Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Все Писание Богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим. 3, 16). Но Книга Псалмов «для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного почитания», ибо она, «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания» (Св. Афанасий Великий).
Все Ветхозаветные и Новозаветные книги Священного Писания условно делятся на: 1) законодательные — Пятикнижие Моисея (Ветхий Завет) и Четвероевангелие (Новый Завет); 2) исторические — Книги Царств (Ветхий Завет) и Деяния святых Апостолов (Новый Завет); 3) учительные — Притчи Соломоновы (Ветхий Завет) и послания Апостолов (Новый Завет); 4) пророческие — Книги Исайи, Даниила и прочих пророков (Ветхий Завет) и Апокалипсис (Новый Завет).
Но есть в Библии одна книга, которая чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминание закона, и историю народа Божия, и пророчества о Мессии и Его Царстве. Это — Книга Псалмов (Псалтирь). Кроме этого, она имеет еще одну особенность, «особую некую благодать и преимущественную достопримечательность»: в ней описаны и изображены движения каждой души и даже изменения этих движений. Поэтому эту книгу нужно особенно изучать каждому христианину.
Велика польза от слушания и чтения псалмов.
Во-первых, нет в жизни человека такой ситуации, такого состояния души, которые не отражены в псаломских изречениях. И в скорби, и в радости, и в нужде, и в опасности христианину нет необходимости подыскивать слова и составлять свои молитвы. Дух Святый устами царя Давида сказал всё, что переживает наше сердце в разные моменты жизни. «Я думаю, — пишет святитель Афанасий Великий, — что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, всё состояние души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке».
Во-вторых, псалмы для читающего их служат как бы зеркалом, в них познает он движение души своей, и смотря уже по тому, чем она страдает, научают его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь. Ибо книга Псалмов — это общедоступная лечебница.
«Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают снова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны». (Св. Афанасий Великий).
В-третьих, любящий и знающий псалмы, гораздо глубже воспринимает Богослужение, так как в Православной Церкви оно более чем наполовину состоит из чтения и пения псалмов. И кто не знаком с их содержанием, тот многого не понимает в службе, а потому скучает в храме и тяготится ею.
Достойно еще удивления в псалмах и то, что, читая другие книги Писания, никто никогда не употребит изречения патриархов, святых и пророков вместо своих собственных, а читая псалмы (кроме пророческих и о язычниках), мы произносим их уже Богу как собственные слова. Ибо псалмы так сложены и изречены Святым Духом, как будто они написаны о каждом из нас.
Не удивительно, что любимой книгой древних христиан была Богодухновенная Псалтирь. Имея потребность души, они сопровождали свою жизнь псалмопением и этим воодушевляли себя на подвиги благочестия. Псалом был в устах и у идущего на смерть мученика, и у удалившегося от мира пустынника. Да и в повседневной жизни христиане не оставляли псалмопения. «Земледелец, — пишет блаженный Иероним, — идя за плугом, поет «Аллилуйя»; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида».
Любовь к псалмопению нередко приводила к тому, что с годами Псалтирь (а в ней 150 псалмов) выучивали наизусть. Таких людей было немало не только среди духовенства и монашествующих, но и среди мирян. Современному христианину как минимум надо выучить наизусть два псалма — 50-й и 90-й. Первый из них предназначен для покаяния, а второй — для снискания помощи и заступления от Бога.
Нужно добавить, что в древности во время богослужения и молитвы использовались музыкальные инструменты: ударные — кимвалы, духовые — трубы и струнные — псалтирион (подобие арфы), от которого песнопения и получили названия псалмов. Но в Православной Церкви инструментальной музыки нет, не слышен голос рукотворных инструментов. В православном храме звучит только голос человека — этого Боготворного инструмента, обновленного Духом Святым и приносящего Богу «песнь новую». Его голосовые связки — самые приятные струны для Божиего слуха; его язык — самый лучший кимвал. Когда человек поет или читает псалмы, то он становится таинственной арфой, к струнам которой прикасаются искусные персты Святого Духа.
Посему, дорогие христиане, углубляйте свой ум в слова этой чудной книги, чтобы и вы с Давидом могли сказать: «Коль сладка гортани моей словеса Твоя. Паче меда устам моим».
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЧТЕНИИ ПСАЛТИРИ
Обычно читается Псалтирь, изданная отдельной книгой на церковно-славянском языке (можно — современным шрифтом), в которой псалмы разделены на 20 частей, называемых «кафизмами», каждая из которых делится на три «Славы».
Число псалмов, читаемых в домашнем правиле, может быть различным — в зависимости от намерений и возможности каждого верующего. Святые отцы предлагают читать псалмы ежедневно. Например, Оптинские старцы советуют из Псалтири читать по одной кафизме в сутки, начиная с первой до последней включительно. Необходимо чтение кафизм предварять и заканчивать молитвами, указанными в Псалтири.
Чтение псалмов можно соединять с прошениями о живых (на первой «Славе») и поминовением усопших (на второй «Славе), а после третьей «Славы» — читать молитву кафизмы.
Желающие молиться об упокоении душ усопших (новопреставленных) читают «псалом великий» — 118-й, при этом на каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш …» и на ней поминается имя усопшего.
Если церковной Псалтири нет, то можно читать псалмы по Синодальному переводу Библии.
«Вельми бо есть полезно, еже научатися псалмам и прочитывати Псалтирь, ибо уне есть солнцу престати (остановиться) от течения (движения) своего, нежели оставити Псалтирь» — глаголет святитель Иоанн Златоуст.
МЕСТО ШЕСТОПСАЛМИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ Шестопсалмием в православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно читаемых на утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Этот момент церковной службы выделяется своим “минорным звучанием” и строгостью обстановки
Лекция профессора А.И. Осипова, прочитанная в Сретенском училище В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и ни- какими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.