, ближнего любил. Он сохранил заповеди, несмотря на то, что был молод, богат, облечен властью. Сколько поводов к нарушению той или другой заповеди, и, несмотря на это, он сохранил вся сия от юности своей!
Много ли таковых юношей можно найти в наше время? К сожалению, ныне не только трудно найти от юности соблюдающих заповеди, но мало и желающих вопрошать о том, как взойти в блаженную жизнь.
Есть ныне много школ, училищ, разного рода учебных заведений, средних и высших; со многими знаниями оттуда выходят; но исполнителей заповедей мало, юношей христиански добродетельных среди всех этих, много учившихся, найти трудно. Почему это так? Не потому ли, что ныне высоко ценится знание, но мало уважается благочестие? Ныне выше ценится опрятность тела — чистоплотность, чем чистота сердца. Простота и чистота души для света — ничего; ему нужно знание и искусство; и искусство требуется не всегда высоконравственного качества: иногда довольно бывает знать только искусство “величаться, искусство умнее всех казаться, приятно говорить”, чтобы заслужить похвалу людей века сего. Когда требуется правоспособное лицо для какой-либо должности, то от желающего занять ее не спрашивают, добродетелен ли он, верует ли в Бога; а требуют только, чтобы он имел свидетельство о правоспособности и умел бы исполнять свои обязанности. И награды здесь даются не за благочестие, а за усердие, искусство, за какие-либо гражданские доблести или даже только за отрицательные добродетели, за так называемую “неподсудность”. Быть может, бывает это так для того, чтобы, поощряя наградами доблести, но не добродетели, предоставить истинному благочестию обретать себе награду в себе самом; может быть, таким образом, хотят предохранить людей от лицемерной добродетели, каковую могли бы вызвать награды за благочестие.
Подобные условия предъявляют прислуге и рабочим, т. е., чтобы каждый знал свое дело, а добродетелей от таковых также почти не спрашивают. Если же требуется что-либо в этом роде, то разве только то, чтобы нанимаемый имел также некоторые отрицательные добродетели, да и тех немного, например: чтобы он не был вором, пьяницей, вообще не имел таких пороков, которыми он мог бы наносить ущерб хозяйскому имуществу; а благочестие и вообще нравственная чистота в условия найма не входят.
А так как ныне много ценится знание и уменье, но не ценится добродетель, приобретаемая продолжительным навыком, то и мало прилагается заботы о добром христианском воспитании юношества. В наше время благочестивый юноша — то же, что, золотая крупинка среди песчаной россыпи. Многие все воспитание детей ограничивают только заботой о сохранении их здоровья, о достаточном их кормлении и приличном, а иногда роскошном, одеянии их; а о воспитании их в добрых навыках, по христианским обычаям, заботятся весьма мало. Вследствие этого, некоторые дети из семейств являются в школу настолько нравственно-испорченными, что школа бывает уже не в силах исправить их. Хотя некоторые учебные заведения и заботятся о благоповедении своих питомцев, преподают им закон Божий, принимают меры против неблагонравия их, но все эти усилия школы о добром воспитании юношества остаются, большею частью, напрасными: семья и общество подавляют в сердцах учащихся то, что посеяно было школой. Так, например, молитвы, выученные детьми в школе, забываются дома, по выходе их из школы. Дети, ходившие в церковь под наблюдением учителей, перестают исполнять этот христианский долг по окончании учебных занятий. Почему? Потому, что в семьях, большею частью, этот христианский обычай не соблюдается; а там, где родители не молятся, и дети, естественно, не молятся. Еще более пагубное действие оказывает на молодое поколение общество, где молодым людям приходится вращаться. Если школа сеет в сердцах учащихся добрые семена зернами, то общество, товарищество, артель сеют злые семена полными горстями. После этого можно ли удивляться тому, что школа не может дать молодому поколению того доброго воспитания, какое было бы желательно.
Так как одна школа лишена возможности противопоставить достаточно сильный оплот против напора волн нечестия, начинающего проникать и в нижние слои нашего православного общества, то на дело воспитания должно быть обращено особенное внимание. Нельзя возлагать этого дела на одну школу: в нем должно принять самое близкое участие все христианское общество. А прежде всего на помощь школе должны прийти семья, родители. Школа может воспитывать только тех детей, которые вверены ее попечению. А сколько детей остается не поступившими и не могущими поступить в школу! Кто позаботится о воспитании их? Семья должна дать им воспитание. Нет сомнения в том, что все родители, более или менее, желают добра своим детям и желали бы видеть детей своих благовоспитанными. Но не все они знаюте, как этого достигнуть. Они, очевидно, сами нуждаются в советах, как должно воспитывать детей. Об этом христианском воспиташи детей мы, с помощью Божией, намерены побеседовать с вами, возлюбленные братия, в благоприятное время. А теперь кратко повторим сказанное, чтобы вы могли удержать это в памяти и извлечь для себя от слышанного пользу.
Ныне много знания, но мало воспитания. Воспитание, даваемое школой, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители и семейные не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни и благочестия, какие им преподают в школе. Поэтому на родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей науками, но и добром их воспитании. А для этого они должны учиться умению воспитывать детей.
Сегодня можно смело говорить о целой медиа-империи для детей и подростков. Причем империя эта вполне могла бы принадлежать печально известному господину Свидригайлову из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Не хочется тратить строки на цитаты из журналов «Сооl,» Сооl-giгl», «Yеs», «Вот так!», «Ровесник» и другие.
Как рождались святые люди? 7 июля Церковь празднует день рождества Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Как известно, в православном календаре днем памяти того или иного святого наиболее часто является день его кончины — преставления ко Господу
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.