Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (129) → Урожай растим с молитвой

Урожай растим с молитвой

№13 (129) / 1 июля ‘00

Проповедь

(Продолжение. Начало в № 11, 12)

о. Алексий: Меня часто спрашивают: «Почему страдают невинные? Почему гибнут малые дети? Почему Бог так несправедлив или равнодушен к страданиям человеческим?»

В этих вопросах проявляется одно из самых сильных духовных устремлений человека — стремление к правде и справедливости. Чувство правды, заложенное в нас Творцом, требует, чтобы добрый человек был счастлив и удачлив в своей жизни, а злодей или негодяй был обязательно наказан. Но каждый из нас знает, что зачастую в мире бывает все наоборот. Зло торжествует над добром, и хороших людей часто постигают различные бедствия. Откуда такое противоречие? Неужели Богу безразлично, что творится на Земле?

Нужно сказать, что никакого противоречия здесь нет и претензии в беспорядке совершенно напрасно предъ-являются Богу. Зададим себе вопрос: разве все люди в мире веруют в Бога? Разве все люди исполняют волю Божию? Понятно, что нет. Тогда почему мы спрашиваем с Господа за собственные грехи и беззакония? Божественные законы не исполняются нами, людьми, а виноват в этом Бог? В ком как не в нас самих нужно искать причину несправедливости?

«Ищите прежде правды Божией», — говорит Господь, этими словами призывая нас видеть за бедами и неправдами этого мира другую, большую правду — правду вечной жизни, которая обещана Христом всякому верующему в Него и поступающему по Его заповедям. Без веры в жизнь вечную многое из происходящего в мире будет казаться несправедливым. Но если помнить, что душа человека бессмертна и продолжает жить после его телесной кончины, тогда многое становится понятным. Душа нечестивца, попадая в мир духов, оказывается окружена ужасными и отвратительными демонами, волю которых человек творил в течение своей земной жизни. Никакие лишения нашей земной жизни не могут сравниться с сознанием безысходности и непоправимости своего положения после смерти. И наоборот, душу верующего христианина ожидает совсем иная участь. Такая душа попадает в окружение светлых Ангелов и оказывается утешена в жизни загробной несравненно большими благами, чем любые удачи и наслаждения нашей временной жизни.

А что значит «относиться к природе по-христиански»? Не смотреть же на то, как у тебя на огороде колорадский жук съедает картошку?

о. Алексий: Ни в коем случае! Обратись к Господу, попроси помощи и благословения, помолись и давай уничтожай жука теми способами, какие тебе известны. Ты испрашиваешь у Бога благословение на то, что делаешь, но дело само собой за тебя не исправится! Это в сказках все «по щучьему веленью, по моему хотенью» получается, а в реальной жизни необходимо прикладывать ко всем делам и физические, и молитвенные усилия, ибо молитва тоже есть труд, и труд нелегкий. Человек просит у Бога благословение на свою работу, Господь дает ему силы на ее исполнение, а делает свое дело человек сам. Это и есть со-трудничество, со-работа двух сил: божественной и человеческой. Только в таком случае дело принесет успех и будет увенчано благодатным плодом.

о. Борис: Нельзя понимать христианское отношение как запрет во что-либо вмешиваться, что-либо менять. Человек испокон века влияет на природу. Хороший лесник всегда чистит лес. Он не только убирает сухие ветки, но и вырубает некоторые зеленые деревья И кустарники. Человек издревле строит запруды на реках, плотины. Ставит мельницы, пускает в озера рыбу и т. п. Власть над природой дана человеку самим Богом, но любая власть это вместе с тем и ответственность. Ее нельзя понимать только как свободу исполнять свои прихоти в ущерб окружающему миру. Мы ответственны за природу перед Всевышним, Который сотворил и природу, и человека. И Он обязательно спросит с нас, зачем мы поворачивали реки вспять. Может быть, какую-то реку и нужно было повернуть для пользы дела, но горе нам, если мы делаем что-то не по нужде, но в стремлении доказать свою силу и независимость от Бога. Поэтому будем бережно относиться к природе. Не будем самонадеянны и самоуверенны, а испросим в молитве благословения Божия, обратимся за советом к Церкви, а уж потом приступим к работе.

А техника? Она ведь облегчает труд. Может, оставить трактор и снова пахать на лошадях?

о. Алексий: Некоторые люди ошибочно думают, что Церковь призывает отказаться от техники, пахать на лошадях, отключить электричество от своей избы и т. п. Во-первых, нужно знать, что наши предки не были такими темными, как их представляла материалистическая наука и безбожная история. Сложившееся представление о невежестве и дикости крестьян России — одно из самых больших заблуждений. В крестьянской среде непременно были люди, умевшие читать и писать, во второй половине XIX века крестьяне широко пользовались книгами из церковно-приходских библиотек, школьных библиотек. Некоторые частные крестьянские библиотеки насчитывали до 2000 томов. Круг чтения русских крестьян был очень разнообразен, но на первом месте всегда стояла духовная литература. Евангелие имели во многих семьях, по Псалтири учились читать, любили и знали наизусть жития наиболее чтимых святых.

Более того, сейчас историками найдены документальные свидетельства того, что в допетровские времена сельская Русь была… грамотнее, чем в ХVIII-XIX веках. Об этом говорят, в частности, документы Стоглавого собора 1553 года: «В Российском царстве — на Москве и в Великом Новгороде и по иным городам — многие училища бывали, грамоте и писати и пети и чести гораздых много было, но певцы и чтецы и добры писцы тогда славны были по всей земли и до днесь». Из былины об Илье Муромце (а народный эпос тоже в определенной мере отражает историческую действительность) мы также узнаем, что он учился грамоте в школе, бывшей у дьячка, в селе Карачарове. Так почему эта традиция народной грамотности оказалась утраченной? Причинами этого, скорее всего, стали меры по ужесточению крепостных порядков и реформа Церкви, предпринятая в царствование Петра. В то время было закрыто множество монастырей и храмов, церковные благотворительные и просветительские учреждения остались без содержания, тогда как до XVIII века грамота передавалась крестьянам, в основном, через монастыри и «учительных людей» — дьячков, проживавших в селах по церковным приходам.

Многие отмечали, что глубина понимания духовной жизни у крестьян была выше, чем в среде дворянства и интеллигенции, сильно затронутой чуждыми западными философскими и социальными идеями. Монастыри же вообще были центрами просвещения, вокруг которых были собраны прекрасные мастеровые и лучшие умы. На Соловках до сих пор используются искусные гидротехнические сооружения конца XIX века, а в то время монастырь буквально поражал приезжавших в него иностранцев многочисленными инженерными находками.

Вернуться к опыту дедов и прадедов — это не значит копировать внешние стороны их жизни. Это значит вернуться к духовно-нравственным устоям их бытия: к молитве и покаянию. А отказаться от транспорта и электричества — это действия напоказ, которые внутренне человека не меняют.

Можно ли применять на поле или в огороде удобрения?

о. Алексий: Допустимо, но в меру. Если известно, что земле не хватает ее естественных составляющих, к примеру, селитры, а также в случае, если почва излишне кисла, то не надо бояться применения удобрений. Это относится и к органическим добавкам: навозу, перегною, золе и т. п. За землей не только нужно, но даже должно ухаживать. Однако необходимо избегать применения ядовитых веществ, которые подолгу остаются в земле, смываются дождями в реки и озера и таким образом наносят природе серьезный вред. Таковы гербициды, используемые для подавления сорняков, комплексные удобрения с высоким содержанием нитратов, различные химические растворы, используемое против вредителей на деревьях и плодовых кустарниках. Мало заботиться о том, чтобы яблоко созрело. Важно, чтобы вместе с этим не нанести вред окружающей природе и людям. Безусловно, нужно отказаться от использования в земледелии и животноводчестве химических препаратов, ускоряющих созревание и рост растений и скота. Природу не проведешь и, как уже говорилось, последствия такого варварского подхода бывают самыми плачевными.

о. Борис: Страшно то, что отношение человека к земле в корне изменилось. Теперь для людей уже это не землица-кормилица, каковой она была раньше, а средство извлечения прибыли. В прежние времена крестьянин хорошо чувствовал, как дорог для его семьи небольшой земельный надел. Он принадлежал его прадедам, и крестьянин знал, что именно эта пашня перейдет по наследству потомкам. А за прошедшие десятилетия земля оказалась без хозяина. Возникло совершенно безответственное «колхозное» отношение. В колхозах стремились выполнить план любой ценой, а что будет с природой дальше, — на это внимания не обращали. Старались «выжать» из земли все возможное и притом в кратчайшие сроки.

Эпоха плановой экономики бесславно завершилась, но «колхозный» подход к земле до сих пор живет в душе сельского жителя. Утеряно понимание земли как святыни. Земля — это ведь настоящая святыня! Вспомните, когда говорят о Родине, как еще ее называют иначе? «Родная земля». Удивительно точно! Не говорят «родные реки» или «родные города» или «родные люди», но именно «родная земля». Ласково, с любовью величают ее «земля-матушка» и «мать-сыра земля». Откуда такое уважение? Да просто человек интуицией своей чувствует, что земля для него -нечто родное и близкое. Верующему человеку понятны истоки этого чувства. В Библии сказано, что Бог, создавая человека, построил его тело из земли, то есть из природных элементов. Значит дух в человеке — от Господа, а остальное — от земли. «От земли ты взят и в землю возвратишься», — сказал Господь человеку, и именно поэтому христиане чтут землю как одну из своих величайших святынь. Когда говорят о человеке: «Для него нет ничего святого», — подразумевают, что человеком утеряна совесть и он не чтит ни Бога, ни такие земные святыни, как мать, хлеб, землю. И потому задача восстановления в человеке совестливого христианского отношения к окружающему миру напрямую связана с возвращением уважения к своей земле.

Некоторые считают, что молитва — тот же заговор, только церковный. Так ли это ?

о. Алексий: К сожалению, многие люди воспринимают молитву как заклинание, заговор. Произносишь определенные слова и должен последовать нужный эффект, к примеру, тот же жук колорадский или тараканы исчезнут. Но это вовсе не так. Между молитвой и заговором существует колоссальная разница, такая же, как между смиренной просьбой и настырным вымогательством. Молитва есть смиренное прошение о помощи Божией в том деле, которое мы собираемся начать. Это первое и самое главное отличие. Во-вторых, молящийся человек не стремится добиться желаемого во что бы то ни стало. Он верит, что не ему, грешному, судить о том, что полезно для его души, а что нет; но то известно лишь благому и любящему Богу. Потому молящийся человек всегда с готовностью принимает все, что последует за его молитвой. В-третьих, настоящая молитва всегда связана с глубоким чувством покаяния. Верующий человек знает, что трудности и скорби посланы от Бога за его прегрешения и неправды для его назидания и исправления. Вот, например, как описывает сельский священник конца XIX века покаянную обстановку, в которой совершались всенародные молебны по случаю долгого бездождия: «… священник с крестом в руке вышел из алтаря на амвон и остановился перед крестным ходом, лицом к лицу с народом.

«Что вы собрались делать, христиане? — Сказал он внушительно народу, — идти на свои поля и просить милости у Бога? Но стоите ли вы этой милости? Не вы ли недавно бесчинствовали и пили целые недели без просыпу? Я вас просил, — вы смеялись, я вас молил, — вы бесчинствовали, я вам указывал на Бога, — и вы отворачивались от Его лика. Теперь Бог отворотился от преступных лиц ваших и наказует вас достойно и праведно. Я не смею молиться с вами перед разгневанным Небом!

Тронутый в такую решительную минуту народ, как один сноп, повалился на землю и стал на колена перед поднятыми в поход образами…»

И еще давайте посмотрим, с каким смиренным чувством принимает народ дивную милость Божию — начавшийся вскоре после молебна дождь:

«…Вдруг взошла туча, и ударил дождь. Народ плачет от радости, подставляет пригоршни под иконы, с которых льются ручьи дождя, умывается этой водой и твердит: «Слава Тебе, Создателю, услышавшему нашу грешную молитву!»

Как видим, результат молитвы зависит, прежде всего, от веры просящего, от его образа жизни и от того, полезно или неполезно для просящего исполнение его прошения. Это три самых важных фактора. Если человек живет, не помня о Боге, делает все наперекор, маловероятно, чтобы его прошение исполнилось. Чтобы лучше понять, почему так, возьмем для сравнения отношения между родителями и детьми в семье.

Если сын постоянно нарушает волю своего отца, обижает мать, едва ли родители будут делать такому сыну дорогие подарки. Родители, которые любят свое дитя не слепой, но настоящей любовью, обязательно потребуют от такого сына для начала утвердиться в послушании и уважении к отцу и матери и только в этом случае выполнят желание ребенка. То же самое и в отношениях между человеком и Богом Отцом. Человек сперва должен проявить определенный навык благочестивой жизни, закрепиться в нем, и тогда может рассчитывать на Божии милости. Чем сильнее будет в нем вера, тем больше будет помогать ему Бог. Вот почему так сильна молитва святых и молитва церковная. Людям праведной жизни, более других приблизившимся к Богу, дарована особая благодать молитвенной помощи всем нуждающимся. Поэтому в старину люди перед началом важных дел обязательно говели, исповедовались и причащались. Оставляя свои заботы, они шли пешком в паломничества по святым местам просить святых старцев помолиться об исполнении своих дел. Молодежь — перед женитьбой или замужеством, старики -замаливать грехи. Нередко отправлялись во время болезни, после несчастья. К ближним местам брали и детей. «Чадцы и домочадцы» пели молитвы в пути, посещали все богослужения в монастырях.

Особое место занимала в жизни наших предков и общецерковная молитва. Молебны о благополучном совершении намеченного заказывали в храме по каждому важному поводу. Храм — место особого присутствия Божия, и потому со всеми своими горестями и нерешенными проблемами люди шли в церковь, чтобы принять участие в церковных службах и совместно с другими верующими помолиться друг за друга. В православных церквах и ныне за каждым богослужением молятся о мире и благополучии всех христиан, а наипаче тех, кто присутствует в этот день на службе в храме и подал письменное поминовение — записочку «о здравии» родных и близких для прочтения священником в алтаре храма пред Святым Престолом.

Совсем другое действие представляет собой колдовство. Колдун взаимодействует с невидимым миром, с миром падших духов, которые при определенных условиях помогают ему сделать то, чего он желает. В колдовстве нет ничего похожего на молитву. Обращающийся к помощи колдуна точно знает, чего он хочет достичь, и готов добиваться этого во что бы то ни стало. Здесь нет и тени того смиренного покаянного чувства, которое живет в душе молящегося. Правда, иногда бабки-шептуньи, маскируя свое колдовство, используют в заговорах имена Пречистой Богородицы, Господа и Его святых. Маловерные нецерковные люди часто обманываются этим, думая, что врачевство таких «целительниц» вполне законно и никак не противоречит христианской вере и церковному учению. Вот, например, у нас в деревне, возле церкви такая бабка жила… Вроде и молилась, и иногда причащалась, но на исповеди из нее слова покаяния не вытянешь. Народ к ней хаживал: кто укушенную змеей корову заговорить, кто руку растянутую подлечить, в общем, всяк по своей нужде. Заставил я ее как-то заговор от укуса змеиного мне рассказать. Начинается он вроде бы по-христиански: «Выйду, помолясь, пойду, перекрестясь, к острову Буяну, что на синем море». А дальше начинается изюминка заговора: «Там на горюч-камне сидит баба зубатая, ропщет-пупчит, велит заговаривать змеиный яд». В результате корова, как правило, поправляется. Я посоветовал обходить впредь без «бабы зубатой» и читать только церковные молитвы, но старушка ответила: «Без заговора никак нельзя».

В основе таких псевдохристианских молитв лежит практика языческого колдовства. Чтобы сохраниться в христианской стране, колдовство стало наряжаться в камуфляж православных слов, сохраняя свою внутреннюю языческую сущность. Для вида многие колдуны имеют иконы, читают церковные молитвы, требуют от своих пациентов, чтобы те крестились. Но заговор остается заговором, и Церковь на такие действия никаких знахарей и бабок не благословляет.

о. Борис: Что побуждает человека в своих трудностях идти не в церковь, а к колдуну или, как сегодня принято их называть, «народному целителю»? Очевидно, такой человек считает, что прибегнуть к колдовству проще и надежнее. Результат, так сказать, более гарантированный. Чаще всего человек так поступает от нежелания задуматься о своей жизни, признать свои ошибки, покаяться. То есть основами такого поступка являются неверие и гордыня. Что, мол, может сделать батюшка? Пробубнит какие-то молитвы (молитв церковных такой человек не знает, а потому молиться вместе со священником и прихожанами о своей нужде не может), покропит, в крайнем случае, святой водой и иди, жди с моря погоды. А то еще хуже: опять станет учить жизни, о грехах говорить, звать на исповедь. Разве мне этого надо? Я не за тем в церковь пришел. Мне нужно совсем другое: чтобы скотина не болела или урожай хороший был. А все остальное меня не беспокоит. Пусть остается, как было. Вот уж, действительно, надеяться на такую горе-молитву все равно, что с моря погоды ждать, ведь молитвы-то и не было, подал человек записочку и считает, что все прочее его не касается: я заплатил, а уж вы, будьте добры, сделайте мне все, как положено.

Обратиться к колдуну для такого человека куда удобнее и проще. Никакого беспокойства, никаких «лишних», тревожащих совесть вопросов. «Заказ» выполняется быстро и аккуратно. Точь в точь, как просили.

Но давайте посмотрим, откуда может взяться помощь человеку, рассуждающему таким образом. Верит ли такой человек во Христа как в единственный источник всех чудес и благодеяний? Является ли верным чадом Христовой Церкви? Молился ли ко Господу об исполнении своего прошения? Конечно, нет. А если нет веры, нет соблюдения заповедей, если нет молитвы-прошения, то откуда взяться «чуду»? От Бога? Маловероятно. К Богу человек не обращался. Приходится признать, что тут действовала иная сила, не требующая от человека ни веры, ни молитвы, ни покаяния. «Чудо» произошло по каким-то другим законам, чем те, что действуют в Церкви.

И здесь стоит остановиться и подумать. В духовном мире есть всего две духовные силы: божественная и сатанинская. И эти силы находятся в непримиримом противоречии. Сила иная, чем в Церкви, может исходить только из одного источника -бесовского. Это она отвращает человека от Церкви, это она усыпляет его совесть, это она производит неверие и гордыню.

В Царствие Небесное нет «черного хода». Колдун не обладает «служебным пропуском», и Богом ему не предоставлены никакие «чрезвычайные полномочия». Напротив, идолослужителям и чародеям вход на Небеса строго-настрого заказан. Есть Церковь, есть молитвы церковные, к ним заповедал нам прибегать Господь. Или мы хотим быть сильнее Бога, менять вещи вопреки Его воле?

Во всякой нужде нужно молиться Богу. В молитве человек просит Господа, чтобы Он дал то, что для него лучше. Господь один знает, что полезно для души человека, а что нет. Временные скорби — нужда, неудачи, — зачастую делают человека лучше. Трудности, которые посещают человека в его жизни, это не только наказание за наши прегрешения. Страдания имеют еще одно важное значение — ими очищается душа человеческая. Вот почему в трудные времена люди бывают добрее и отзывчивее. Не секрет, что сейчас в обществе нет той открытости и желания помочь ближнему, которые были свойственны русскому народу еще полвека назад, хотя жить в то время было гораздо труднее. Россия сегодня переживает значительные трудности, часто слышен ропот и недовольство на свою судьбу. Но если мы не станем озлобляться, не будем искать виноватых в своих несчастьях, а примем все испытания как должное, Господь обязательно дарует нашим душам спасение, а всей нашей Родине — возрождение и славу.

Кроме «целительниц», использующих для лечения заговоры, встречаются и такие «бабки», которые лечат болезни с помощью трав. Не опасно ли прибегать к их услугам?

о. Алексий: По нашим грехам Господь попускает болезни, но Он же по своему милосердию дарует нам и средства для их исцеления. Такими целительными средствами и являются лекарственные травы, поэтому лечение травами считается вполне приемлемым и благословляется Церковью. Прибегать к лечению травами совершенно недопустимо тогда, когда травы используются вкупе с заклинаниями и заговорами. В этом случае основу такого «лечения» составляют не свойства растений, а бесовские силы, а травяные снадобья служат своеобразной ширмой для тайных ритуальных действий колдуна.

Ничто в природе само по себе не обладает магическими свойствами, и травы, включающие в себя определенные лекарственные вещества, оказывают на организм человека вполне понятное и объяснимое с позиций медицины воздействие. Но естественные свойства природных средств могут учитываться знахарем так, чтобы с их помощью еще более усилить эффект от заклинания. Так что к предложениям «полечиться травками» также нужно подходить с оглядкой. Определенными гарантиями в этом случае могут быть полноценная церковная жизнь, которую ведет сам лекарь, его покаянное настроение, смиренный, мирный дух, рекомендация со стороны священника. Приступая к лечению, безусловно, необходимо получить на это благословение духовного отца (батюшки, у которого чаще других вы исповедуетесь), а также поговеть перед началом лечения, исповедаться и причаститься.

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Проповедь

Умри, коли стыда не имеешь

Заголовок этой заметки — народная мудрость, пословица, взятая из «Толкового словаря» В.И. Даля. Что же такое стыд? Почему отсутствие этого качества смерти подобно? Обратимся снова к В.И. Далю

 
Проповедь

Любовь божественная и человеческая

(Продолжение. Начало в № 9–12)По мере исполнения заповедей Божиих, по мере того, как в ходе самого исполнения заповедей возрастают и трудности, встающие на этом пути, возрастает и стремление к их преодолению, к противостоянию тем силам (прежде всего, бесовским)

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс