Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (142) → Слово о смысле жизни

Слово о смысле жизни

№1 (142) / 1 января ‘01

Проповедь

В «Записках из мертвого дома» Ф.М. Достоевский приводит пример того, как можно смирить, сломать самого неукротимого и отчаянного каторжника. Этот метод заключается в бессмысленном труде. «Заставьте, например, — говорил писатель, — человека перетаскивать землю из одной кучи в другую и обратно. Вскоре человек будет готов на любую пытку и даже смерть, только бы прекратить бессмысленное занятие».

Вспомним Сизифа, вечно закатывающего камень на гору; Тантала, стоящего в воде по колено и вечно хотящего пить и не могущего напиться, — все это истинные образы адской муки.

Не похож ли и современный человек на бедного каторжника, занимающегося «Сизифовым трудом»? Не становятся ли для него бессмысленными даже такие естественные занятия, как засыпать и просыпаться, умываться, здороваться, учиться, есть и прочее? «Я люблю тебя, жизнь», — говорил еще вчера поэт-атеист, крещенный в младенчестве и несущий в своей крови историческую память десятков поколений верующих предков. «Я ненавижу тебя, жизнь, — говорит уже сегодня всё чаще ни во что не верующий человек, порвавший с прошлым и не имеющий будущего. И хотя мир нам сулит все больше удовольствий, но мы почему-то все меньше способны радоваться. В чем причина?

«Жизнь, зачем ты мне дана? — спрашивал Пушкин. Он и его творческие собратья во все времена острее других чувствовали «мировую скорбь». Потому и чаще других они ставили вопросы о смысле жизни, и если не находили на них ответы, то догматизировали и утверждали через философию, литературу, искусство бессмысленность мира.

Причиной этого предсамоубийственного состояния является забвение Бога. Ибо Христос одновременно — и Истина, и Жизнь. (Ин. 14, 6). И если мы вдруг от Него отступим и останемся без Него, то тут же окажемся лицом к лицу с ложью и смертью. Ибо ложь и смерть — это тот хаос, в который превращается мир без Истины и Жизни. Ложь и смерть — это мир без Бога, а потому нелогичный, бессмысленный.

Тютчев почувствовал это, что и выразил в стихотворении «Не плоть, а дух растлился в наши дни». В этом стихотворении он прозорливо ставит диагноз современному миру и нам, в нем живущим. Вот он, человек сегодняшний:

Неверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит,
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит.

Каждый может узнать себя в этих строчках. Это мы — «выносим невыносимое», хотя может быть внешне благополучны, сыты, одеты. Это мы — «осознаем свою погибель», но о помиловании не просим. Массовое забвение Бога едва ли не впервые со дней всемирного потопа вновь грозит охватить, и не отдельный народ или страну, а все человечество.

«Вспомнись мне, Забвенный мною…’’, — говорит богомудрый святитель Филарет (Дроздов) в ответ на пушкинское «Смысла нет передо мною».

Прочитаем их диалог полностью.

А.С. Пушкин
Дар прекрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
И какой судьбою тайной
Ты на смерть осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал?
Кто наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Смысла нет передо мною.
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Святитель Филарет (Дроздов)
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без Бога воли тайной
И на смерть осуждена.
Сам я своевольной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною,
Прогляни сквозь сумрак дум,
И созиждутся Тобою
Сердце чисто, светел ум.

И что же мы видим? В ответ на тоску — жизнерадостная вера. В ответ на сомненье, ропот и бесконечные вопросы в пустоту — самоукорение и признание себя виновным во всех бедах. В ответ на признание полного бессмыслия жизни и капитуляции перед этим — молитва к Богу.

Именно молитва, ибо молитва и память о Боге возвращают жизни утерянный смысл и радость, даже если внешне она и не меняется к лучшему.

Об этом контрасте между тоскливой, безрадостной, безбожной жизнью и исцеляющей силой молитвы говорит в своей проповеди наш современник архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин).

«Дело в том, — говорит он, — что человеку нужно повернуться ко Христу лицом, открытой душой, всей своей искренностью и глубиной. Потому и тяжко бывает, холодно, пусто в жизни, что мы сами себя лишаем живительного света Христова… Когда его нет, все это чувствуют, все знают — жизнь серая, скучная, мрачная и пустая». И когда предлагают в качестве спасения христианские подвиги: пост, молитву, то отец Иоанн добавляет:

«И молись, и в храм ходи, и постись, но при всем этом учись помнить, что Бог смотрит на тебя и видит все, что в уме и сердце твоем. Знаешь за собой грехи — кайся в них. Знаешь бессилие — проси силы; знаешь неразумие -проси мудрости… Всеми своими делами, всеми мыслями, всей силой воли надо учиться помнить о Боге и делать только то, что Он велит».

Мир зовет нас к земному богатству и телесным наслаждениям. Мир обещает нам счастье на пути комфорта, власти, праздности, сытости. Но тысячи богачей, так и не ставших счастливыми, неумолкающая и тревожная наша совесть, вся история человечества и, наконец, Слово Божие единогласно говорят нам: «Не обольщайся человек: без Бога ты не будешь счастлив».

Наконец, приведем слова блаженного Августина, на все времена выразившего эту мысль глубоко и просто:

«Для Себя нас создал Господь, и мы не успокоимся, пока не вернемся к Нему».

Поэтому пусть каждый из нас, забывший Бога и погрузившийся во мрак современной безбожной жизни, скажет вместе со святителем Филаретом: «Вспомнись мне, Забвенный мною».

 

В других номерах:

Проповедь

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец

У каждой нации есть свои герои. Русские святые пользовались во все времена особой любовью народа — ведь именно к ним, чистым и мудрым старцам, шли люди за духовным наставлением, добрым советом, исцелением от болезней. Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых русских святых наряду с Сергием Радонежским.

 
III Екатерининские образовательные чтения. Екатеринбург 11 декабря 2000 года

В Екатеринбурге прошли III Екатерининские образовательные чтения

Екатеринбург, 11 декабря. Сегодня на факультете социальной педагогики Уральского Государственного Педагогического Университета прошли Екатерининские образовательные чтения, проводимые уже третий год в дни празднования памяти святой великомученицы Екатерины

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс