Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (142) → Преподобный Серафим Саровский Чудотворец

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец

№1 (142) / 1 января ‘01

Проповедь

У каждой нации есть свои герои. Русские святые пользовались во все времена особой любовью народа — ведь именно к ним, чистым и мудрым старцам, шли люди за духовным наставлением, добрым советом, исцелением от болезней. Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых русских святых наряду с Сергием Радонежским. Само появление его на рубеже ХVIII-ХIХ веков — в эпоху всеобъемлющего наступления светской власти на Церковь и открытых гонений против монастырей — кажется предначертанным свыше; преподобный Серафим «распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошел на икону среди святителей из числа новейших подвижников». Двенадцать раз удостоился он явления Богородицы. Божия Матерь приветствовала его словами: «Любимче мой». Исцеляя его недуги и раны, Владычица говорила: «Этот нашего рода…»

Родился будущий святой 19 июля 1754 года в городе Курске, в благочестивой и состоятельной купеческой семье Мошниных. В крещении получил имя Прохор. Уже с раннего детства над святым отроком явно проявляется покров Божий, что указывает на его избранничество. Приведем очень известный случай из Жития святого.

Когда Прохору исполнилось 7 лет, он упал с самого верха колокольни строящегося храма во имя преподобного Сергия Радонежского. И мальчик не только остался жив, он даже не успел испугаться. Как будто кто-то невидимый подхватил его и поставил на землю, прямо на ноги.

Прохор рано обнаружил светлый ум и прекрасную память. С детства любил посещать церковные службы и читать Евангеля и Жития святых в уединении.

Еще в юности у Прохора возникло стремление всецело посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не стала препятствовать этому и благословила его на иноческий путь.

20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор Мошнин явился в Саров, чтобы связать с этой обителью всю свою жизнь.

Он проходил многие послушания в монастыре, был келейником, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы самому Господу Богу.

Так началась иноческая жизнь одного из величайших святых.

Восемь лет провел преподобный в качестве послушника, и двадцати семи лет от роду принял пострижение в иноческий чин с именем Серафим. В переводе с древнееврейского языка это имя означает «пламенный» и очень хорошо отражает пламенную любовь отца Серафима к Господу и стремление ревностно служить Ему.

В возрасте 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха.

Еще в годы послушничества преподобный проявил тягу к уединению и безмолвию. Он построил в глухом лесу небольшую келью-избушку и проводил в ней время в посте и молитве. Получив священнический сан, Серафим решил добровольно удалиться в пустынь. Так начался его подвиг — пустынножительство. Духовная, молитвенная жизнь о. Серафима в пустыньке была настолько сложна, что пытавшиеся в первое время его отшельничества жить с ним монахи не выдерживали, а через несколько лет уже вся братия поняла, что поистине Серафим — избранник Божий, наделенный недоступными простому смертному дарами.

Келия его почти не отапливалась. Огонь горел только в лампадке перед единственной иконой Божией Матери «Умиление», которую преподобный называл «всех Радостей Радость». Шли к отцу Серафиму за советом и благословением монахи и миряне, шли насельницы Дивеевской обители для наставительных бесед. Все больше народу шло к отцу Серафиму. Это нарушало его уединение и молитвенное делание. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ. И принял на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей стоял он один в лесу на коленях с воздетыми к небу руками и молился о спасении народа и страны Российской в то страшное время.

Осенью 1804 года преподобный подвергся жестокому нападению разбойников. Они требовали денег, полагая, что раз к нему приходили миряне, значит, он брал с них мзду. У преподобного был в руках топор, он, физически сильный, мог бы защитить себя от нападения. Но, вспомнив слова Иисуса Христа: «Взявшие меч, мечом погибнут», он предпочел смириться. Его жестоко избили до полусмерти, а затем перевернули всю келью, но, не найдя ничего, кроме икон и нескольких картофелин, в ужасе от того, что убили без всякой пользы для себя святого человека, бросились бежать. Еле дополз Серафим до монастыря. Третий раз явилась преподобному в «тонком» сне Пресвятая Богородица в ослепительном сиянии славы своей и, повторив слова: «Сей нашего рода», своим прикосновением исцелила его.

Облик преподобного после болезни очень изменился: волосы побелели, а спина согнулась так, что до конца своих дней он мог ходить, только опираясь на клюку или топорик. Отец Серафим приобрел тот вид, как его принято изображать на иконах, каким его и узнала вся Россия. Почувствовав, что силы возвращаются к нему, преподобный вновь ушел в пустынную келью. Своих обидчиков о. Серафим простил и просил не наказывать. Сама жизнь жестоко наказала их.

Святой подвижник берет на себя подвиг молчальничества. В таком безмолвии провел он около 3-х лет. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному их монахов монастыря: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

По возвращении в монастырь после 15-летнего пребывания в пустыни начался новый подвиг преподобного — затворничество. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор. И никуда не выходя, и никого у себя не принимая, преподобный находился в постоянной молитве.

«Как можно, — спросили незадолго до смерти старца, — пребывать в постоянном молчании?». «Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно — так много собеседников посещает меня». Преподобный настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, и Мир утвердился во всем величии. В затворе приобрел преподобный высокую душевную чистоту и дар чудотворения. Тогда избранник Божий был поставлен на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве. Он вышел из затвора и начал принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Преподобный открыл двери своей кельи для всех.

Сорок семь лет провел к тому времени старец в монастыре, из них 16 лет в пустынножительстве, другие 16 лет в затворничестве, в многолетнем молчании, в неустанных трудах над своей душой, в непомерных добровольных страданиях, трехлетнем столпничестве, в полном отречении от мира — и лишь достигнув высочайшего совершенства, укрепившись в благодати Божией, он, продолжая во всем свою подвижническую жизнь, принимает на себя апостольское служение миру.

Слава о великом подвижнике давно уже ходила по всей России. Тысячи страждущих духом, чающих наставления, духовного или телесного исцеления, устремляются к святому старцу — и теперь преподобный готов принять всех.

Среди приходящих в обитель были люди самого различного звания: и знатные, и государственные люди, и даже члены императорской фамилии (в 1825 году преподобного Серафима Саровского посетил и принял от него благословение великий князь Михаил Павлович, брат тогдашнего императора Александра I и будущего — Николая I). Но больше было простолюдинов, крестьян. Поток паломников особенно возрос в последние годы жизни «батюшки Серафима».

Он всех принимал, называя ласково: «радость моя», «сокровище мое», «батюшка», «матушка». Люди уходили от него утешенные, часто в духовно-восторженном состоянии, с жаждой исправления своих недо статков, в слезах, укрепленные в вере, нередко исцеленные от болезней, многие получали предсказание о своей будущей жизни, и всегда предсказания о Серафима сбывались.

Еще при жизни преподобный прославился как великий целитель и чудотворец. Его чудеса и исцеления кажутся совершенно невероятными, а между тем их очевидцами были многие люди.

Первое исцеление было совершено в 1823 г. Исцеленным оказался помещик Михаил Васильевич Мантуров. Впоследствии М. В. Мантуров, пораженный происшедшим чудом, продал свое имение, отпустил на волю крепостных, купил землю в селе Дивееве, которую после своей смерти завещал Дивеевской женской общине, построил там домик и принял на себя добровольную нищету. Вскоре он стал вернейшим учеником и другом отца Серафима.

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Влияние преподобного на дивеевских сестер было исключительным: без благословения великого старца они не предпринимали ничего, беспрекословно выполняли все его послушания.

Уже после смерти отца Серафима именно в Дивееве сумели сохранить подлинный дух его учения, и не случайно, что останки великого святого, в конце концов, именно здесь нашли упокоение.

За год и 10 месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Божией Матери, теперь уже последнего, не в «тонком сне», а наяву, в присутствии монахини Евпраксии (до пострижения Евдокия Ефремовна Аломасовская). Богородица долго беседовала с преподобным (о чем? пораж е н н а я монахиня, упав на землю, не могла слышать), а потом сказала: «Скоро, любимче мой, будешь с нами».

Отец Серафим знал, что кончина его не так далека. И без того согбенный, он все ниже клонился. Великий постник, он в последние годы стал как бы еще суше, светлее, легче. Преподобный оставлял у видевших его впечатление необыкновенной чистоты — одежд, всего облика, в особенности лица, светившегося тихой, неземной радостью.

Святой старец был в последние годы особенно внимателен к ученику своему, также чудесно им исцеленному Николаю Александровичу Мотовилову.

Великий прозорливец знал, что Мотовилов всю оставшуюся жизнь свою посвятит борьбе за Православие, за Дивеево, много перенесет тягот и поношений, но будет тверд до конца в стоянии за Истину, в исполнении заветов старца Серафима. Знал он также, что все сказанное Мотовилову будет тщательно записано и спустя много лет явится людям в нужное время, когда будут тяжкие времена, канун великих несчастий и разорения для Святой Руси.

Е.М. Мотовилова, надолго пережившая своего супруга, сохранила целый короб бумаг, а среди них и запись беседы с отцом Серафимом «О цели христианской жизни». Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение важнейших мест Священного Писания: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия». «Радость моя, — говорил батюшка Серафим, — снискай в себе дух мирен, и тысячи вкруг тебя спасутся. Познавай в себе добро и зло, люби ближнего твоего. Ближний твой — плоть твоя».

Смерть старец принял, стоя на коленях перед иконой Божией Матери. Лицо его было просветленным и радостным. Это произошло 2 января 1833 года, и погребен он был у алтаря Успенского собора Саровской пустыни. А через 70 лет после кончины преподобного были обретены его святые мощи.

19 июля 1903 года при участии царской фамилии состоялась торжественная канонизация святого. Мощи отца Серафима были открыты для всеобщего почитания. Это торжественное событие сопровождалось многочисленными исцелениями. Некогда сам преподобный предсказал все это: «Будет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет, что восстанут против царя. Но Бог царя возвеличит, произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних. Реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к великой славе».

В 1922 году Саровская обитель была закрыта. Мощи великого старца забрали в Москву. Сначала они в антирелигиозных целях кощунственно были выставлены в Румянцевском музее, а вскоре увезены неизвестно куда, и местонахождение их в течение многих десятилетий оставалось совершенно неизвестным. В 1990 году великая православная святыня была обнаружена в Казанском соборе Ленинграда (превращенном при советской власти в Музей истории религии и атеизма) и в начале января 1991 года передана Церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял честные мощи великого святого, и затем они были доставлены в Москву. Отсюда святые мощи перенесены в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. «Вот будет чудо, так чудо. Это когда крестный-то ход, что сначала шел из Дивеева в Саров, пойдет теперь из Сарова в Дивеево. А народу-то, народу, что колосьев в поле».

Так исполнилось еще одно пророчество великого святого, сказавшего, что тело его найдет пристанище не в Сарове, но в Дивееве.

Дар святости есть такой же дар, как гениальность или как та незыблемая ось героического душевного склада, которая делает человека способным не на отдельный героический акт (на это способны многие), но на превращение всей жизни в героическую повесть.

Так прожил свою жизнь великий святой, подвижник, молитвенник и святитель земли Русской, преподобный Серафим, Саровский чудотворец.

И. ВИЛЬХОВАЯ
Екатеринбург

 

В других номерах:

Проповедь

Слово в неделю пред Рождеством Христовым

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Други наши, пройдет всего несколько дней, и мы с вами увидим, ощутим преобразующий будни нашей жизни свет великого праздника Рождества Христова.Церковь возгласит о явлении миру Света Разума рождением Христа.Время и вечность, Бог и человек соединились в день Рождества Христова в единый поток жизни во спасение.

 
Проповедь

Слово о смысле жизни

В «Записках из мертвого дома» Ф.М. Достоевский приводит пример того, как можно смирить, сломать самого неукротимого и отчаянного каторжника. Этот метод заключается в бессмысленном труде. «Заставьте, например, — говорил писатель, — человека перетаскивать землю из одной кучи в другую и обратно. Вскоре человек будет готов на любую пытку и даже смерть, только бы прекратить бессмысленное занятие».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс