Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (147) → Ответы Святейшего Патриарха студентам Екатеринбурга

Ответы Святейшего Патриарха студентам Екатеринбурга

№6 (147) / 1 марта ‘01

Жизнь Екатеринбургской епархии

Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Екатеринбург епархиальная молодежная газета «Покров» провела акцию среди студентов Екатеринбурга “Твой вопрос Патриарху”. Из множества заданных вопросов были отобраны 10, на которые Его Святейшество и ответил.

ЕВГЕНИЙ ЗАГУДАЕВ (УГН, 4 курс).
— Ваше Святейшество, когда соединятся Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь Заграницей, ведь вместе мы были бы сильнее?

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ:
— Разделение среди русской православной диаспоры, порожденное исторической трагедией нашего народа в XX веке, давно является моей пастырской болью, ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Московский Патриархат всегда был готов к диалогу, но от нас до сих пор требуют невозможного. Мы не можем принести покаяние в иудином грехе, которого не совершали. Русская Православная Церковь всегда была со Христом, и во Христе — со своим народом. Свидетельством тому — кровь мучеников и исповедников, ставшая благодатным семенем нынешнего православного возрождения. Не можем мы каяться и за те решения Священноначалия, благодаря которым в самые тяжкие годы гонений не прерывалось приношение Бескровной жертвы и наши соотечественники сохранили возможность приступать к спасительным Таинствам.

Хочется надеяться, что благие перемены достигнут, наконец, руководства Русской Зарубежной Церкви, в которой, несмотря на существование здоровых сил, стремящихся преодолеть пагубное разделение, до сих пор весьма сильна тенденция изоляционизма, ведущего к чувству ложной самодостаточности, когда лишь самих себя считают спасающимся “малым стадом”. Нельзя стоять за Православие, не свидетельствуя о вере в самой гуще мира. Иначе можно сделаться соляным столпом, который или перестанут замечать, или превратят в культурную “достопримечательность”, не более того. Я, как и вы, однако, надеюсь, что придет время, когда мы сможем вознести соборную молитву пред престолом Божиим “едиными усты и единем сердцем”, а обретение канонического единства в лоне Матери-Церкви станет еще одним свидетельством духовной силы Православия.

АЛИНА ФАЙРУШИНА (УГТУ, 5 КУРС).
Ваше Святейшество, отчего у людей столько ненависти, жестокости и недоверия друг к другу?
СВЯТЕШИЙ ПАТРИАРХ:

— Господь предрекал: “По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” (Мф. 24. 12). Но что мы можем этому противопоставить? Прежде всего — не надо бояться. Нужно строить жизнь по заповедям Божиим, даже если это значит быть не такими, как все. Без открытого сердца мы ничего не сделаем, а открытое сердце уязвимо, ранимо, для него нет чужой боли. Если мы поймем это, мы сможем растопить лед в других, и тогда станет ясно, что жестокость и недоверие суть всего лишь короста, покрывающая образ Божий, защитная маска, которую люди надевают, поскольку боятся любить и быть любимыми, ибо любовь — всегда распятие ветхого человека, который не хочет умаляться, а наоборот, хочет возрастать в нас вместо Христа.

ЕЛЕНА КАНАШЕВА (УрГУ, 1 курс).
— Ваше Святейшество, Вы часто встречаетесь с политическими деятелями России и ведете активную общественную жизнь. Наверное, ни один политик не сравнится с вами по популярности. Можете ли Вы взять на себя ответственность за происходящее в стране?

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ:
— Речь, мне кажется, идет не о популярности, а о доверии. Когда имя Патриарха появляется в рейтингах и результатах опросов в числе первых, это значит, что наш народ доверяет Церкви, видит в ней духовно-нравственную силу, консолидирующую и примиряющую общество. Конечно, такое доверие накладывает огромную ответственность перед Богом за судьбы не только нашей паствы, но и России в целом.

Впрочем, когда с заявлениями о готовности “взять на себя ответственность за происходящее в стране” выступают лидеры различных партий, за этим, как правило, стоит стремление к политической власти, что по определению чуждо Церкви, ибо предполагает принуждение и употребление силы. Церковь же призывает к согласию в обществе, по слову преподобного Сергия Радонежского, “воззрением на Святую Троицу побеждая ненавистную рознь мира сего”. Божественная любовь, являющаяся содержанием внутренней жизни Пресвятой Троицы, никогда “не ищет своего” (1 Кор. 13. 5), но всецело отдает себя другому. Современное же секулярное общество, наоборот, строится на принципе обладания: ближний перестает восприниматься как неповторимый образ Божий, но становится лишь объектом использования.

Социальный, экономический, какой угодно кризис преодолевается только тогда, когда есть видение, что причина его не горизонтальна, а вертикальна, — это кризис духовный. Гражданский мир будет в лучшем случае лишь перемирием, если утрачена подлинная ответственность за то, что происходит в стране и в человеческом сердце. Духовность — это прежде всего ответственность, а быть ответственным — значит быть готовым свободно и творчески принять волю Божию, и тогда во свете любви Христовой мы увидим светлый и ясный путь, которым Господь поведет Россию в новом столетии.

Вера всегда имеет обратную перспективу. Не только человек верит в Бога, но и Сам Бог доверяет человеку, поставив его священником в храме мироздания — священником, приносящим Господу преображенный любовью мир. Быть ответственным — значит ответить на зов благодати, стать призванным.

ЮЛИЯ ЮЩИК (УрГУ, 1 курс).
— Ваше Святейшество, как Вы считаете, необходимо ли влияние Церкви на государство?

АННА ПЕРШАНОВА (УрГУ, 1 курс).
— Ваше Святейшество, если бы Церковь не была отделена от государства, то нравы нашего поколения были бы гораздо лучше! Скажите, возможно ли это?

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ:
— Влияние Церкви на государство необходимо, но оно должно быть не политическим, а духовно-нравственным. Мы сотрудничаем с представителями различных партий, с людьми разных политических убеждений и, конечно, творчески взаимодействуем с государственной властью в интересах возрождения Отечества. Протягивая руку помощи государству и светскому миру, мы делами свидетельствуем о нашей вере во Христа Спасителя. Со дня Его пришествия ничто уже не остается таким как прежде, но все освещается светом грядущего Царства Божия. На человеческую историю и общественную жизнь тоже простирается любовь Господа, они тоже нуждаются в искуплении, в преображении.

Церковь — это реальное присутствие духа Христова в мире, и те, кто стремятся ограничить ее общественную активность, на самом деле пытаются насадить убежденность, что Христа будто бы не было и что Царства Божия будто бы не будет, а жизнь имеет другие ценности и приоритеты. Однако есть противоположная опасность. Если мы слишком хотим “влиять”, используя при этом не свойственные Церкви принудительные механизмы, легко и самим превратиться в инструмент влияния. Об этом свидетельствуют уроки истории.

Мне думается, настал новый этап в отношениях Церкви и светского общества. Нам дается шанс построить эти отношения на основах Предания Церкви, укоренить их в православной христологии. Кратко я бы сформулировал идеал таких отношений следующим образом: Церковь “неслиянна” с государством и “нераздельна” от общества.

ВЕНЕРА ФАХРИЗИЕВА (УГТУ, 5 курс).
— Ваше Святейшество, где на свете найти справедливость?

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ:
— Человеческий дух по большому счету ищет не справедливости, а прощения, ибо милость превозносится над судом (Иак. 2, 13) В молитве, завещанной Самим Спасителем, мы каждый день произносим такие слова. «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Лк. 11, 4). Господь принял крестные страдания во искупление грехов падшего человечества, и это не справедливость, а любовь.

Говоря «справедливость», мы часто подразумеваем и нечто большее — окончательную правду о нас самих и о том, ради чего мы приходим в этот мир. Пилат не обрел ответа на свой вопрос по простой причине — он задал его неправильно. Истина — это не «что», а «Кто». Человек является личностью, а, значит, и абсолютная истина может быть для него не иначе как абсолютной Личностью, то есть Богом. Должно совершится таинство встречи и единения Бога и человека, причем не эмпирического человека, а человека, каков он есть по замыслу Господню. Бог, бесконечно далекий от творения по своей сущности, становится бесконечно близок нам во Христе, богочеловеческая личность Которого являет совершенное единство божественной природы и обоженного человеческого естества. Это откровение превосходит даже ангельский разум, но постигается очами сердечной веры, через доверие и верность Господу Иисусу Христу, сказавшему о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14 16).

(Продолжение следует)

 
 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Совместный проект Отдела культуры Екатеринбургской епархии и Телевизионного Агентства Урала

Екатеринбург, 2 марта. В самое ближайшее время по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского будет осуществляться совместный проект Отдела культуры Екатеринбургской Епархии и Телевизионного Агентства Урала (ТАУ).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс