Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Обращение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия
к жителям Свердловской области
Дорогие братья и сестры!
Прошедшие годы отмечены значительными изменениями в Отечестве нашем. И всякий раз, когда мы оглядываемся на пройденный путь, мы не можем не задаться вопросом: почему не во всем оправдались наши надежды, почему эти перемены приносят чаще не радость обновления, а горечь и разочарование?
Конечно, есть и радостные изменения: возрождаются храмы и монастыри, миллионы наших соотечественников обращаются к целительным Таинствам церковным, обретают Веру отеческую. Уже без страха говорят и молодые, и пожилые: “Да, я — православный!” В принадлежности к Русской Православной Церкви обретают люди великую радость и утешение в повседневных испытаниях. Потому не оставляет нас надежда, что исцелится страждущее Отечество наше, произойдет, наконец, исправление нравственного уровня народа российского.
Но, с другой стороны, разве не видим все мы, как то, что лет десять назад считалось неприличным и некультурным, стало нормой повседневной жизни? Все мы являемся свидетелями открытого пьянства на улицах, вызывающего и грубого поведения, случайных блудных связей, а в последнее время и распространения наркомании. И особенно страшно, что новые поколения, только вступающие в жизнь, просто не знают, что жизнь может быть совсем иной!
Многие из пребывающих вне ограды церковной, в том числе — и власть предержащие — спрашивают меня как Правящего Архиерея: почему молчит Церковь, почему не возвышает грозного гласа своего против беззаконий, ныне совершаемых, против растления молодежи, против пропаганды насилия, блуда и вседозволенности?
Я могу ответить этим людям, что священноначалие наше не раз предостерегало общество от опасных и даже губительных тенденций в нашей жизни. Я могу привести конкретные примеры, когда эти слова наши были замалчиваемы или прямо извращаемы светскими средствами массовой информации. Я могу даже указать на газетные статьи, в которых — в “лучших традициях” тридцатых и шестидесятых годов — Святейшего Патриарха, Преосвященных Архиереев и священников, простых мирян, дерзнувших откровенно высказать православный взгляд на происходящее, грубо одергивают: “Как вы смеете вмешиваться в наши дела? Вы отделены от нашего государства! Молчите обо всем, что прямо не касается ваших молитв!” При этом за православным человеком вроде бы признается его конституционное право избирать исполнительную и законодательную власть, платить налоги, защищать государство с оружием в руках. Но в праве давать оценку происходящему с точки зрения нашей Веры, наших религиозных убеждений нам почему-то хотят отказать.
Однако, дорогие братья и сестры, нам надо признать и свою вину в том, что вообще может иметь место такое отношение к нам, православным, к голосу нашего священства, к позиции нашей Матери-Церкви. Многие из нас забыли, что и к ним относятся слова апостольские: “Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!” (1 Кор. 9, 16). Не надо думать, что благовестие евангельское, исповедание Веры есть удел лишь особых людей. На всякого из нас, дорогие братья и сестры, внимательно смотрят окружающие и задаются вопросом: “Чем он — православный человек — отличается от нас? Должны ли мы подражать ему, если хотим, чтобы жизнь наша стала более полной и счастливой?”
Как хорошо, если своим примером мы приводим ближних к Вере, если открываем им сладость молитвы и радость обновления души своей покаянием, если указываем им путь в Храм Божий! Но как страшно, если о нас могут сказать: “Его жизнь ничем не отличается от нашей! Он так же склонен к пьянству и празднословию, к пересудам о других и к стяжанию! Ему не меньше чем нам интересны подробности того, что священники называют блудом, он смотрит те же передачи и фильмы, он никогда не высказал мнения, отличного от принятого среди нас!”
Потому всякому из нас необходимо ежедневно и ежечасно поступать по слову апостольскому: “Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте” (Еф. 5, 6–11).
В конце девятнадцатого века, в преддверии великих потрясений, постигших Россию, святитель Феофан Затворник со скорбью писал: “Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет. Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священники молчат. И вышло, что речь о Господе Спасителе, и главном нашем деле — спасении — исключена из круга речей, принятых в обществе. Что же, скажете, неужели только и говорить об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям”.
Однако это предостережение не было услышано современниками святого Феофана. И вскоре разразилась над Отечеством нашим великая буря гнева Божия, последствия этой бури мы все ощущаем по сей день.
Сегодня нам предстоит дать ответ на тот же вопрос: “Зачем мы исповедуем себя православными христианами, зачем носим на груди Крест Господень?”
Ибо что мы видим ныне? В чем участвуем? Мы не имеем решимости настоять на том, чтобы у наших детей была возможность научаться Закону Божию. В то же время в школах пятиклассникам преподают под видом “сексуального просвещения” прямые извращения и гнусности, а мы молчим! Улицы наши заполнили срамные объявления и соблазнительные рекламы, а нам и дела нет. Со страниц газет, с экранов кинотеатров и телевизоров звучит назойливая пропаганда так называемого “современного образа жизни”, а у нас нет сил выключить телевизор, не брать в руки мерзкий листок. В дни поста зовут нас праздновать пьянством и объедением чей-то день рождения, и мы идем. В светский праздник, когда предоставлена нам возможность не работать, мы используем свободное время для чего угодно, но не для посещения храма Господня. И наоборот, воскресный день, который мы должны особо чтить по заповеди Божией, занят у нас разнообразными заботами и трудами больше любого буднего дня. Не удивительно, что дети и внуки тех, кто не имеет благочестивого примера жизни, становятся на путь наркомании, преступления, проституции.
Дорогие братья и сестры! Да, трудно жить в мире, всякий день предлагающем все новые соблазны и искушения. Но нам надо всегда помнить слова апостольские: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1 Кор., 6, 12).
Ради нас самих, ради своих детей и внуков всем нам необходимо сделать усилие над собою. Мы должны позаботиться сделать благо самим себе — победить в душе своей раздвоение между исповеданием веры и повседневной жизнью нашей.
Возлюбленные чада! Повседневными делами и твердым словом покажите, что вы не зря носите имя православных людей. Ведь, если каждый из нас, дорогие братья и сестры, будет действительно стремиться жить по заповедям Божиим, будет с терпением и любовью разъяснять Веру свою, не будет поддаваться соблазнам, нам навязываемым, то голос нашей Матери-Церкви будет слышен всем, и добрая проповедь наша станет прочным фундаментом для нравственного возрождения нашего общества.
Потому молю вас, чада мои, со смелостью, дерзновением и упованием вступайте на путь проповеди евангельской! Конечно, это потребует от каждого из вас известных усилий. Надо будет постараться оставить вредные привычки и пристрастия, христианам неприличные. Надо будет найти время не для развлечений привычных, а для более частого посещения храма Божия, для душеполезного чтения Евангелия, творений святых отцов. Но не бойтесь этих трудностей и первоначальных стеснений, так как награда ваша будет безмерна. Ибо Господь и Спаситель наш, Воскресение Которого светло празднуем ныне, призывает нас: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф. 7, 13–14).
С Божиим благословением
ВИКЕНТИЙ, АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ
Екатеринбург, 19 апреля, «Православная газета». Сегодня в резиденции Правящего Архиерея екатеринбургской епархии состоялась встреча архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, епископа Курганского и Шадринского Михаила, а также доверенного представителя митрополита Челябинского и Златоустовского Иова протоиерея Игоря Шестакова полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе П.М. Латышевым.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.