Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
За прошедшие десятилетия много лжи сказано в адрес нашего народа, его культуры, его Святой Веры. Но не менее оказались оклеветанными и русские цари.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге совершилось кровавое злодеяние. Подвал дома Ипатьева стал свидетелем гибели царя Николая II и его семьи.
Кто он, последний русский государь, вся жизнь которого стала жертвенным служением на благо Церкви и Отечества?
Вступив в 1894 году на престол и будучи глубоко верующим человеком, Николай II видел начавшееся нарастание смут и нестроений внутри общества, которые иногда перешагивали и церковную ограду. Возможность остановить сползание России в атмосферу смуты и безначалия, укрепить Церковь пред лицом грядущих испытаний. Государь видел в восстановлении сильной церковной власти в лице Патриарха. По взаимному согласию со своей супругой, Александрой Федоровной, он, одно время, готов был отречься от престола, передав его сыну Алексею или брату Михаилу Александровичу.
И, как акт высшего самопожертвования, в столь тяжелое (хотя внешне вполне благополучное) время постричься в монахи и принять управление Православной церковью. По совершеннолетию детей его супруга также собиралась принять постриг и, возможно, уйти от мира в один из бесчисленных русских монастырей. Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Когда Государь на встрече со Святейшим Синодом предложил неожиданно вопрос о восстановлении Патриаршества и свою кандидатуру на этот многотрудный подвиг служения Богу и Отечеству, члены Сидода многозначительно промолчали. Многие из них не могли себе этого простить потом до конца своей жизни. Но было, увы, поздно. Государь видел, как яд либерализма, безбожия, западопоклонничества все более захватывал и разлагал цельное мироощущение православного русского человека. Как великая и сильная держава в греховном безумии стремительно наполняла чашу гнева Божьего. Но, одновременно, в нем зрела и готовность из великой любви к своему народу принести за его грехи пред Богом еще большую жертву — свою жизнь. В разговоре со Столыпиным Государь как-то сказал «Если нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой «Удивительная смесь кротости и решительности прозвучала тогда в его словах. О предстоящих ему великих испытаниях Государь мог знать и из письма Серафима Саровского, полученного во время прославления преподобного в 1903 году, через 70 лет после его блаженной кончины. И из письма, хранившегося в Гатчинском ларце, простоявшем запечатанным под непрерывной Гвардейской охраной ровно 100 лет, согласно завещанию матери Павла I, до 1901 года. В Петербурге в начале века произошел следующий случай. Одна из пушек Петролавловской крепости вместо холостого заряда, по злому умыслу, оказалась заряжена ядром. Произошел выстрел, и ядро пролетев недалеко от государя и его свиты, ранило городового по фамилии Романов. Кто-то из рядом стоящих вслух удивился необычайному спокойствию царя Николай II на это ответил «До 1918 года я ничего не боюсь». Справившись о фамилии офицера, командовавшего батареей, он выразил в его адрес искреннее сожаление. Любовь к России и служение ей разделяла с Николаем II и его семья. Дочери во время войны с Германией работали в госпитале сестрами милосердия. А когда произошло отречение Государя от престола, вся его семья отказалась от возможности эмигрировать в Европу по приглашению родственников. Александра Федоровна сказала тогда, что предпочтет работать в России поломойкой и разделить судьбу народа, чем покинуть его в столь тяжелое время. Стихи, переписанные Царской семьей в тобольском заточении, отразили тогда внутреннее состояние всей семьи:
«Пошли нам, Господи, терпенье
В годину мрачных, буйных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей»
Подобно Спасителю, подобно сонму мучеников христианских, царская семья принесла себя в жертву Богу за грехи и безумие своего народа, став залогом его будущего воскресения.
Говоря о внешней деятельности царя-мученика Николая II, следует вспомнить, что только до 1912 года, за 18 лет правления, в России было открыто 211 мужских и женских монастырей, 7546 новых церквей. Большое внимание Государь уделял материальному положению церковных служащих, состоянию просвещения в церковно-приходских школах. Во многих православных церквах самых разных стран до сих пор хранится тот или иной дар царя-мученика. О нем по праву говорят, что он был вселенским защитником Православия.
Не меньших успехов достигла Россия и в других сферах в эпоху Николая II. Он первым обратился к правителям всех стран мира о всеобщем сокращении вооружения. Созданное при его участии «Рабочее законодательство», по словам американского президента Тафта (1912 г.) являлось самым лучшим в мире каким ни одно демократическое государство похвастаться не могло. По темпам роста промышленности и производительности труда Россия вышла на 1-е место в мире, обогнав США, 1-е место по производству важнейших сельскохозяйственных культур, железные дороги, банки и многое, многое другое. Столыпин как-то сказал «Дайте России 20 лет покоя, и вы ее не узнаете». Широко известный ныне французский экономист Эдмонд Тэй, давая впечатляющую картину социально-экономической и культурной жизни страны, сказал, что при таких темпах роста Россия к 50-м годам двадцатого века станет доминирующей державой в мире.
Вот таким воскресает в нашей памяти последний русский Государь. Великий святой земли русской, преподобный старец Серафим Саровский в начале прошлого века сказал «Царь, который меня прославит (причисление Серафима Саровского к лику святых произошло в 1903 году), того я еще более прославлю». И это будет.
Иерей АЛЕКСАНДР,
настоятель церкви Св. равноапостольной Марии Магдалины с. Б. Лая.
Русская Православная ЦерковьМосковский ПатриархатУправляющий Екатеринбургской Епархии 4 июля 1997 г.Первому заместителю Председателя Правительства Свердловской области Данилову П. И.
По мере приближения скорбного юбилея, 80-летия со дня убиения Императора и его Семьи, в разных местах и с различным эмоциональным накалом вновь возникает вопрос о застройке «Вознесенской горки», а точнее места убиения последнего русского Царя. Вопрос ставится неоднозначно, нужно, мол, и дом Ипатьева восстановить, и храм вроде бы нужен, но сначала дом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.