Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (157) → Неслучайные встречи

Неслучайные встречи

№16 (157) / 8 июня ‘01

Литературная страница

В этой теме:

Литературная страница
Лидия
Литературная страница
Стол в доме

ТАИСИЯ

Долгожданный тридцать шестой автобус был переполнен. Я кое-как втиснулась в переднюю дверь и, щадя свою больную ногу, замерла в неудобной позе, ожидающе поглядывая по сторонам: вдруг кто-то будет выходить, и мне удастся занять освободившееся место. Мое внимание привлекла сидящая спиной большая фигура, занявшая почти два сидения и издающая какие-то звуки. По заношенной одежде и нескольким платкам на голове стало понятно — это бабушка. Она была чем-то очень раздосадована и непрерывно ворчала на стоящего рядом мужчину. Я прислушалась — чем же не угодил бабуле этот вполне приличный человек?

— Стоит, как вкопанный, не подвинется, мне даже сумку некуда поставить. Первый раз такое чудо вижу, — негодовала старушка и, как заведенная, повторяла эту фразу. Мужчина терпеливо сносил ее претензии, видимо, даже не вникая в их смысл. «Воистину христианское терпение» — мысленно оценила я его поведение. «А эту бабку куда несет нелегкая в час пик? Сидит, два места заняла и еще чем-то недовольна! В церковь она, конечно, не ходит, иначе не вела бы себя так в общественном транспорте, не действовала бы людям на нервы», -продолжала я свои мысли. Но не успела я так подумать, как эта бабушка поворачивается ко мне и говорит: «Ну что, сесть, что ли, хочешь? Иди сюда, я тебя к окну пущу». Ее слова меня очень удивили: во-первых, она сидит ко мне спиной, а во-вторых, почему именно мне предложила сесть?

Бабушка тем временем с трудом перевалила свое грузное тело на полсиденья, и я примостилась рядом. Она царственно повернула ко мне свою голову, и я наконец-то разглядела ее как следует: большие черные глаза, классический нос с горбинкой и четкая линия губ. Очевидно, в молодости она была красавицей, уверенной в себе и властной. Она обеими руками опиралась на костыль и с большим достоинством оглядывала окружающих.

— Меня Таисией зовут, — величественно сообщила она мне, не проявив, однако, никакого интереса к моему имени, чему я даже была рада — не люблю знакомиться в общественном транспорте.

— Не знаешь ли, милая, где мне выйти, чтобы попасть в аптеку на Гагарина? — спросила меня Таисия.

Я подробно, ну как же, мой родной район, рассказала бабуле, как ей доехать до аптеки. Тогда бабушка, с таинственным видом оглянувшись вокруг, наклонилась ко мне и заговорщическим голосом сказала: «Я тебе за твою доброту секрет открою — только в этой аптеке продаются таблетки, которые помогают от любой боли — хоть от головы, хоть от чего другого, и стоят они всего восемь пятьдесят». Она с такой гордостью сообщила мне об этом, как будто сама изобрела эти таблетки.

— Так что это за лекарство такое, как называется? — удивилась я.

— Не выговорить мне, — огорченно вздохнула бабушка и надолго замолчала. Наконец она решилась.

— Бхен, — выдохнула Таисия, — так я его называю. При этом она смутилась, как будто сказала что-то неприличное. Как ни странно, я поняла, что это за чудодейственные и дешевые таблетки.

— Ибупрофен? — спросила я.

— Да, да, — согласилась старушка, разочарованно и удивленно посмотрев на меня — откуда я знаю ее тайну.

Автобус подошел к конечной остановке, и я, попрощавшись с бабушкой, стала пробираться к выходу. Неожиданно моя знакомая перекрестила меня вслед и напутствовала: «Ступай с Богом, Ангела тебе, Хранителя».

— Вот тебе и неверующая — вспомнила я свой поспешный вывод — ведь такие слова можно услышать только от воцерковленных людей. Душа моя мгновенно откликнулась на эти, такие необходимые ей слова, и мне стало радостно, тепло и спокойно. Я выпорхнула из автобуса, забыв о своей больной ноге, и растворилась в людском потоке.

— Странно, — размышляла я, — еще полчаса назад — переполненный автобус, давка, плохое настроение. Что произошло?

— Ступай с Богом, Ангела тебе, Хранителя, — вспомнила я ласковые, самые дорогие слова, которыми одарила меня совершенно незнакомая, наверное, много скорбей претерпевшая, но доживающая свою жизнь с Богом в душе, пожилая женщина.

ЕЛИЗАВЕТА

Опять волею судьбы еду в тридцать шестом автобусе. На этот раз он пустой. Погода не радует — гололед, ветер, и я скверно себя чувствую. В автобусе много свободных мест, и я сижу. На одной из остановок две молодые девушки буквально втащили в салон маленькую толстую старушку на коротких негнущихся ногах. Я молча ей посочувствовала, так как предполагаю, что такие дни не за горами и в моей жизни. Старушка, однако, весело поглядывала по сторонам васильковыми глазами, блестевшими на румяном щекастом лице.

Удивительное сочетание телесной немощи и духовного здоровья, подумала я. Она осторожно прижимала к себе тряпичную сумку, оберегая что-то хрупкое в ней, и явно искала собеседника. Поймав мой взгляд, тотчас же разговорилась.

— Вот яйца везу внуку, он у меня студент, — гордо сообщила бабушка. Я понимающе кивнула.

— А ты где выходишь, доченька, — деловито осведомилась бабушка, продолжая разговор, — может, поможешь мне выйти, а то у меня ноги не гнутся?

Получив мое согласие, бабушка тотчас вручила мне сумку с яйцами, и мы с ней кое-как вывалились из автобуса. Наверное, это было зрелище: битый битого везет. Я попыталась распрощаться с бабушкой, но она цепко держала меня под руку.

— Пожалуйста, не бросай меня, переведи еще и через дорогу, — быстро говорила она и просительно-заискивающе заглядывала мне в лицо. А мне вдруг показалось, что я давно знаю это доброе, простое и такое родное лицо. Бабуля как будто угадала мои мысли и тотчас же ответила потоком ласковых слов.

— Тебя как зовут? А, Светочка, Фотина, значит, Фотиночка, я вижу, у тебя тоже ноги болят, у тебя тромбоз глубоких вен, — уверенно поставила мне диагноз бабушка Елизавета (так она представилась).

Я удивилась ее проницательности.

— Я тебе вот что скажу, — продолжала Елизавета, — смотрела я передачу по телевизору, так вот, главный врач шестой горбольницы сказал, что надо пить наш препарат, он тромбоасс называется, он намного дешевле импортного. Запомнила? Ну — ко, повтори. Я послушно повторила.

— Умничка, Фотиночка, — похвалила она меня. Я опять сделала попытку убежать, но бабушка Елизавета по-прежнему крепко держала меня под руку.

— Нет, подожди, Светочка-Фотиночка, — ласково упрашивала она меня, -я тебе еще не все сказала, — а от суставов надо пить другое лекарство. Она задумалась, вспоминая название.

— А, вот вспомнила, там есть слово такое — «нонна», ну чтоб тебе не забыть, вспомни Нонну Мордюкову.

Мне стало весело. На встречу я уже опоздала, поэтому решила выслушать все советы до конца.

Бабушка, уловив внимание к своим словам, вдохновилась.

— В общем, так, — звони в справочное и узнай телефон шестой горбольницы — зав. хирургическим отделением, и ему скажешь, что вот, мол, ты сама передачи не видела, а одна бабушка в автобусе тебе сказала, — учила меня баба Лиза.

— Ну-ко, повтори, — снова приказала она мне. И я опять покорно повторила.

— Потом старушка советовала мне, в какую церковь ходить и каким святым молиться о здоровье, обильно снабжая свою речь обращениями «Светонька-Фотиночка, а ну-ко, повтори», и такую простодушную радость и тепло излучали ее добрые глаза, что мне показалось, что я уже выпила все рекомендованные ею лекарства, и таким здоровьем наполнилось мое тело, и спокойствием — моя душа. Мы распрощались, как родные, пожелали друг другу много всего хорошего и, уже убегая, я услышала вслед знакомое «Иди с Богом, доченька. Ангела тебе, Хранителя».

Спустя некоторое время я обдумала эти две встречи, и возникла мысль, что они как-то связаны между собой, и отнюдь не случайны.

В глубине моей души живет тоска по двум моим родным бабушкам, которых уже давно нет в живых и с которыми я так мало успела пообщаться. Если бы можно было снова увидеть их родные лица.

Незабвенные вы мои — Олимпиада Федоровна — статная северная красавица с голубыми глазами, строгая, спокойная, молитвенная.

Татьяна Андреевна — подвижная, кареглазая, с черными, как смоль, волосами, до глубокой старости не тронутыми сединой, всегда в делах, говорящая с милым украинским акцентом, и очень ласковая.

Если бы вы знали, как я по вас скучаю! Может, ваши светлые души, дорогие мои бабушки, глядя из иного мира на свою уже немолодую внучку и, видя мою немощь, молятся за меня, и вот так, по их молитвам, посылает мне Господь утешение? Я верю в это.

Светлана МЕЛЕНТЬЕВА
Екатеринбург

 

В других номерах:

№20 (389) / 22 мая ‘06

Литературная страница

Рассказ «Сердце в подарок»

№15 (384) / 15 апреля ‘06

Литературная страница

Рассказ «Знамение»

 
Церковь и медицина

Как победить депрессию

Депрессия настолько расхожее слово в современном языке, что часто теряется точный смысл этого слова. На самом деле, пониманий депрессии несколько. Есть понимание психиатрическое, которое говорит, что депрессия вызвана нарушениями химического равновесия в мозгу больного.

 
Литературная страница

Лидия

Ах, какой большой грешницей была Лидия! В тридцать восьмом году хотела она незаметно унести с совхозного поля ржаные колоски. Заметили. И наказала ее земная власть, не скупясь, — на десять лет в лагеря отправила. И что власти до того, что тяжело было Лидии смотреть в голодные глаза двоих племянников-сирот, от умершей сестры оставшихся?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс