Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (149) → Слово о литургии и причащении

Слово о литургии и причащении

№8 (149) / 15 марта ‘01

Проповедь

История нашего спасения, изложенная в Евангелии, является исправлением того древнего падения, о котором говорят первые страницы Библии. Смотрите:

1. Мы согрешили через непослушание праматери Евы, и вот ее грех исправляет, покорная воле Божией, новая Ева — Дева Мария. «Се раба Господня. Буди мне по глаголу Твоему», — говорит она в ответ архангелу Гавриилу.

2. Падший ангел в виде змия приступил к жене и обманул ее; и вот Божий архистратиг посылается к «благословенной в женах» с радостной вестью.

3. Через древо пришли грех и смерть к человеку; и вот через Крестное Древо Христос дает радость всему миру.

4. Мы согрешили через вкушение, через пищу. Необхо-димо и новое вкушение, некая чудесная пища, которая отняла бы грех и даровала нам святость. Такая пища есть!

Манной питал Господь евреев в пустыне. Чудесная и небывалая эта пища была названа «хлебом ангельским». Ни до, ни после сорокалетнего странствия евреев людям не давалась больше манна. И все же этот чудесный хлеб всего лишь прообраз и пророчество о Хлебе Сходящем с Небес — о Христе, дающем нам есть Тело и пить Кровь Свою.

«Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пиите от Нея вси. Сие есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за вы, и за многие изливаемая во оставление грехов…» Впервые эти слова услышали святые апостолы на Тайной вечери. Тогда впервые их руки приняли Тело Христово в виде обычного хлеба. Их уста впервые прикоснулись к Чаше Христовой Крови. «Сие творити в Мое воспоминание», — сказал им Господь.

«Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое», — голос этот и доныне слышен в Церкви. Сквозь толщу веков, каждому поколению людей Христос повторяет эти слова устами Своих рабов — священнослужителей. Служба, на которой мы принимаем Тело и Кровь Христовы, называется — «Литургией».

«Христианство понимает лишь тот, кто понимает Божественную Литургию», — сказал известный богослов 19-го века А.С. Хомяков. И действительно, Литургия составляет центр церковной жизни, это — живое и бьющееся сердце Церкви; и все остальное, что у Нее есть: проповедь, исповедь, икона, пение, богословие, архитектура — существует благодаря Литургии, питается Ею, окружает и украшает Ее.

«Из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир. О, Литургия чудная, Литургия всемирная, Литургия Божественная и Боготворящая». Эти слова в благодарном порыве вырвались из сердца огненного молитвенника последних времен — отца Иоанна Кронштадтского (†1908). Более полувека священствовал этот удивительный праведник, почти ежедневно служа Святую Литургию. «Я умираю, — пишет он, — когда не служу Литургии».

Нет жизни вне Бога и нельзя соединиться с Богом вне Таинств Церковных. Вот что чувствовал и переживал отец Иоанн:

«Настоящая жизнь есть любовь, как Сын Бог есть Любовь. Любовь эта постигается в жертве Христовой, принесенной за освобождение всех от всякого зла».

«О, Господи Иисусе Христе! Ты весь тут! Тебя видим, осязаем, ощущаем, чувствуем тут!» «Тут» — это значит во Святом Причащении. Чувствуя безмерную пользу Свято-го Причащения, отец Иоанн служил часто и призывал народ Божий к частому Причащению. Не просто обряд, но чудо живого присутствия Христова в нас — вот что есть Причащение. Причастившись Святых Тайн, отец Иоанн говорил: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворительно». И еще: «Облекшись во Христа верою и причастием Святых Таин, я бываю разумен и тверд, как скала».

Светильник возжигается, чтобы светить всем в доме, и святые возжигаются на свещнице церковной, чтоб показать путь и пример тысячам слабых и заблудившихся. Желающему примириться и соединиться с Богом и сегодня указывается тот же путь: храм Божий, исповедь, Святая Чаша с приглашением: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Это единственный путь к тому бла-женному состоянию, о котором отец Иоанн говорит: «разу-мен и тверд, как скала"; т. е. тверд против всякого соблазна и несокрушим для греха.

И сегодня для всех, кто борется со страстями, измучен слабостью и неразумием, предлагается все то же «врачевство безсмертия» (Свщмч. Игнатий Богоносец), что и апостолам на Тайной вечере — Тело и Кровь Иисуса Христа.

Таинства Христовы не действуют автоматически, только в силу их принятия. Человек, по слову апостола Павла, должен себя «испытывать», а иначе он «в суд себе ест и пьет» (1 Кор. 11, 29). К Причащению нужно готовиться и приступать к Нему с особым настроением. Вот что говорит об этом о. Иоанн Кронштадтский: «Чтобы достойно принять Святых Тайн, требуется от каждого из вас:

Во-первых. Детская простосердечная вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое пречистое Тело и Кровь Спасителя. Что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть с Ним, один дух, как сказано: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6, 56); ибо в этой частице Тела и Крови Христа Бога, обретается весь Иисус Христос.

Во-вторых. Совершенное, непоколебимое упование на милосердие Спасителя, что Он как огнем попалит и очистит кровью Своею все грехи наши.

В-третьих. Великая, горячая, ангельская любовь причастников к Спасителю. На любовь Господа всякий из вас должен отвечать любовью.

В-четвертых. Изменение сердечное. Доселе многие из вас любили грех, теперь старайтесь всемерно вознена-видеть его; ибо грех — противление Богу, порождение диавола. Постарайтесь все измениться в самой глубине души.

Наконец, для сохранения этого Небесного дара — Пречистых Тайн — требуется от нас внимание к себе, обуздание греховных пожеланий, воздержание в пище и питии, воздержание от празднословия, сквернословия, божбы и всякой лжи. Словом — всякий береги себя от всего, что противно Христу.

Через причащение Господь делает нас божественными. Божественно и жить старайтесь во всякой святости, правде и истине».

Приступай поэтому, христианин, к Божественному Причащению и веруй, что никто и ничто не согреет и не просветит твою душу, кроме Христа Царя, желающего создать в тебе храм Своего Божества.

«Георгиевский листок»

 

В других номерах:

Проповедь

Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина. О добродетели смирения

(Окончание. Начало в № 5 — 7) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в течение Вели-кого поста мы ежедневно слышим за богослужениями молитву преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего… Седьмое прошение этой молитвы содержит обращение к Господу с просьбой о даровании духа терпения.

 
9 — 14 апреля — Страстная седмица Великого поста

Святитель Феофан Затворник. Слово перед Страстной седмицей

«Грядый Господь на вольную страсть, апостолам глаголаше на пути: ей восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет на пропятие. Приидите убо и мы, сшествуем Ему и сраспнемся Его ради житейским сластем».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс