Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (145) → Живи стерильно, умри счастливо?

Живи стерильно, умри счастливо?

№4 (145) / 8 февраля ‘01

Церковь и медицина

Священник С. Вогулкин, настоятель Свято-Илиинского Храма г. Екатеринбурга,
доктор медицинских наук, профессор

В биоэтике, науке, призванной защищать природу, в том числе природу самого человека, от его же человеческой агрессии, есть несколько вопросов, которые можно назвать главными, определяющими.

Это вопросы о жизни и смерти, о их смысле и сущности, о допустимости человеческого вмешательства в эти две великие тайны, доверенные человеку. Долго мы избегали ставить такие вопросы перед россиянами, но вот «Комсомольская правда», а за ней и телевидение решили узнать, как наша молодежь относится к стерилизации душевнобольных и эвтаназии («счастливой смерти» или, проще, убийстве из милосердия). И открылась поразительная на первый взгляд вещь: большинство опрошенных без большого смущения и раздумия ответили положительно на оба поставленных вопроса. Да и что, собственно, особенно раздумывать, когда хирургическая стерилизация как надежное средство контрацепции не только рекламируется, но уже достаточно широко применяется, а правительства некоторых европейских стран официально разрешают медицинским работникам «помогать умереть» тяжело больным по их просьбе. Чем мы хуже заграницы!?

Но все ли так просто? Дело в том, что предложенные вопросы должны были бы начинаться не с отношения к стерилизации, а с отношения к аборту. Это первый и решающий вопрос, ибо убийство еще не родившегося и потому совершенно беззащитного человека — самый жестокий поступок и самый четкий критерий, показывающий, в каком обществе мы живем. Видимо, авторы опросов посчитали, что в стране, где на 100 родившихся детей приходится 200 убитых во чреве матери, подобный вопрос ставить бессмысленно, поскольку он уже давно решен положительно. Действительно, у нас опыт абортов, пожалуй, самый большой в мире, тем более, что среди первых декретов советской власти ещё в 20-е годы был декрет об официальном разрешении абортов. Наша страна в этом вопросе значительно опередила все капиталистические страны. Итак, разрешение распоряжаться почти бесконтрольно чужой жизнью получено, получено по наследству от «самого гуманного» государства, подтверждено и еще более «демократизировано» государством нынешним, отчего бы и далее не развить эту деятельность?

И вот уже без всякого стеснения и даже с некоторой гордостью, наши газеты начинают печатать вполне рекламного характера сообщения и статьи о том, что чуть ли не любая женщина может добровольно подвергнуть себя хирургической стерилизации и жить далее половой жизнью, нисколько не заботясь о возможных, читай «роковых» последствиях.

Я сравнительно недавно ещё преподавал оперативную хирургию студентам медицинской академии и учил их, что любая операция должна выполняться только по абсолютным к ней показаниям. А студентам-добровольцам, оперировавшим вместе со мной больных животных, просто запрещал выполнять такие калечащие операции как кастрация или стерилизация, даже если владельцы животных настаивали на этом и предлагали немалые деньги. Что же случилось? Или теперь все дозволено в хирургии? Я уже не говорю о том, что любая самая «простая» полостная операция чревата возможными серьезными осложнениями, я не говорю и о том, что, как известно любому грамотному врачу, даже хирургическая стерилизация не дает полной гарантии от возможной беременности в случае реканализации труб, и такие случаи в литературе описаны. Можно ли убедить этим тех «гуманистов», которые решили бороться с абортами таким «оригинальным» способом? Скорее всего, нет. Но люди, слепо доверяющие им свою жизнь, должны знать, на что они идут. Как и всегда, когда наши технические возможности опережают нашу мораль, самые печальные последствия не заставят себя ждать.

Господь не допустит своеволия человеческого, тем более в этом животрепещущем вопросе. Даже если, как уверяют опрашивающие, речь идет о людях душевнобольных, именно первое слово «люди» решает всю проблему немедленно и однозначно в пользу этих, и без того несчастных людей. Никто, ни врачи, ни их родственники не имеют никакого морального права ставить вопрос о хирургической или какой-либо иной их стерилизации. Где наше милосердие? Где наша врачебная и просто человеческая совесть? Да и в газетных статьях не поднимается вопрос о добровольной стерилизации мужчин: может быть, потому, что авторы их — мужчины?

Эвтаназия — «благая смерть» известна человечеству с древних времен. Пий и Эпикур первыми отправили себя на тот свет этим нехитрым способом, один, выпив яд со снотворным, а другой, приняв яд после обильного «возлияния». Изначально эвтаназия не представляла собой ничего кроме самоубийства, самоубийства постыдного и недостойного человека, в какой бы форме оно ни применялось. И только в наш «гуманный» век всерьез встал и даже в некоторых «цивилизованных» странах положительно решился вопрос об участии медицинских работников в этом «спасительном для больного» деле. Все аргументы сторонников эвтаназии тут же рассыпаются при ближайшем рассмотрении. Никто не имеет права взять на себя смелость поставить диагноз абсолютной смертельности заболевания. Из давней и недавней истории мы знаем, что ошибались в диагнозе и прогнозе заболевания самые известные диагносты.

Ничто и никто не может заставить врача нарушить данную им профессиональную клятву до последней возможности бороться за жизнь больного. Более того, эта же клятва обязывает врача сделать все от него зависящее, чтобы избавить больного от тех страданий, которые, ослабив волю больного, заставляют его «просить о смерти». Если у нас, по бедности нашей, нет каких-то препаратов, это еще не основание для того, чтобы стать убийцей или способствовать самоубийству, что по сути одно и то же. И если родственники, вместо того, чтобы окружить больного постоянной и неусыпной заботой, в чем он нуждается больше всего, обращаются к врачу с подобной же кощунственной просьбой, врачебный долг велит увещевать и пристыдить их, а то и просто удалить от постели больного. Другое дело, что мы просто забыли, как следует достойно провожать человека в тот нелегкий путь за черту земной жизни, который каждому из нас уготован.

Вот этому, а не «искусству» эвтаназии, нам следует учиться, и не на западных, а на наших российских традициях.

Ну а как же результаты опроса? Не верьте вы этим результатам, не верьте, ибо те, кто с легкостью готов обречь на калечащую операцию или недостойную смерть, может быть, своих родных и близких, «не ведают, что творят». Разве задают вопросы из высшей математики тем, кто не освоил еще и таблицы умножения? Разве можно ставить перед людьми, воспитанными на смеси атеизма и язычества, вопросы, касающиеся истинной ценности человеческой жизни? Этому их просто не учили! Обученные наукам и даже в меру образованные наши молодые люди оторваны от настоящей духовной культуры, от просвещения, которое одно и может дать ответ на вопросы об истинном понимании смысла жизни, смысла смерти, смысла страдания.

Жизнь свята во всех своих проявлениях, и не нам, которые не сами добыли, а получили её как высочайший дар из рук Всевышнего, распоряжаться ей с такой преступной легкостью.

 
Церковь и медицина

Демографическая война против России

(Продолжение. Начало в № 23, 24, 25 за 2000 год)Как сообщила «Новая газета» в № 32 за 1999 г., «в настоящее время только по линии Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА) (еще раз подчеркиваем, что этот Фонд является головной организацией ПО СНИЖЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ в мировом масштабе — прим. авт.)

 
Церковь и медицина

В России будет пустыня, если семья не станет святыней

22 января на Рождественских чтениях с докладом «Российская семья в третьем тысячелетии» выступил протоиерей Димитрий Смирнов, один из самых известных и авторитетных московских духовников. Отец Димитрий Смирнов — настоятель нескольких храмов

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс