Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Положение с употреблением наркотических веществ детьми и подростками в настоящее время в России приобрело угрожающий характер. Если еще четыре-пять лет назад 16–17-летние наркоманы были клинической редкостью, то ныне это практически треть от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов.
Создается впечатление, что в подростковой среде сейчас не употреблять наркотические вещества стало чем-то неприличным, «несовременным». По данным Министерства внутренних дел, 70% всех потребителей наркотиков составляют подростки и лица молодого возраста. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.
В современной молодежной субкультуре сформировался ложный стереотип жизненного благополучия, который определяется маркой автомобиля, «лейблом» модной дорогой одежды, возможностью посещать престижные увеселительные заведения. Но к этим «прелестям» добавилась еще одна диавольская «новинка»: престиж измеряется и возможностью приобретения «дозы» модного наркотика. Подростки читают книги Кастанеды, Гроффа, Лири, где воспевается «волшебный мир», открывающийся под влиянием галлюциногенов — ЛСД, псилобицина, мескалина.
Прежде всего мы должны разобраться в корнях этой проблемы и соответственно этому избрать адекватные методы борьбы, лечения и профилактики.
Поэтому мы решили обратиться с этими актуальными вопросами к попечителю Центра медико-социальной и духовной реабилитации «Ступени к храму», врачу-психиатру, настоятелю храма Святителя Николая в с. Ромашково, клирику храма иконы Божией Матери «Целительница» Научного центра психического здоровья РАМН, кавалеру ордена мученика Трифона протоиерею Алексию БАБУРИНУ.
— Отец Алексей, почему наши молодые люди, зная, что употребление наркотиков приводит к болезни, смерти, тем не менее идут на этот шаг, становятся наркоманами?
— Почему Адам с Евой, зная, что вкушение запретного плода приведет их к смерти, тем не менее совершили это преступление? Вопрос послушания Богу изначален для человека. Господь дал нам заповеди не для того, чтобы нас как-то ущемить, ограничить нашу свободу, а для того, чтобы мы ориентировались в мире должным образом, знали, как жить. Заповеди Божии для нас — указатели на пути спасения.
Я считаю, что, рассматривая проблему наркомании, прежде всего нужно думать о том, как научить молодежь, детей и себя жить воздержанно, не нарушая заповеди Божей. А если говорить о духовных и исторических корнях наркомании, то следует вспомнить прежде всего дионисийские культы. Диавол уже тогда заставлял служить себе человечество, используя и вино, и наркотические вещества. Обратите внимание, что в атрибутах этого божка присутствуют не только плющ, но и виноградная лоза и даже сосновая шишка, из которой делали зелья, имеющие наркотические свойства. Так что это явление не новое для человечества. Но надо сказать, что диавол припас это орудие на последние времена, потому что ранее употребление наркотиков носило ритуальный характер. В языческом мире его было запрещено использовать под страхом смертной казни. А в наше время мы не можем и близко поставить употребление наркотиков, распространившееся не только у нас, в России, и вообще во всем мире, с тем эпизодическим и крайне ограниченным употреблением, которое имело место в древнем мире. Заметьте, как диавол поступательно воздействует на человечество. Сначала он сделал все для того, чтобы вино, являющееся жертвой людей Богу, употребить во зло, то есть использовать вино для удовлетворения страсти чревоугодия, и привел человека и человечество в целом к такому страшному явлению, как алкоголизм. Далее — табак. Лукавый выпускает из своего арсенала и это оружие. Десятки миллионов людей на земном шаре подвержены табакокурению.
— Говорят: курить — бесам кадить.
— Правильно говорят! Более того, курящий человек не только совершает своеобразное каждение нечистым силам, но и приносит жертву диаволу, потому что оплачивает покупку табака. Это разновидность идолослужения. Беда человечества заключается в том, что оно снова и снова подпадает влиянию лукавого, не делая никаких выводов. И что же мы видим? Наркомания приобрела невиданный размах, потому что человек стал использовать очищенное зелье, особо чистые химические вещества. И, употребляя их, он и вовсе уходит от Бога, Его предает. И начинает служить самоуслаждению во всей полноте. Так человек становится рабом и прислужником сатаны.
Я бы хотел добавить в этой связи, что и табакокурение, и пьянство с точки зрения Всемирной организации здравоохранения является наркоманией. Вот почему и курильщики, и алкоголики, и наркоманы проходят лечение в наркологических больницах. Потому что сущность этих страстей одна — безудержное стремление к потреблению химического вещества, вызывающего зависимость, физическую и психическую. Но наркомания не является только медицинской проблемой, наркомания — это не только болезнь, но прежде всего в духовном, нравственном смысле — страсть, такая же страсть, как чревоугодие, сластолюбие, властолюбие, сребролюбие и тому подобное. Но и это еще не все, наркомания -это проблема и психологическая, и физиологическая, и социальная, так как это греховный образ жизни. Поэтому, когда мы говорим о лечении и реабилитации больных, мы имеем в виду, что работа с ними должна идти во всех направлениях: и в духовном, и в медицинском. С ними призваны работать и врачи, и психологи, и социальные работники, и священнослужители.
