Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (161) → Думские слушания по государственно-церковным отношениям

Думские слушания по государственно-церковным отношениям

№20 (161) / 15 июля ‘01

Церковь и государство

6 июля в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: “Проблема законадательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции Русской Православной Церкви”. Слушания были организованы комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций под председательством Виктора Зоркальцева.

Одним из самых интересных и злободневных выступлений, которые прозвучали на парламентских слушаниях в Госдуме, было выступление депутата Александра Чуева, который остановился на особо важных аспектах церковно-государственных отношений:

На сегодняшний момент я вижу несколько аспектов взаимоотношений между Церковью и государством, в широком смысле этого слова, и несколько проблем, которые, к сожалению, не дают возможности считать эти взаимоотношения гармоничными. Прежде всего, предпосылки, к сожалению, к таким негармоничным отношениям заложены в Законе о свободе совести. Увы, мы не могли иначе поступить. Время, в которое принимался закон, обязывало к определенным решениям, и сама ситуация, в том числе политическая, влияла на принятие этого закона. И, тем не менее, мы сегодня пришли к такой ситуации, что практически в России при том, что существует многоуровневая система религиозных организаций, и местных, и региональных, и российских, и новых, и старых, исторических, традиционных, тем не менее, религиозные организации в Законе о свободе совести у нас практически в правах уравнены. Признавая право каждого гражданина России исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, тем не менее, я хотел бы сказать, что, безусловно, проблема определения понятия “традиционная религиозная организация России” или “традиционная религиозная организация отдельных народов России” — уже созрела, и думаю, что нам так или иначе, возможно, осенью, придется к этому вопросу возвращаться. С чем это связано? К сожалению, многие проблемы взаимодействия между Церковью и государством, проблемы взаимодействия в социальной сфере, проблемы взаимодействия в сфере образования, культуры, как раз лежат в той области, что, к сожалению, вновь создаваемые религиозные, иногда псевдорелигиозные, организации, иногда религиозные организации, которые на самом деле исповедуют культы, находящиеся в сложных отношениях даже с самим Законом о свободе совести, имеют, по существу, те же самые права и те же самые возможности для своих действий, каковыми наделены традиционно исповедующиеся на территории РФ вероучения.

Во многих, в том числе европейских, странах есть понятие традиционной религиозной организации и выделяются те религиозные организации, которые сыграли серьезную роль в становлении истории, культуры народа, которые исповедуются большинством населения. У нас, к сожалению, сегодня этого нет, и мы рано или поздно вынуждены будем эту проблему решать.

Вторая проблема заключается в том, что сегодня светский характер нашего государства, закрепленный в Конституции, понимается, к сожалению, по-разному, и, увы, прежде всего, понимается как атеистический. То есть по существу, когда мы начинаем говорить о проблемах образования и, например, религиозного преподавания в школе, когда мы говорим о других взаимодействиях Церкви с гражданами и с участием государственных органов или вне этого, тем не менее, всегда этот вопрос возникает. У нас светское государство, а поэтому Церковь не должна вмешиваться в те или иные вопросы. К сожалению и в образовании понятие “светский” также сегодня понимается как атеистический. Если мы берем образование в стандартной средней школе сегодня, то, увы, это можно констатировать, можно посмотреть наши учебники, — сегодня эта проблема встала во всей своей силе. Потому что образование в школе сегодня, если оценивать его с позиции светскости, реально носит атеистический характер. Потому что на самом деле, в том числе ряд, так сказать, теорий, которые преподаются по биологии и т. д. — они преподаются как данность, преподаются как совершенно научная реальность. И все это говорит о том, что понимание, какое существовало раньше в советском государстве, осталось также на сегодняшний день. Поэтому толкование слова “светский” придется давать и придется раскрывать это понятие, может быть, в Законе о свободе совести.

Кроме этого, отделение Церкви от государства, о котором здесь уже говорилось — это третье препятствие, которое сегодня мешает гармонизировать взаимоотношения между религиозными организациями и государством. Это так. Ведь в государстве работают люди, в государстве работают чиновники, к сожалению, большинство из них на сегодняшний день воспитаны на определенных догмах, на определенных понятиях. Конечно, взгляды меняются, люди тоже меняются. Но говорить о том, чтобы в массовом порядке изменилось отношение, в том числе и государственного аппарата к религиозным организациям, пока рано. Думаю, что для этого все-таки необходимо также правильное толкование того, что собой являет отделение Церкви от государства России. Думаю, что это также должен сделать при внесении дополнений Закон о свободе совести. У нас конституционно это закреплено, но толкование и понимание, однозначное понимание этого отсутствует. Потому что, не дав такого понимания, мы сегодня порождаем те проблемы, которые есть.

Что же касается конкретных областей, в которых эти проблемы существуют, областей взаимодействия Церкви и государства, то можно начать хотя бы с экономики. К сожалению, это самое отделение Церкви от государства и его светский характер, понимаемый как атеистический, приводит к тому, что в целом ряде законодательных актов, в том числе в актах правительства, актах глав субъектов Российской Федерации присутствуют такие положения, которые не могут быть безразлично или равнодушно восприняты теми или иными религиозными организациями. Увы, когда у нас создается тот или иной правовой акт, никто ни в одном правовом управлении никогда не просматривает этот акт для того, чтобы определить, содержит ли он в себе элементы антирелигиозные, содержит ли он в себе элементы какого-либо ограничения свободы совести или не содержит. Когда речь идет, например, об экономике, казалось, ну что же здесь может ограничивать вроде бы свободу верующего? Но многие из вас знают историю с ИНН и о тех последствиях, которые она принесла. А это была не только история с ИНН, это был целый ряд законодательных актов, в том числе и о документах, удостоверяющих личность гражданина, предполагалась ввести нумерование, в том числе и присвоение личного кода каждому жителю Российской Федерации пожизненно. К счастью, мы сумели депутатскими силами, при участии комитета, и с понимания комитета по госстроительству и его председателя, снять эту проблему. Но проблема ИНН осталась на сегодняшний день, и сегодня есть понимание и в правительстве, что нужно здесь найти определенные подходы, которые бы ослабили то напряжение, которое существует среди православных верующих, и в Государственной Думе это понимание существует. Тем не менее, на стадии разработки соответствующих законодательных предложений не было их экспертизы с этой точки зрения. И, к сожалению, вообще говоря, это практика — такой экспертизы нет.

Средства массовой информации — особая болезненная тема, которая сегодня существует. Многие религиозные организации могут сказать о том, что, увы, возможность и, прежде всего, для традиционных конфессий, нормального свободного представительства в средствах массовой информации, сегодня ограничена. Не то, чтобы ограничена, а просто-напросто та экономическая ситуация, которая существует, ведь в основном СМИ существуют, как коммерческие организации, нет заинтересованности и нет реального стимула показывать или давать какую-то информацию о деятельности религиозных организаций. С нашей точки зрения, каждая религиозная организация, вот когда мы соберем это понятие “традиционная”, традиционная в первую очередь, должна иметь право на определенное время представления своего вероучения в средствах массовой информации. То есть давать информацию о себе через СМИ. Возможно, это может быть в определенном пропорциональном соотношении численности и верующих или по-другому. Но, тем не менее, такое право должно быть, если мы этого не сделаем, то на сегодняшний день мы будем видеть определенные культы, у которых есть деньги. Я каждый практически день вижу рекламу замечательного какого-то магического центра, которая, я не помню какой канал, то ли ТВ-6, то ли еще какой-то, постоянно звучит по вечерам. Сколько же денег нужно, чтобы оплатить эту рекламу, диву даешься. Тем не менее, этот магический центр постоянно рекламирует себя. И вообще-то подобное происходит постоянно, но, к сожалению, если говорить о деятельности традиционных конфессий России, увы, то мы видим их только по религиозным праздникам. А те передачи, которые существуют, — небольшие, сталкиваются со многими проблемами, прежде всего, с экономическими.

Но, и кроме того, естественно, я бы хотел вкратце упомянуть и социальную сферу. На сегодняшний день здесь также законодательно не урегулированы отношения Церкви и государства, потому что, если вы хотите посещать тюрьмы, если вы хотите быть в армии, об этом уже говорилось, но на сегодняшний день, это как правило, договоренности, договоренности частные либо какие-то отдельные распоряжения органов государственной власти, либо должностных лиц. Что же касается социальной сферы, здесь вообще можно было бы действительно говорить об общественном, о государственном религиозном договоре, государственно-церковном договоре, который позволил бы Церкви реально включиться в сферу социального призрения. Что на сегодня, увы, это скорее частная инициатива Церкви, и в полномасштабном объеме таких возможностей нет.

Страна.Ru

(Печатается в сокращении)

 
Мир сект

А если космос чихнет по-настоящему… или Чего хотят строители пирамид?

Дородная ухоженная дама, доктор медицинских наук вдохновенно вещает с телеэкрана (канал “Эра”, передача “Непознанное”) о поистине безграничных лечебных возможностях, кои таят в себе пирамиды.

 
Церковь и государство

В Минюсте предлагают усовершенствовать закон о религии

По мнению заместителя начальника главного управления Минюста по Москве Владимира Жбанкова, сегодня в России образовался «вакуум идеологии», сообщает «Интерфакс». «Сейчас стало модно быть верующим и доказывать правильность своей веры.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс