Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Депрессия настолько расхожее слово в современном языке, что часто теряется точный смысл этого слова. На самом деле, пониманий депрессии несколько. Есть понимание психиатрическое, которое говорит, что депрессия вызвана нарушениями химического равновесия в мозгу больного. В этом случае депрессию нужно лечить таблетками. Есть депрессия, понимаемая как результат неэффективных и болезненных отношений с окружающими. В этом случае депрессию надо лечить овладением навыками здоровых и добрых отношений. Есть понимание депрессии как результата незаметных ошибок в мышлении, либо неправильным мировоззрением на происходящее. Мы же под депрессией будем понимать накопившееся за длительный срок эмоциональное напряжение (стресс), которое вызвано неправильным отношением к миру и себе, что приводит к накоплению неудач и снижению внутренней гармонии в человеке.
Меру человеческого счастья можно выразить простой формулой. Это количество предпринимаемых человеком усилий для достижения некоей цели, поделенное на предвкушение удовольствия от достижения этой цели. Можно заработаться до изнеможения, достигая своего, но если желание будущего удовольствия велико, то все усилия умаляются перед величиной ожиданий. Всегда кажется, что могло бы быть и больше, надо поработать еще, не все еще так, как хотелось бы… Ожидаемое никогда не совпадает с достигаемым полностью. А самое пакостное состоит в том, что по мере продвижения к вожделенному результату меняются сами цели. Даже в самом благоприятном варианте, когда удовольствие все-таки достигается, аппетит и амбиции разгораются все больше и нет этому предела. Рано или поздно наступает момент, когда удовольствие обесценивается, и тогда наступает депрессия. Именно поэтому кончали самоубийством в двадцать лет избалованные римские патриции, да и в царской России такие настроения были не редкостью.
Что же делать? Есть два варианта. Первый, это ничего не делать и ничего не желать. Это вариант счастья олигофрена. Второй вариант, это много делать и ни на что не надеяться. Логически все правильно, но как это в реальности? В реальности получается парадокс. Если ни на что не надеяться, то значит, не ставить цели, а это, в свою очередь, делает само дело бессмысленным. Так? Не так! Потому что если человек — это животное, то бегать за добычей, не желая добычи, действительно бессмысленно. А если человек все же личность, существо одухотворенное, то делать дело ради него самого есть занятие творческое и радостное. Такое отношение делает человека существом творящим и через творчество познающим себя. Творчество это процесс, а процесс приносит удовлетворение только тогда, когда он длится. Следовательно, ожидание удовольствия не нужно, поскольку дело само по себе удовольствие. Есть и еще один момент. Когда человек пребывает в мечтах о будущем удовольствии, он не находится в этот момент в настоящем и, следовательно, не живет. По этому поводу Священное Писание говорит: “Для каждого дня довольно своей заботы”. Невозможно полноценно жить, если находишься либо в будущем, либо в прошлом. Будущего еще нет (да и будет ли?), а прошлого уже нет.
А как же с целью? Неужели можно прожить без нее? Нет, нельзя. Но цель цели рознь. Если целью полагать достижение каких-либо внешних благ или каких-либо желаемых отношений, то все это тщетно, поскольку рано или поздно все кончается. Да и не зависит полностью от человека установление каких-либо отношений и приобретение благ. Есть ведь и другие люди, и их желания могут и не совпадать с желаниями данного человека. Если понадеяться на них, то разочарование в неудачной попытке достигнуть желаемого оборачивается обидой на мир и депрессией. Если же целью полагать радость сотворчества с Богом, то любое дело приобретает абсолютный и радостный смысл. Никто не отрицает, что среди наших дел далеко не все радостны. Можно также с уверенностью утверждать, что многие люди из тех, с кем мы общаемся, нам неприятны. Но если смыслом делания становится духовное совершенствование, то нет предела внутреннему миру и спокойствию. Целью соработничества со Христом является обожение, сутью Христа является любовь, следовательно, соработничество со Христом дает человеку любовь. Любовь же есть антипод депрессии. И тогда нет разницы между нашими делами. Если они радостны, то депрессии нет по определению. Если же они тягостны, то это способ научиться новым проявлениям любви в творческом преодолении своих немощей.
Мы слишком зависимы от окружающих. Даже самые правильные нормы поведения и долга тяготят человека, если не являются его личными устремлениями, если они не переработаны в сердце и не восприняты как свои. Только тогда человек начинает реализовывать их, реализовывать творчески, поскольку это его дело и ему доставляет радость претворять свое дело в жизнь. Так часто и начинается скука и депрессия: и знаешь, что должен и что это хорошо и правильно, но сердце-то молчит. Как же можно разговорить сердце? Да через реализацию тех талантов, которые дает нам Господь. Когда мы обнаруживаем их в себе — мы постигаем радость творчества, творческого дела. Но само по себе творчество дает радость, но не дает смысла. То, что я , допустим, гениально мою стекла, не придает моей жизни смысл и направленность. Лишь когда я принимаю свою способность гениально мыть стекла как способ доставлять пользу и радость людям, тогда я начинаю выполнять заповедь “возлюбить ближнего, как самого себя”. А выполняя ее, я соработничаю Богу и тем духовно и творчески расту.
Так как же победить депрессию? Первое, принять свою жизнь всю и такой, какая она есть. Второе, перестать ждать от нее каких либо удовольствий. Третье, выявить в себе добрые навыки и умения. Четвертое, прикинуть, как этими навыками и умениями можно послужить людям. Пятое, испросить благословления у священника на реализацию этих дел. Шестое, начать их делать и в процессе осознать, что тяготит сердце. Седьмое, прийти на исповедь и облегчить свою душу, проговаривая тяготящие эмоции. И после этого начать выполнять цели мирно и счастливо, творчески реализовывая свой долг и духовно совершенствуясь в процессе его выполнения.
Православный психолог Марк Ицкович
г. Екатеринбург
Екатеринбург, 21 мая, «Православная газета». Сегодня в рамках отмечаемого международного дня памяти жертв СПИДа в больничном храме во имя Святого Пантелеимона была совершена панихида по умершим от СПИДа.
ТАИСИЯ Долгожданный тридцать шестой автобус был переполнен. Я кое-как втиснулась в переднюю дверь и, щадя свою больную ногу, замерла в неудобной позе, ожидающе поглядывая по сторонам: вдруг кто-то будет выходить, и мне удастся занять освободившееся место. Мое внимание привлекла сидящая спиной большая фигура
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.