Возврат к Богу, в Отчий дом приходит только через сознание своей греховности, через раскаяние. Только в Отчем доме он может получить исцеление. Получить помощь для тела, то есть выздороветь, недостаточно, нужно получить исцеление в духовном смысле, а это значит -встать на путь спасения, на путь воцерковления. Вот задача, которую мы, христиане, должны ставить перед собой. Врач и психолог об этом не заботятся. Они могут предложить свои методы, которые в некотором смысле помогут человеку, облегчат его физические и душевные страдания. Но не обижайтесь на этого врача или психолога, если обнаружите у себя какую-нибудь новую страсть — к деньгам, к лицам противоположного пола, к машинам и так далее. Не удивляйтесь этому, потому что ни врач, ни психолог не ставят задачу спасения души. Но для нас, христиан, такой утилитарный подход неуместен, ибо для спасения человека ничего не сделано. Мы должны стремиться к тому, чтобы человек встал на путь борьбы со своими греховными наклонностями. Как сказано в Евангелии от Луки, в Бога богател.
— Что именно Церковь может предложить страждущему недугом наркомании человеку?
— Конечно, это прежде всего молитва, польза от нее неоценима. Поэтому мы всегда начинаем всякое дело с молитвы. Тем более если речь идет о болезнях, о страстях, на первое место становится молитва. Затем — таинство Исповеди, потому что без покаяния, без коренного, сущностного изменения взгляда на мир и на себя невозможно изменить образа жизни. Собственно говоря, покаяние (metanoia — греч.) и означает перемену образа мыслей, преображения всей системы ценностей человека. Далее необходимо прибегнуть к таинству Елеосвящения. Не всегда человек может видеть свои грехи, осознавать их и каким-либо образом именовать их, вынести их вовне, а это очень важно. В этом случае мы прибегаем к таинству Елеосвящения, оно еще называется соборование. Более того, мы знаем, что это таинство дано нам для врачевания недугов душевных и телесных. Наконец, мы подходим к величайшему таинству, таинству Святого Причастия, и тем самым отдаем себя в руки Верховного Врача, Господа нашего Иисуса Христа. А далее очень важно, чтобы человек не остался без внимания близких. Апостол Павел нас учит: благотворительности и общения не забывайте, друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Здесь крайне важно, когда человек вступил на путь спасения, по мере его воцерковления окружать его теплом и заботой. Желательно при храмах создавать общины трезвости, в которые исцеляющийся мог бы прийти и в атмосфере взаимопонимания и христианской любви получить помощь, поделиться своими трудностями. Полезно было бы, чтобы такие общины вел священник. Тогда выполняется воля Божия: где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди вас. А где Господь, там и спасение наше, там и исцеление. А затем можно дать обет трезвости. Этот обычай не нововведение. Еще в Ветхозаветной Церкви приносились обеты трезвости. Вспомним, например, назореев. В Новозаветной Церкви это Иоанн Предтеча, который никогда не пил вина и сикера, Иаков, брат Господень, и многие другие. Эта традиция была возрождена в дореволюционной России. Святой праведный Иоанн Кронштадтский много приложил сил к этому. Чинопоследование обета трезвости было составлено в Братстве Святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. Оно использовалось и у нас в Подмосковье очень широко, в частности в Нахабино, у отца Сергия Пермского, где десятки тысяч человек давали обет трезвости и исцелялись. Это не сказки, об этом можно прочитать. К отцу Сергию ездили светила медицины с тем, чтобы посмотреть, как ему удается без всяких лекарств отвратить человека от пьянства. И в наше время нужно использовать это Чинопоследование, но должен предупредить, что ни в коем случае нельзя его ставить, что называется, на поток, потому что с каждым человеком нужно работать отдельно. Только подготовленный человек, сознательно, преисполнившись решимости, в покаянии и молитве испрашивает благодатной помощи Божией и держит свое слово пред Богом.
Вот что я хотел сказать в напутствие для тех, кто желает оказывать помощь при храмах людям, страдающим наркологическими заболеваниями. Да поможет нам Бог!
Беседовал Алексей БЕЛЯВСКИЙ
«Воскресная школа»
По крайней мере один член секты «Церковь сайентологии» баллотировался в Государственную Думу на прошедших 19 декабря выборах.В Ленинградском округе № 194 в Москве один из руководителей секты Владимир Иванов пробовал свои силы в предвыборной кампании. Естественно, принадлежность к скандально известной секте во время предвыборной кампании он никак не афишировал.
Здравствуй, уважаемая редакция. Так как я нахожусь в местах не столь отдаленных, то вашу газету читаю по мере возможности, и вот совсем недавно, читая 21 номер газеты, я обратил внимание на статью «Бывших наркоманов не бывает» и по поводу этого решил написать письмо.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.