Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (140) → О чтении Слова Божия. Из творений Тихона Задонского

О чтении Слова Божия. Из творений Тихона Задонского

№24 (140) / 1 декабря ‘00

Проповедь

Слово Божие содержится в книгах пророческих и апостольских, которые по-греческому наречию называются Библия, то есть “книги”. Эти книги иначе называются “Писания”, как Христос говорит «исследуйте Писания» (Ин.5, 39), и Павел апостол к Тимофею написал: “из детства знаешь священные писания” и проч. (2 Тим.З, 15).

Слово Божие потому называется и есть Слово Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников нам, объявлено и передано. «Приняв от нас слышанное слово Божие, — пишет апостол Павел, — вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, -каково оно есть по истине» (1 Фес. 2, 13).

Писание святое есть как послание Небесного Царя к подданным Своим рабам, нам недостойным, и оно дивную и божественную силу в себе имеет. В малом времени, не через многих, но через двенадцать человек; не мудрых, но простых и безкнижных, во всю вселенную пронеслось, как написано: “до пределов вселенной слова их” (Пс. 18, 5). И не только пронеслось, но и плод принесло, так что народы, бросившие суеверия идолобесия, ко Христу распятому, такою бесчестною смертью умершему, пристали, и Того за Спасителя и Бога своего от сердца признали. И хотя диавольская хитрость действовала так, что мудрецы и сильные века сего проповеди их силою противились, но ничего не смогли сделать.

Как солнечным лучам ветер, так и апостольской проповеди диавол не мог воспрепятствовать.

Священная Библия разделяется на книги Ветхого и Нового Заветов. Ветхого Завета книги написаны до пришествия Христова. Нового Завета книги написаны апостолами после пришествия Христова, и содержится в них учение и проповедь святая о спасительном Христовом пришествии. Это: четыре Евангелия, Апостольские Послания и проч.

Что Слово Божие открывает нам, тому несомненно должно верить, поскольку чувства наши удобнее нас обмануть могут, чем слово от Неложного Бога сказанное. Ему более должны мы верить, нежели мертвецу воскресшему и говорящему, ибо сказано: “если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (Лк. 16, 31). Всякий человек солгать может, но Бог, как всякая истина, солгать не может.Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”, — говорит Христос (Мф. 24, 35). И будет непременно воскресение мертвых, будет второе пришествие Христово, как и первое было, будет суд Его праведный, будет праведным и грешным воздаяние и проч.

Слово Божие и мне, и тебе, и другому одинаково передано и написано. Ибо Бог на лица человеческие не смотрит, но «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Потому и слово Свое святое ради всех и всякого повелел написать, чтобы всякий, читая или слушая его, мог спасение вечное получить. И святой апостол Иоанн в своем послании написал: пишу вам, отцы; пишу вам, юноши; пишу вам, дети; и проч. (1 Ин. 2, 13, 14), а значит, всем и всякого звания и чина людям, священникам и мирянам, благородным и простым, мужчинам и женщинам читать и слушать его можно и должно.

Хотящему читать или слушать слово Божие с пользой духовной нужно примечать следующее:

1. Поскольку оно есть орогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.

2. Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы остроумным или словесным быть, но чтобы Бога и Христа Сына Божия и волю Его святую познать и так вечное спасение получить.

3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс. 1, 2) и так питать им душу, как тело — хлебом.

Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.

“Вера от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим. 10, 17).

4. Должно читать не много страниц, ибо много прочитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать.

5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.

6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: “открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего” (Пс. 118, 18) или “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси”.

7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины.

Поскольку не слышащие только слово Божие ублажаются, но слышащие и хранящие (Лк. 11, 28), то нужно стараться сохранять услышанное с Божией помощью. Слово бо Его есть семя живое, которое должно на земле сердец наших духовные плоды произращать.

Знамением гнева Божия есть то, если в каком месте Слово Божие не проповедуется или ложно толкуется и искривляется. Отсюда голод наступает, о котором пророк Амос пишет (см. Амос 8, 11) -“голод слышания слов Господних”. Вера исчезает тогда, а вместо нее неверие и суеверие последуют. От этого бывает, что люди за грех почитают то, в чем греха нет, а великих грехов за грех не вменяют, добродетель называют пороком, порок — добродетелью. Человек сам в себе слеп и требует просвещения; забывчив есть и требует напоминания: ленив, и нужно ему поощрение; дряхл есть и уныл, и нужно ему утешение; сомнителен есть и требует наставления, — и все это из святого Писания почерпается.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).

Худой и то знак, когда слово Божие проповедуется, но люди неохотно слушают или удаляются от него. В притче о семени (Мф. 13, 4–8) говорится о добрых людях, творящих плоды покаяния, и о трех родах людей нерадивых, в которых Слово Божие никакого плода не приносит. От сего явствует, сколь малое есть число спасающихся.

Мы же, христиане, рассмотрим себя и потрудимся быть, во-первых, слышателями, а во-вторых, и творцами закона; сотворим плоды, достойные покаяния, да не посечет нас как бесплодных секира суда Божия и да не отошлет в огонь по написанному: “всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Мф. 3, 10).

К словам святителя Тихона добавим и слова преподобного Серафима Саровского:

«Очень полезно заниматься чтением Слова Божия, и в уединении прочитать всю Библию разумно. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Евангелие и послание Апостолов должно читать, стоя пред святыми иконами, а псалмы можно читать сидя». Сам преподобный Серафим постоянно прочитывал за неделю весь Новый Завет.

А как же нам читать Священное Писание? Вот что советуют оптинские старцы.

Кроме церковных служб, обязательно ежедневно читать одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола, также по ряду, начиная с деяний Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса, причем последние семь глав Апокалипсиса читать по одной в сутки; тогда последняя из них читается в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинать вновь с первых глав новый круг чтения.

Из Псалтири читать по одной кафизме в сутки, начиная с первой до последней включительно.

Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

В других номерах:

Жизнь Екатеринбургской епархии

Начальнику ГУВД Свердловской области генерал-лейтенанту милиции Красникову А.А

Товарищ генерал-лейтенант, уважаемый Алексей Алексеевич!Поздравляю Вас, Ваших подчиненных и членов их семей с профессиональным праздником — Днем милиции. В связи с этим знаменательным днем желаю всем Вам крепкого здоровья, сил, сохранения и умножения терпения, мудрости и понимания

 
Проповедь

Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

МЕСТО ШЕСТОПСАЛМИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ Шестопсалмием в православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно читаемых на утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Этот момент церковной службы выделяется своим “минорным звучанием” и строгостью обстановки

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс